Сжиженный газ проигрывает бензину

Точка зору

Падение цен на традиционные нефтепродукты ударило по смежным топливным рынкам. Эксперты и участники рынка отмечают, что за последние месяцы объемы реализации сжиженного газа уменьшились в три раза, и не исключают дальнейшего уменьшения его производства нашими предприятиями.

Основной причиной дестабилизации рынка сжиженного газа эксперты называют обвал цен на черное золото. Подешевевшие традиционные нефтепродукты отобрали у пропан-бутановых смесей одно из их главных преимуществ — ценовое. В прошлом году на фоне дорожающих бензинов и дизтоплива все больше автолюбителей решались переоборудовать свои авто под сжиженный газ. При ценовой разнице почти в 4 грн. срок окупаемости такой переделки был сравнительно невелик. На волне этого прошлогоднего ажиотажа количество оборудованных газораздаточными колонками АЗС перевалило за 1,3 тыс., а доля автомобилей, которые могут ездить на газе, достигла в некоторых областях 16%. Учитывая такой стремительный рост, многие операторы нефтерынка взялись развивать это направление. «В 2008 г. мы почти в два раза увеличили количество АГЗП — до 103 модулей в сети под брендом «ОККО». В эксплуатацию были введены 44 АГЗП»,— отмечают в концерне «Галнефтегаз».

Но после падения цен на нефтепродукты и операторы, и наблюдатели рынка стали отмечать, что спрос на это более экологичное и дешевое топливо, даже с учетом традиционного сезонного затишья, сокращается быстрыми темпами: «Спрос упал на 15% только за последние два месяца»,— констатирует старший менеджер отдела оптовых продаж компании «Газовик» Алла Ковтун. В то же время эксперты фиксируют еще большее проседание рынка: «Объемы реализации сжиженного газа сократились втрое. При этом впервые за историю рынка сжиженного газа его стоимость упала ниже метана — до 2,40 грн. за 1 л»,— говорит замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Даже несмотря на то что стоимость бензинов после ценового дна в конце прошлого года снова выросла (из-за повышения акцизов), ситуация с потреблением сжиженного газа пока не улучшается. «На пути развития рынка стоит и то, что законодательство не предусматривает никаких льгот при перерегистрации переоборудованного авто, да и вложенные в такую трансформацию средства окупаются теперь дольше — благодаря девальвации гривни стоимость такого мероприятия существенно выросла»,— рассуждает господин Рябцев.

Отсутствие поддержки развития рынка сжиженного газа на государственном уровне привело к тому, что наши предприятия стали сокращать выпуск этого топлива. НПЗ уменьшают производство сжиженного газа — как из-за общего падения объемов переработки, так и ввиду того, что внутренний рынок этого топлива не растет, а его экспорт облагается пошлиной. Из-за уменьшения добычи нефти и газового конденсата стали выпускать меньше этого топлива и предприятия «Нефтегаза Украины».

Тем не менее операторы рынка стараются не отказываться от планов развития этого направления. «Галнефтегаз» намерен в этом году обзавестись еще 40 газовыми модулями. Не отказываются от освоения внутреннего рынка газа и в «ТНК-ВР Коммерс», которой сейчас принадлежит лишь восемь станций, торгующих газом. Летом прошлого года в компании заявляли, что активно готовятся в 2009 г. начать строительство и покупку газовых хранилищ, газовозов и т.д. «Мы не отказываемся от планов освоения отечественного сегмента сжиженного газа. Другое дело, что текущая экономическая ситуация вносит свои коррективы»,— утверждают в «ТНК-ВР Коммерс», но пока не конкретизируют свои намерения.

Впрочем, некоторые участники рынка настроены более оптимистично: «Сжиженный газ становится потенциально привлекательным для потребителя, если его цена составляет 60% от стоимости бензина А-95. Сейчас стоимость сжиженного газа составляет 45-50% от цены 95-го бензина с учетом нового акциза. Если эта ценовая пропорция сохранится — потребление газа обязательно вырастет»,— прогнозируют аналитики концерна «Галнефтегаз».

Новини

24 Квітня 2024

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

ВСІ НОВИНИ ⇢