Автокатастрофа

Точка зору

Продажи новых машин в Украине снизились на 60%. По оценкам экспертов в 2009 году объем авторынка сократится до уровня 2005-го. В январе, по предварительным данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), в Украине было продано около 18—20 тыс. новых машин. По сравнению с декабрем продажи снизились как минимум на 60%, с январем 2008-го — почти на 64%.

По оценкам экспертов, в нынешнем году продажи упадут более чем вдвое. «Поскольку еще не известны макроэкономические прогнозы и окончательно не ясна природа и длительность кризисных явлений, рассчитывать можно лишь на короткий промежуток времени, — говорит глава информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий. — По нашему мнению, авторынок в I квартале скатится к уровню 2005–2006 гг., что равнозначно падению на 60–70%».

Причины январского обвала отечественного авторынка не ограничиваются прекращением кредитования — с января, на фоне стремительного падения покупательной способности, в Украине резко подорожали новые автомобили. Номинированная в национальной валюте стоимость новых машин — как импортных, так и собираемых в Украине — с декабря 2008-го выросла на 15–50%. При этом большинство работодателей на 15–25% сократили и без того похудевшие из-за курсовой разницы гривневые зарплаты.

Автомобиль снова считается роскошью не только в Украине. По итогам 2008-го в Европе автопродажи сократились на 7,8% — до 14,71 млн машин. В США в прошлом году рынок просел на 18%. В 2009-м большинство автоконцернов ожидают падения спроса еще на 20%.

В условиях глобального падения спроса на автомобили власти большинства стран с развитым автопромом пытаются всячески поддержать производителей. В США General Motors Corp. и Chrysler LLC за счет государства получили кредит на $17,4 млрд — Конгресс делает все, чтобы автоконцерны не переложили собственные трудности на плечи покупателей, подняв отпускные цены. В Великобритании также разрабатывается программа поддержки автопрома. Главная задача британского правительства — упростить получение автокредитов и предоставить субсидии производителям для сохранения рабочих мест. На эти цели правительство Соединенного Королевства готово выделить GBP2,3 млрд. Власти Германии пошли еще дальше: каждому владельцу машины старше девяти лет при покупке нового автомобиля компенсируется часть его стоимости — EUR2,5 тыс. Госсовет Китая стимулирует спрос на производимые в стране автомобили за счет снижения налога на модели с объемом двигателя до 1,6 л — с 10% до 5% от стоимости легковушки. А покупатели железных лошадей с двигателем 1,3 л и меньше получают субсидии от государства.

Украинские власти поступают с точностью до наоборот. В декабре прошлого года парламент в 1,5–10 раз повысил акцизный сбор на автомобили (в зависимости от объема двигателя). Также ВР ввела новые ставки налога с владельцев легковушек — для автомобилей с объемом двигателя свыше 2,2 л транспортный сбор вырос более чем втрое.

Мимо нас В 2009-м импорт автомобилей в Украину сократится в 2—3 раза

Сегодня на отечественный автомобильный рынок влияет целый ряд негативных факторов: сокращение объемов кредитования, падение доходов населения и покупательной способности, рост гривневых цен в связи с девальвацией национальной валюты. В условиях кризиса, когда спрос небольшой, автодилеры пытаются максимально заработать на каждой машине. В отличие от докризисных годов сейчас они работают с большей маржой — не менее 10%. При этом нынешние цены на легковушки не окончательны. Новые автомобили, собираемые за границей, могут подорожать еще на 5–10%, если депутаты преодолеют президентское вето на закон, предусматривающий введение временной надбавки в размере 13% к существующей пошлине (сейчас — 10%).

Чтобы сохранить рентабельность и стимулировать спрос, импортеры будут завозить намного меньше автомобилей, реализовывать продукцию по лизинговым схемам и даже кредитовать за счет собственных ресурсов. Но рынку это мало поможет. Если по итогам 2008-го объем украинского авторынка составил EUR9 млрд (за год было продано 623 тыс. автомобилей — на 14,9% больше, чем в 2007-м), то в 2009-м — и в деньгах, и в натуральном выражении — скорее всего, сократится вдвое-втрое. К примеру, по мнению президента УкрАВТО Тариэла Васадзе, продажи упадут до 250–270 тыс. автомобилей — это меньше, чем в 2005-м.

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢