Чем аукнется для Украины ее любовь к офшорам и отказ от MLI: последствия для бизнеса

Точка зору

Недавно Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выразила в письме президенту Украины Петру Порошенко свои опасения по поводу задержки подписания Украиной Многостороннего соглашения (MLI) в рамках внедрения международных норм по борьбе с офшорами, известных как BEPS. О чем сообщила советник министра финансов Елена Макеева.

По ее словам, в ОЭСР считают, что задержка подписания этого соглашения может послать негативный сигнал международному сообществу о том, что Украина не слишком хочет бороться с теми, кто скрывает свои доходы от налогообложения. А невыполнение минимальных стандартов по борьбе с офшорами может стать причиной включения Украины в список офшорных зон Евросоюза.

По просьбе UBR.ua юристы рассказали, что значит на практике для отечественного бизнеса вся эта европейская бюрократия по борьбе с офшорами.

Что не случилось

Напомним, как член сообщества BEPS — Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base erosion and Profit Shifting,), наша страна обязалась выполнить минимальный стандарт так называемого Плана действий BEPS.

Где, среди прочего, значится обязательный пересмотр действующих конвенций об избежании двойного налогообложения, чтобы предотвратить злоупотребления при применении этих конвенций.

Как пояснил UBR.ua ассоциированный партнер ILF Артем Наумов, многостороннее соглашение MLI — это специально разработанный механизм для унификации международных договоров об избежании двойного налогообложения.

«Разные договоры предусматривают разные налоговые послабления. Например, в одном государстве нет налога при выплате дивидендов, в другом — нет налога на «входящие» дивиденды, и так далее. В результате, используя разные режимы в разных странах, плательщики выстраивали схемы, позволяющие вовсе не платить налоги», — пояснил Наумов.

Но чтобы унифицировать массу договоров, последовательно меняя и ратифицируя их, пришлось бы потратить массу времени и сил. Поэтому и был предложен механизм MLI, который автоматически вносит изменения во все договоры между странами-подписантами.

Например, меняются все преамбулы договоров в части прямого запрета использования налоговой конвенции для ухода от налогообложения. Для этого вводятся также методы определения цели, с которой был использован договор об избежании двойного налогообложения. То есть, неформально оценивать право компании на использование того или иного режима, а экономическая целесообразность такой операции.

«Скажем, при заказе маркетинговых услуг будут смотреть, нужны ли они были компании. Зато по некоторым позициям государства могут оставить индивидуальные нормы и условия, то есть принять унификацию частично», – поясняют в ILF.

Так сложилось, что многие конвенции, подписанные Украиной, предполагали нулевые ставки при выплате доходов из Украины в другие страны. Потому эти конвенции и стали интересны отечественному бизнесу.

Воздержавшись от подписания унифицированной конвенции, Украина, по сути продолжает работу по последовательному пересмотру отдельных договоров, которых у нас около семи десятков. Поэтому пока для отечественного бизнеса мало что меняется. Но в будущем в любом случае нашим компаниям придется пересмотреть свою работу.

К чему готовиться

Тот факт, что Украина не подписала MLI 24 января 2018 года вряд ли приведет к быстрому включению Украины в список офшорных юрисдикций. По словам старшего юриста Eterna Law Карины Павлюк, при отборе стран, которые попали в «черный список», обнародованный Евросоюзом 5 декабря 2017 года, ЕС руководствовалось другими критериями.

А именно:

  1. насколько законодательство страны соответствует стандартам по автоматическому обмену налоговой информацией;
  2. какая система налогообложения в стране и в частности, размер налога на прибыль;
  3. присоединилась ли страна к имплементации минимального стандарта плана BEPS.

С учетом того, что Украина взяла на себя обязательство внедрить 4 шага BEPS и обещает присоединиться к автоматическому обмену налоговой информацией с 2019-2020 гг. и налог на прибыль у нас выше среднего в сравнении с европейскими странам (18%), вряд ли наша страна будет включена в список оффшорных стран на том лишь основании, что она не подписала MLI.

«Безусловно, указанное событие привлечет к нам более пристальное внимание ЕС и ОЭСР. Однако, если MLI будет подписана в ближайшее время, по нашему мнению, данный инцидент можно будет считать исчерпанным», — полагает Павлюк.

Ассоциированный партнер Crowe Horwath AC Ukraine Рустам Вахитов считает, что задержка с подписанием может привести к низким оценкам Украины в процессе мониторинга имплементации BEPS, но это не означает немедленных санкций для украинских компаний.

«Необходимо иметь в виду, что имплементация MLI приведет к ухудшению положений украинских соглашений об избежании двойного налогообложения и объективному повышению уровня налогообложения украинских групп», — заметил Вахитов.

Поэтому здесь не должно быть поспешных решений и до подписания MLI должно быть четкое понимание какие из позиций этого документа выбираются, почему и какие последствия это будет иметь для украинского бизнеса.

«Разумно было бы вынести проекты соответствующих документов на публичное обсуждение до их подписания, так как каждая из выбранных позиций может иметь огромное влияние на интересы украинского бизнеса. Процесс подписания к MLI должен быть продуманным, прозрачным и публичным», — убежден Вахитов.

Как отмечает юрист юридической фирмы «Астерс» Павел Шовак, предельных сроков для подписания Многостороннего соглашения (MLI) нет и в принципе все желающие могут обратиться к ОЭСР, изъявив желание присоединиться MLI. В то же время ни одно государство не может быть принуждено к подписанию международного договора, включая MLI.

«Тем не менее, Украина, ранее изъявившая желание быть стороной MLI, выглядит не в самом лучшем свете, отказываясь подписать MLI и не являясь на церемонию ее подписания. Такое поведение может в очередной раз свидетельствовать для мирового сообщества о том, что украинская власть непостоянна в своих намерениях и не может рассматриваться в качестве надежного делового партнера», — говорят в «Астерс».

Если подписание все-таки не произойдет и MLI не будет ратифицирована в Украине, то есть риск, что отдельные государства будут по крайней мере давить на нашу власть в данном вопросе под угрозой денонсации ныне действующих конвенций об избежании двойного налогообложения.

«Также не исключено, что из государств, которые не присоединились к MLI, сформируют черный список юрисдикций, которые не выполняют общепринятые международные стандарты в сфере налогообложения. Если Украину включат в подобный перечень, то операции с украинскими компаниями будут более тщательно проверяться иностранными налоговыми органами и иностранными банками», — подчеркнул Шовак.

Как следствие, желание сотрудничать с украинским бизнесом может уменьшиться, что приведет к уменьшению притока валюты в страну.

Артем Наумов советует бизнесу, не дожидаясь внедрения правил BEPS, уже сейчас пересмотреть модель работы. Ведь модели, построенные на использовании налоговых конвенций, могут оказаться нерабочими.

Надо готовиться уже сейчас. Тем более, что для заграничных подразделений международные правила уже действуют и не касаются только договоров с Украиной.

Константин Симоненко

Новини

27 Грудня 2023

Кабмін залишив до травня діючий тариф на е/е для населення

Австралійська група GWR продає залізорудний проект Wiluna West

Казахстан планує у 2025 році запустити феросплавний завод

Франція за рік скоротила викиди парникових газів на 4,6%

Україна відкладе виплату пенсій та зарплат, якщо США та ЄС не дадуть допомогу – Свириденко 

Українці стали більш скептично оцінювати економічну ситуацію в країні

Нафтогаз забрав у Фірташа ліцензії на розподіл газу у Рівненській та Закарпатській областях

Загальні викиди в металургії Китаю зросли на 5,9% 

Вантажівки на кордоні з Польшею стоять у черзі по три тижні

США оголосили остаточні антидемпінгові мита на OCTG-труби Інтерпайпа

Китайська Baowu почне отримувати залізну руду з Ліберії

Bahrain Steel витратить 250 млн дол на декарбонізацію

Окупанти вивозять крадений металобрухт з Бердянського порту

Україна може повернутися на ринок зовнішніх запозичень в 2025 році

Німеччина скоротила імпорт та експорт металобрухту

Outokumpu побудує завод з виробництва біококсу

ВСІ НОВИНИ ⇢