Бюджетообязанный

Точка зору

В интервью заместитель председателя ГНАУ Сергей Власенко рассказал об антикризисных планах налоговой администрации, а также о том, что:

1) налоговые поступления падают
2) готов арестовывать имущество должников
3) обнулить задолженность государства по НДС невозможно
4) упрощенцев вернут в рамки идеологии.

— В законе о госбюджете на 2009 год предусмотрено 41,93 млрд грн поступлений по налогу на прибыль предприятий — почти столько же, сколько и в минувшем году, и 94,84 млрд грн поступлений по НДС — плюс 8,77 млрд грн. Реально ли собрать запланированное в условиях экономического кризиса?

— Работа ГНАУ будет направлена на то, чтобы доходная часть госбюджета была выполнена.

— В процессе подготовки бюджета Минфин консультировался с ГНАУ. Ваши прогнозы относительно основных налогов и сборов совпали?

— Да, консультации были. Мы обращали внимание руководства Минфина на сокращение поступлений по бюджетоформирующим налогам в IV квартале 2008 года, предполагая, что эта тенденция станет определяющей и в 2009-м. Пожалуй, самая плачевная ситуация будет с различными начислениями на фонд оплаты труда, с поступлениями по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль предприятий.

— 2009-й — год выборов. ГНАУ оказывается меж двух огней: с одной стороны, есть объективные предпосылки снижения налоговых поступлений, с другой — обещания профинансировать все социальные расходы в полном объеме. Как будете работать в таких условиях?

— Необходимо искать решение проблемы, оно находится за пределами нашей компетенции. Скажу лишь, что давление на налогоплательщиков — не наш метод. Мы понимаем, что сокращение налоговых поступлений в условиях кризиса — закономерное явление. У нас есть план, однако в процессе работы он будет корректироваться. Со своей стороны намерены предложить изменения в действующее законодательство, затрагивающее вопросы администрирования отдельных налогов и полномочий ГНАУ при проведении проверок.

— В редакцию обращаются бизнесмены, которых вынуждают платить налоги наперед. Какие внутренние распоряжения делались по поводу авансовых платежей?

— Не отрицаю, что такие случаи могли быть зафиксированы. Но они — исключение, а не централизованная политика нашего ведомства. Мы понимаем, с какими проблемами сталкиваются налогоплательщики во время кризиса, но при этом просим их не забывать о том, что платить налоги — их прямая обязанность. Мы не просим платить больше, чем того требует действующее законодательство, но выполнять обязательства перед бюджетом необходимо в полном объеме и своевременно. Невзирая на кризис, ГНАУ будет жестко пресекать попытки уклонения от уплаты налогов. В частности, мы хотим получить право самостоятельно принимать решение об аресте имущества предприятий, подозреваемых в умышленном уклонении от уплаты и в отношении которых возбуждены уголовные дела.

— В условиях кризиса многие компании будут оптимизировать налоговые платежи с фондов оплаты труда при помощи упрощенной системы налогообложения. Как вы намерены на это реагировать?

— Суть упрощенной системы налогообложения в Украине, как мне кажется, абсолютно извращена. Если работник, который фактически находится в трудовых отношениях с предприятием, зарегистрирован как частный предприниматель и якобы предоставляет услуги в соответствии с гражданско-правовым договором, то речь идет о применении схемы уклонения от уплаты налогов при помощи упрощенной системы налогообложения. Если работник находится в трудовых отношениях, то работодатель должен официально платить ему зарплату, облагаемую налогом на доходы физических лиц и увеличивающую начисления на ФОТ. Нельзя одни правоотношения подменять другими, уходя от уплаты налогов. Бизнес, связанный с упрощенной системой налогообложения, должен вернуться в рамки определенной идеологии. Если малый семейный бизнес работает с оборотом до 500 тыс. грн в год — это одна история, а когда крупнейшая сеть ресторанов всех официантов «переводит» на систему единого налога — другая. Незаконные упрощенцы и их работодатели будут объектами пристального внимания со стороны налоговых органов.

— Каким образом? При помощи внеплановых проверок?

— ГНАУ будет обращать внимание на такие предприятия и своевременно реагировать всеми возможными законными средствами. Насколько мне известно, вся торговля в Киеве — это бизнес частных предпринимателей. Но я сомневаюсь, что у этих ЧП оборот до 500 тыс. грн в год. Проблема усугубляется еще и тем, что частные предприятия, как правило, работают по упрощенной системе бухгалтерской отчетности и учета. Это позволяет определенным структурам через ЧП легализовать товар, который незаконно попал на территорию Украины. С такого рода схемами мы будем бороться в первую очередь. В общем, когда бизнес пытается в рамках законодательства оптимизировать затраты, то логику его действий можно понять. Но я не готов согласиться с подменой трудовых отношений гражданско-правовыми, это неверно ни с точки зрения духа закона, ни с точки зрения его буквы.

 — Подписывая меморандум с собственниками металлургических комбинатов, премьер Юлия Тимошенко обещала им возмещать НДС в течение пяти дней. Достаточно ли этого времени для того, чтобы предотвратить фиктивное возмещение?

— Согласно действующему законодательству, мы и обязаны возмещать НДС в течение пяти дней после проведения соответствующих процедур. Без проверок никто никому ничего не будет возмещать.

—Почему в условиях экономического кризиса Украина не пошла на снижение налоговых ставок, как это сделали в России и Грузии?

— Такого рода варианты рассматривались. Не исключено, что ставки налогов на прибыль и добавочную стоимость будут снижены, но к этому вопросу нужно подходить очень взвешенно. Об уменьшении налога с доходов физических лиц речь не идет, потому что он у нас один из самых низких в Европе. А инициативы некоторых народных депутатов относительно возвращения к прогрессивной шкале налогообложения лично мне кажутся некорректными. Да, богатые должны платить больше, но ведь они и платят больше, как минимум в абсолютных цифрах. Есть инициативы о введении специальных налогов на недвижимость и богатство. Однако юрлица, платящие налог на недвижимость, должны получить возможность учитывать эти отчисления, например, при уплате налога на прибыль.

— По состоянию на 1 августа 2008 года задолженность государства по НДС превышала 3 млрд грн. Сколько должны сейчас?

— Свести просроченную задолженность по НДС к нулю невозможно. Скажем, в структуре задолженности есть такая позиция, как НДС, который необходимо вернуть тем предприятиям, что уже ликвидированы.

— ГНАУ лоббирует введение механизма, согласно которому предприниматели будут обязаны предоставлять не просто отчетность, но и НДС-накладные в электронном виде. Каковы гарантии, что под лозунгами борьбы с возмещением фиктивного НДС плательщикам не навяжут платное программное обеспечение или услуги налоговиков по оформлению расшифровок?

— Никто не преследует цели заработать на бизнесменах или предоставить кому-то такую возможность на местах. Кабмин требует от нас эффективной борьбы с таким явлением, как налоговые ямы. И нам не хватает инструментария, чтобы выполнить поставленную перед нами задачу со стопроцентным КПД. Мы не имеем возможности отслеживать ситуацию с НДС в режиме реального времени и вынуждены постоянно решать проблемы постфактум. Обязательное предоставление электронных НДС-накладных было бы хорошим подспорьем в борьбе с налоговыми ямами.

Параллельно с электронной отчетностью предлагаем ввести особый реестр налоговых накладных, прописать в законодательстве понятие фиктивного предприятия, усовершенствовать институт обычной цены и расширить сферу его применения в целях налогообложения, ограничить возможности страховщиков по минимизации уплаты налогов через договоры перестрахования и т. д. Внедрение этих норм должно увеличить доходы госбюджета в условиях экономического кризиса.

Техническими нюансами внедрения системы занимается специальное подразделение. Насколько я осведомлен, после введения электронных НДС-накладных никаких проблем возникнуть не должно. Уже сейчас около 70% деклараций подается в электронном виде. А пятое дополнение к декларации по НДС, расшифровывающее движение средств плательщика в разрезе контрагентов, приоткрывает схемы уклонения от уплаты налогов. Но мы ничего не можем сделать, так как фиксируем ситуацию с НДС через 30–60 дней — декларации по НДС подают на 20-й день после отчетного месяца, как минимум около 10 дней занимает их обработка. В нынешних обстоятельствах два месяца — очень большой срок. Мы хотим отслеживать движение НДС в режиме реального времени.

— А вы представляете, с какими техническими трудностями столкнутся плательщики НДС, работающие с сотнями контрагентов ежедневно?

— Пятое дополнение к декларации тоже было непросто вводить. В апреле минувшего года плательщики допускали немало ошибок, но их за это никто не преследовал. Сейчас ошибок значительно меньше. Для введения электронной налоговой отчетности нужно время, однако система будет выгодной для всех хотя бы потому, что государство сможет возмещать НДС без проволочек.

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢