Болельщиков запугали

Точка зору

Точные цифры дохода от проведения на Донетчине праздника футбола еще не подсчитаны, но предположительно он может составить 300 млн. грн., львиную долю которых получил частный бизнес. В выигрыше оказались отельеры, владельцы удачно расположенных вблизи стадиона квартир, перевозчики и продавцы пива. На подготовку же областного центра к Евро-2012 была потрачена куда более внушительная сумма — около 29 млрд. грн. Причем основная часть этих денег выделена региону из государственной казны.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко предположил, что если каждый из посетивших областной центр болельщиков потратил хотя бы EUR100, общая сумма средств, оставленных туристами в дни футбольного праздника, составит не менее 300 млн. грн. «Это питание, проживание, билеты — все по минимуму. Чуть позже мы подсчитаем и скажем точную цифру»,— говорит он. Однако представители бизнеса сетуют, что рассчитывали на большее.

Подвел плохой имидж

По данным пресс-центра принимающего города, приезжие предпочли селиться в гостиницах. «Загруженность отелей на 98-99% в дни матчей говорит о том, что предприниматели области получили серьезные доходы»,— уверен губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий. За 17 дней игр отели продали почти 25 тыс. место-ночей. Однако в периоды между матчами (всего их в Донецке было проведено пять) дела у владельцев гостиниц шли не так удачно, как хотелось. Свободных мест было достаточно, незагруженными оказались не только номера, но и рестораны. «Большинство постояльцев прибывали за несколько часов до игры, и отбывали вскоре после ее окончания. Возможно, ситуация была бы иной, если бы болельщики оставались в Донецке на несколько дней»,— рассказала «i» на условиях анонимности сотрудница одной из местных гостиниц.

Явно проиграли хозяева частных квартир, рассчитывавшие изрядно заработать в период Евро-2012. Многих из них подвела чрезмерная жадность. Заломив заоблачные цены, они оттолкнули потенциальных постояльцев. Кроме того, городу повредил «криминальный имидж», о котором массово сообщалось в СМИ. «Те, кто может и не прочь были остаться в Донецке на ночь, выезжали из города сразу после матчей, используя чартерные рейсы, машины, автобусы — что угодно. В результате почти половина жилья, предназначенного для гостей Евро-2012, пустовала. Проблемы были у владельцев, которые запросили около $100 в сутки и держали цену даже тогда, когда стало ясно, что ажиотажного спроса не будет. У тех, кто понял, что нужно снижать прайсы до $30-40, клиенты были»,— отметил директор донецкого агентства недвижимости «Жилком» Сергей Тахтаров. Он добавил, что наибольшим спросом пользовалось малогабаритные квартиры, рассчитанные на три-четыре места, расположенные в пределах пешеходной доступности от стадиона «Донбасс Арена».

Не спешили туристы селиться и в специально подготовленных для них местах с демократическими ценами. Кемпинг-парк на 4 тыс. мест, построенный для евроболельщиков, на протяжении чемпионата оставался заполненным в лучшем случае на треть. Даже в дни матчей на ночлег там останавливались лишь 1-1,2 тыс. человек, а всего за 17 дней болельщики выкупили 15,4 тыс. место-ночей. Невысок был спрос и на хостелы, рассчитанные в общей сложности на 7 тыс. постояльцев. Они едва были заполнены наполовину.

Зато с лихвой оправдались самые оптимистичные ожидания донецких пивоваров и транспортников. Только в день матча Украина — Англия болельщики в фан-зоне выпили 9,6 тыс. л пива, несмотря на его дороговизну. Если обычно за бокал пенного напитка отечественного производства в городе платят по 8-10 грн., то во время турнира в фан-зоне его продавали по 20 грн. за бокал. Таксисты при виде иностранцев или запоздавших после позднего матча болельщиков не стеснялись «заламывать» цены в пять-шесть раз выше тарифа. Не в накладе остались и официальные перевозчики. Аэропорт «Донецк» только в день полуфинального матча принял 8 тыс. пассажиров, а всего за дни чемпионата воздушными воротами Донецка воспользовались около 57 тыс. человек. Железнодорожный вокзал принимал по 8-9 тыс. пассажиров в день. Приятный бонус получит и Донецкое трамвайно-троллейбусное управление, которому УЕФА компенсирует EUR250 тыс. за проезд болельщиков Евро-2012, имевших билеты на матчи.

Потратились изрядно

Полученные доходы несопоставимы с расходами на подготовку Донецка к Евро-2012, которые в общей сложности составили 29 млрд. грн. «Из этой суммы 20 млрд. грн. — средства государства, 1 млрд. — из местных бюджетов, а остальное — частные инвестиции»,— сообщили «i» в городском совете. Эти цифры заложены в последней версии муниципальной целевой программы подготовки Донецка к чемпионату, принятой на июньской сессии горсовета.

Наиболее затратная статья этого документа связана с развитием транспортной инфраструктуры и благоустройством территории областного центра. Реконструкция дорог, аэропорта, железнодорожного вокзала, приобретение и модернизация автобусов, трамваев и троллейбусов обошлись почти в 24 млрд. грн. «На эту часть программы ушла почти вся сумма финансирования из местных источников и из государственного бюджета, а также 3,2 млрд. грн. средств инвесторов»,— уточнили в горсовете.

Благоустройство территории вокруг главного спортивного объекта Донецка — стадиона «Донбасс Арена» на 51 тыс. мест, принадлежащего футбольному клубу Рината Ахметова «Шахтер», обошлось местным бюджетам в 88 млн. грн., еще 6 млн. грн. добавило государство. За эти деньги там была оборудована так называемая Зона гостеприимности. Также была обустроена тренировочная база Великоанадольского лесного колледжа. На эти цели 24 млн. грн. выделено из госбюджета, а еще 9,6 млн. грн. в объект вложили владельцы расположенного неподалеку отеля «Форест парк».

Какая часть вырученных предпринимателями средств поступит в казну области и Донецка, пока неизвестно. Однако можно предположить, что речь идет о символической сумме. Ведь трех- пятизвездочные отели, как недавно построенные, так и реконструированные ради чемпионата, были освобождены от налога на прибыль. Причем бюджет не будет получать денег от гостиничной деятельности еще десятилетие: Налоговый кодекс предоставил отельерам эту преференцию до 2021 г. В свою очередь власти Донецка на пять лет освободили инвесторов строительства гостиниц от местных налогов и сборов, в том числе платы за землю. Предоставленные льготы позволят отельерам не только вернуть инвестиции, но и получить неплохую прибыль. Ведь в Донецке только в ближайшие два года будут проводиться спортивные состязания мирового масштаба по легкой атлетике и хоккею, которые наверняка посетит немалое количество гостей. Амбициозные донетчане будут претендовать на роль хозяев крупнейших турниров и в дальнейшем: хоккейный клуб «Донбасс», президентом которого является вице-премьер Борис Колесников, намерен построить для домашних игр новую ледовую арену вместимостью не менее 10 тыс. зрителей, что позволит клубу соответствовать требованиям Континентальной хоккейной лиги. Также в планах возведение многофункциональной арены в Донецке на 15 тыс. болельщиков для Евробаскета-2015. Не останется пустующей и «Донбасс Арена», гендиректор которой Александр Атаманенко недавно заявил, что стадион будет претендовать на проведение финала Лиги Европы.

Наталья Ларинова

Новини

23 Квітня 2024

ДТЕК потрібно 350 млн дол для ремонту зруйнованих ТЕС

Країни G7 допоможуть Україні відновити пошкоджену електрогенерацію

У лютому Україна зменшила експорт ЗРС на 21,7%

Зеленський доручив підготувати план захисту інфраструктури від російських ударів

G7 допоможе Україні у відновленні об’єктів енергетики

Україна до зими має збільшити потужності генерації – Галущенко

22 Квітня 2024

У Хмельницькій області готуються подвоїти кількість індустріальних парків

Окупанти завдали понад $63 млрд збитків довкіллю України

Westinghouse проводить дослідження щодо добудови двох енергоблоків на ХАЕС

Блекауту не буде – енергосистема цілісна – Міненергетики

ЄС знову обіцяє санкції щодо танкерів, які перевозять російську нафту

У Кабміні розробляють порядок бронювання працівників через Дію

ФРУ звернулась до уряду з рекомендаціями врегулювання питань СВАМ

Ціни на природний газ зросли до максимуму за п’ять місяців

Поляки розблокували пункт пропуску Ягодин – Дорогуськ

УЗ відтермінувала списання майже 14,5 тис вантажних вагонів

ВСІ НОВИНИ ⇢