Нужен ли Украине "добрый царь"? Версия Гриценко

Точка зору

Украинцы пережили президентскую республику при Кучме, парламентско-президентскую республику при Ющенко, а что впереди? Дефицит идей по обустройству Украины решил компенсировать председатель парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Гриценко.

Необходимость наведения демократического порядка экс-министр обороны аргументирует просто: "Сегодня вертикаль власти превратилась в горизонталь, которая лежит на полу. Даже когда власть в отдельных случаях принимает решения, они не выполняются самой же властью… Интересы страны и миллионов людей давно отошли на десятый план".

Если провести параллель с автомобилем, то, по словам Анатолия Степановича, создавая автомобиль, мы больше заботимся о тормозах, нежели о двигателе и ходовой части. Но авто должно ездить, это его главная функция, кто бы ни сел за руль.

Когда все хорошо, можно побаловаться демократией, а когда все плохо – поможет "определенный авторитаризм власти"!

Вариант канцлерской республики, где сильный премьер и слабый президент, экс-министра не устраивает. Что бы там ни говорила Тимошенко, а страной должен рулить всенародно избираемый президент, а не премьер-министр – ставленник парламента.

Прелести кнута

По Конституции Гриценко, на второй день после вступления в должность президент без коалиции и многомесячной болтовни объявляет состав правительства и приступает к работе.

Кабмин работает весь срок полномочий главы государства, начинает реформы, не боясь, что через полгода – "с вещами на выход".

Если правительство работает неэффективно, негатив ложится на президента. Он, конечно, может "выпускать пар", тасуя время от времени премьеров и министров, но долго оставаться в стороне ему не удастся.

Необходимость утверждать программу правительства отпадет, достаточно будет программы, с которой глава государства выиграл выборы. Все решения правительства вводятся в действие указами президента.

И главное, в стране будет не три правительства, как сейчас (собственно Кабмин, СНБО и Секретариат президента), а одно. Два освободившихся здания будут переданы Киеву. Коалиция как понятие уходит в небытие.

Диктатура, "освященная" референдумом

Чтобы "диктатура закона" не обернулась диктатурой над законом и не только над ним, Гриценко предлагает ряд механизмов, призванных спустить "демократического царя" с небес на землю.

Во-первых, ограничивается неприкосновенность президента, депутатов и судей. Против них может быть в любой момент возбуждено уголовное дело, но арест и задержание – только на основании обвинительного приговора суда.

Во-вторых, для объявления импичмента президенту достаточно всего 300 голосов (сейчас – 338), безо всяких комиссий, КСУ и спецпрокурора.

В-третьих, срок полномочий президента и Рады уменьшается с пяти до четырех лет.

В-четвертых, парламент простым большинством в 226 голосов может объявить референдум о недоверии президенту. Аналогично, глава государства в любое время может поставить вопрос о недоверии парламенту, мешающему ему жить.

Для охлаждения "горячих голов", которым вздумается "поиграть в референдум", автор Конституции предлагает "сдержки и противовесы":

– инициировать референдум президент и парламент могут только единожды за период каденции;

– принцип бумеранга – независимо от того, кто объявляет референдум, в бюллетень включаются два вопроса: "Доверяете ли вы Президенту?" и "Доверяете ли вы Раде?".

Если депутаты захотят скинуть президента по политическим мотивам, а народ его подержит, результатом станет перезагрузка самой Рады. Аналогично, президента ждет почетная пенсия, если затея с референдумом против парламента провалится. Если народ скажет на референдуме "фи" обоим, то происходит полная "перезагрузка" власти.

Выбрал – и спи спокойно

На первый взгляд, механизмов, защищающих парламент от президента-самодура и наоборот, вполне достаточно. Но где же в этой схеме народ, который тоже должен быть защищен от финансовых аппетитов этих двоих?

Автор, конечно, весьма точно сравнивает нынешнее государство с неработающим авто. Проблема еще и в том, что команда, которая рулит нашим общим авто, не просто стремится набить карманы и удержаться у власти, но исполнять Конституцию, в принципе, не собирается.

Народ же в течение 18 лет не имеет никаких механизмов, чтобы подтолкнуть неработающую власть, погрязшую в коррупции, к тому, чтобы покинуть свои теплые кабинеты раньше времени. Механизм референдума путем сбора 3 млн. подписей не работает. Надежд на оппозицию мало: ни импичмент, ни референдум она объявить не может.

В других странах в этих случаях на помощь приходят суды. Но в судебной системе Анатолий Степанович предлагает сохранить статус-кво: судью на первый срок назначает президент, а затем бессрочно – парламент. И где искать защиты миллионам бедолаг, уволенным "по согласию сторон", многократно обманутым ЖЭКами и правительством, непонятно.

Помимо объективных сложностей, вызванных кризисом, президенту придется также столкнуться с неустойчивыми позициями в парламенте. Последний в этом случае превращается в мечту бюрократа: все контролировать и ни за что не отвечать. Если президент и спикер окажутся единомышленниками – это здорово, в противном случае между ними начнется война на уничтожение.

Хотя ключи к формированию Кабмина находятся в руках президента, без Рады, принимающей законы, ему не обойтись. В украинском варианте это сведется к купле-продаже министерских должностей, а президент станет объектом постоянного шантажа и вымогательства со стороны депутатов.

Что касается референдума как механизма контроля, то история учит, что каждый диктатор с легкостью готов пройти горнило выборов, поскольку его популярность в народе часто намного выше, чем у демократических правителей.

Более того, парламент и президент, рискуя должностью, могут объявить его только раз за каденцию. А где гарантия, что новый парламент со старым президентом или новый президент со старым парламентом найдут общий язык?

Или еще: на президента "Конституцией порядка" возлагается непосильный груз, начиная от внешней политики и заканчивая посевной и уборкой. Наконец, очень много будет зависеть от деталей, которыми можно испортить любую хорошую идею. Например, какой будет процедура референдума, появятся ли открытые списки на выборах.

И главное: Конституция не устраняет тотального противоречия интересов крупных олигархов, засевших в парламенте, и мелкого и среднего бизнеса, обреченного выживать самостоятельно.

Как писал ранее Мирослав Попович, директор Института философии Национальной академии наук Украины, для Украины опасна как раз "авторитарная власть, похожая на конституционную монархию или режим времен развитого социализма". "Влиятельные финансово-политические группы очерчивают прерогативы первого лица, а сами договариваются "по понятиям" в закулисном порядке в парламенте… Они всегда потихоньку договорятся, и система будет действовать стабильно. Но о правах и свободах граждан здесь и речи нет. Под эту систему ищут соответствующую правовую модель".

Дрейф к авторитаризму, по его мнению, гарантирует Украине место "европейской Колумбии" или "в ЕЭПовской квадриге". И это будет надолго, если не навсегда. Остается лишь надеяться, что диктатором, тираном или самодуром окажется, по крайней мере, умный человек.

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢