Р.Старков: Металлургия Украины живет на долларе

Публікації

1 августа исполнился ровно год, как крупнейший украинский меткомбинат "ArcelorMittal Кривой Рог" возглавил россиянин Ринат Старков. От своего предшественника, француза Жана Жуэ, новый руководитель унаследовал убыточный комбинат, миллиардные долги со стороны государства по невозврату НДС и подпорченные отношения с украинскими властями всех уровней. С оценки текущей ситуации на бывшей Криворожстали и началась беседа журналиста МинПрома с российским топ-менеджером.

 – Ринат Анверович, подведите общие итоги работы "ArcelorMittal Кривой Рог" за первое полугодие 2011 года. Можете ли Вы сказать, что предприятие сумело полностью преодолеть последствия кризиса 2008-2009 годов?

 – Пока итоговые официальные результаты корпорации не озвучены, я подведу лишь промежуточные итоги. Мы оказались далеко от запланированных производственных показателей, в силу двух объективных причин. Первая – события в начале этого года на Ближнем Востоке, вторая – несколько аварий, которые претерпело наше оборудование, последняя из которых произошла недавно на 9 доменной печи. Эти аварии отбросили нас назад и сегодня наше производство отстает от запланированного на 250 тыс. тонн продукции. Поэтому во втором полугодии будем наверстывать это отставание. Тем более что "девятка" вошла в полную силу, планы производства официально увеличены. В целом же предприятие еще не достигло докризисного уровня выпуска продукции.

– Учитывая названные факторы, не пришлось ли корректировать сортамент продукции и рынки сбыта?
 
– Нет, нас спасла большая корпорация, куда мы входим, точнее ее сбытовые возможности. Нам очень помог дубайский офис "ArcelorMittal". Мы были счастливы выполнить любой заказ, даже самый минимальный. Наши судовые отгрузки формировались из 20-30 заказов. На сегодня наш ассортимент продукции составляет 1400 товарных позиций.

– Повлияла ли подготовка  к проведению Евро-2012 на увеличение поставок продукции АМКР на внутренний рынок и изменение доли экспорта предприятия?

– Нельзя сказать, что в связи с подготовкой к Евро-2012 отгрузка по Украине существенно возросла. Потому что украинский рынок по сравнению с всемирными мощностями – капля в море. Украинская сталеплавильная промышленность изначально была экспортно ориентированной. Неудивительно, что продажи предприятия по Украине составляют около 15%, а свыше 400 тыс. тонн продукции уходит на внешние рынки. Хорошо, что в Украине строятся различные крупные спортивные объекты и инфраструктура к Евро-2012, но их влияние на нашу работу было минимальным.

Мы отгрузили арматуру на 4 объекта, связанных с Евро-2012, в частности на терминал "Д" аэропорта в Борисполе – 4800 тонн, стадион "Скиф" во Львове – 19 тыс. тонн, стадион "Олимпийский" в Киеве – 200 тонн и терминал аэропорта во Львове – 600 тонн. Для сравнения, суточное производство нашего комбината – 15 тыс. тонн проката. Так что, например, празднование Рамадана в арабском мире значительно больше влияет на работу предприятия, чем подготовка Украины к Евро-2012. Основные стройки, увы, расположены не в Украине. Например, около 40% мировых строительных кранов ныне находятся в ОАЭ.

Один из наших "проектов гордости" – строительство самого высокого небоскреба в мире, башня Бурдж-Халифа в Дубае. При его возведении использовалась и наша арматура. Также гораздо большее значение для нас по сравнению с Евро-2012 имело строительство моста Кирпы в Киеве или реализация проекта "Укрытие" в Чернобыле. Для арки над саркофагом Чернобыльской АЭС мы сумели создать особого размера арматуру, которую никто не смог сделать в Украине.

– В феврале Вы заявляли о поставке пробных партий концентрата в Китай. Стоит ли ожидать долговременного сотрудничества между "ArcelorMittal Кривой Рог" и китайскими потребителями?

– Да, мы продолжим поставки нашего концентрата в Китай. Но резко увеличивать объемы поставок концентрата в Восточную Азию мы не планируем, потому что не будем сворачивать отгрузку нашим предыдущим заказчикам. Расширение поставок в Китай будет происходить за счет дальнейшего увеличения выпуска концентрата. Сегодня туда уходит от четверти до трети всего выпуска.

По Вашим же словам, еще зимой 2011 вся прибыль АМКР "сидела в концентрате". Изменилась ли за прошедшие месяцы ситуация с рентабельностью работы сталеплавильного передела?

– Нет, ситуация осталась прежней. Так, на абсолютно спотовом рынке Китая цена концентрата может составлять 185-190 долл./тонн и выше. Затраты на добычу и доставку в Китай не превышают 80 долл. Отсюда чистая прибыль на тонне концентрата не менее 100 долл. Тонна проката такой прибыли на сегодняшний день не приносит! Увы, есть четкий разрыв на маржах концентрата и проката. Сегодня значительно выгоднепродавать концентрат, но мы же не можем остановить сталеплавильный передел предприятия. Наши конкуренты получают просто астрономические прибыли именно на ГОКах, но их сталеплавильные переделы показывают убытки.

Наша ситуация в чем-то схожа. Если бы мы разделили предприятие на два юридических лица, то наш ГОК показал бы бешеную прибыль, а сталеплавильный передел – убытки. Хотя по управленческой отчетности объемы прибыли, которые поступают от ГОКа и метпроизводства, примерно равны. В итоге мы легко продаем 300 тыс. тонн концентрата в месяц, и с разным успехом пытаемся реализовать за то же время 500 тыс. тонн проката.

– Ваш предшественник на посту гендиректора АМКР Жан Жуэ неоднократно жаловался на "непонимание" нужд предприятия со стороны властей. Насколько успешно складывается сейчас сотрудничество между комбинатом и представителями местных и центральных властей, в частности с губернатором Днепропетровщины Александром Вилкулом?

– На разных уровнях по-разному. С муниципальными властями, мне кажется, у нас сложились хорошие рабочие взаимоотношения. Конструктив достигнут и с областными властями. В отношении же центральных властей – с их стороны есть понимание, но пока нет результата. В первую очередь я имею в виду уплату НДС, авансовых платежей по налогам и использование окисленных руд. То есть все понимают, что что-то нужно решать, но ничего не решается. Со своей стороны сама корпорация пытается наладить хорошие отношения с руководством страны, для чего сам Лакшми Миттал приезжал в Украину за последний год дважды. К слову, после июньского визита он был приглашен в совет иностранных и отечественных инвесторов Украины. Отрадно еще и то, что количество проверок на АМКР снизилось. То ли мы слишком громко кричали, то ли у нас ничего крамольного не нашли.

– А как сейчас обстоят дела с возмещением НДС комбинату?

– Плохо. Радует, что автоматическое возмещение НДС вообще началось с апреля этого года. Но при этом оно предоставляется нам на следующих условиях: в день автоматического возмещения суммы НДС предприятие должно "добровольно" уплатить авансовый платеж по налогу на прибыль. Такое условие нигде законодательно не закреплено. Согласно законодательству мы выполнили все условия для автоматического возмещения НДС: средняя зарплата не меньше определенного уровня, расхождения между налоговыми декларациями нас, как заявителя возмещения, и нашими контрагентами не более чем 10%, отсутствие задолженности по налогам. Но без выполнения этого дополнительного условия предприятие ничего не получит. Поэтому такая схема возмещения "немножко от лукавого". В итоге сумма невозвращенного НДС зафиксировалась на уровне марта 2011 года, но вот сумма авансового и "добровольного" аванса на прибыль – растет. Общая сумма задолженности государства перед АМКР составляет порядка 3,7 млрд грн. С нашей точки зрения – это кредитование государства.

– Учитывая задержку с возвратом НДС и возможные планы по модернизации предприятия, будет ли АМКР привлекать средства у финучреждений или основным кредитором комбината останется материнская компания?

– В этом вопросе предприятие выручает корпорация. И если заимствования средств у различных финучреждений будут происходить, в любом случае это будет сделано материнской компанией. Зачем комбинату договариваться с кем-то, когда огромная корпорация "ArcelorMittal" имеет партнерскую кредитную линию? Если нам, как отдельному юридическому лицу договариваться с местными банками, то ставки по их кредитам будут раза в полтора выше, чем у глобальных банковских учреждений. В этом и заключаются наши преимущества нахождения в холдинге. А деньги нам будут нужны, ведь если по итогам прошлого года предприятие получило 1,2 млрд грн. чистой прибыли, то инвестпрограмма комбината на сегодняшний день составляет свыше 250 млн грн.

– Запланировано ли в рамках этой программы возобновление строительства новой аглофабрики?

– Нам пришлось свернуть строительство аглофабрики в кризис по финансовым причинам. Поэтому из-за форс-мажорных условий, которые, кстати, подтвердила Торгово-промышленная палата Украины (ТППУ), мы  заключили дополнительное соглашение с Фондом госимущества Украины о переносе сроков строительства. После встречи Л.Миттала с президентом Украины в октябре прошлого года было принято решение, что АМКР добровольно выходит из действия форс-мажорных обязательств. Что означает возобновление инвестиционной программы, не дожидаясь достижения формальных показателей завершения форс-мажора, определенных ТППУ. Если бы эти показатели учитывались, то действие Допсоглашения с ФГИУ продолжалось еще как минимум два года.

Новую аглофабрику мы планируем ввести в эксплуатацию в течение 4 лет. Но все корпоративные согласования ожидаем получить еще до конца 2011 года. И если все будет хорошо в арабском мире, и не начнется новый виток экономического кризиса, планируем забить первый кол под строительство аглофабрики уже в этом году.

– На какую дату намечен выход АМКР из форс-мажора?

– На 1 января 2012 года. Правда, дополнительное соглашение №2 с Фондом госимущества пока находится на согласовании. И как я знаю, ФГИУ отправил этот документ на рассмотрение в Кабмин, а оттуда его вернули обратно в Фонд, на подписание или нет – пока еще не могу сказать. С нашей стороны все юридические процедуры закончены.

– Осенью на АМКР планируется ввод в эксплуатацию первой машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). В 2010 году руководство предприятия заявило, что на комбинате будут построены 5 МНЛЗ. Когда планируется запустить последнюю из них?

– Строительство первой нашей МНЛЗ идет ударными темпами. И в конце октября состоится ее запуск. Мы хотим полностью отказаться от производства металла через слитки и перейти на разливку непрерывной заготовки. Будет ли для этого построена еще одна 1 супермашина непрерывного литья заготовок или 3 поменьше – не важно. Главное, что вся разливка будет происходить не через молды, а через МНЛЗ.

– Будут ли закрыты в ближайшем будущем два блюминговых цеха на предприятии?

– Конечно. Причем АМКР, наверное, последнее в Украине предприятие, которое в таком масштабе разливает сталь через слитки.

– Какие еще масштабные проекты планируется реализовать на АМКР в ближайшие год-два?

– В ближайшей перспективе можно говорить о закрытии на предприятии слиткового пути, закрытии старой аглофабрики на метпроизводстве, выведения добычи руды в шахтоуправлении им.Артема на качественно новый уровень. Никуда нам не дется и от строительства нового хвостохранилища, что потребует колоссальных инвестиций. Из основных экологических проектов назову лишь установку новых газоочисток. Но его реализация будет несколько затянута по времени, потому что для установки газоочисток на конвертере нужно останавливать сам конвертер. Так что установка газоочисток станет возможной лишь во время капитального ремонта груши конвертера.

– Полтора месяца назад Газпром заявил, что цена на газ для Украины к концу текущего года может достигнуть 400 долл./тыс. куб. м. Как повлияет на ГМК Украины, и в частности АМКР, такое удорожание российского газа?

– На мой взгляд, в вопросе цены на российский газ для Украины есть большая доля политики. Я знаю, что позиция Украины – высчитывать цену на газ по паритету угольных ТЭЦ, Россия же считает по газойлю, как принято на Западе. Думаю, что Украине гораздо сложнее добиться таких скидок, которые недавно получили в судебном порядке Германия или Италия. Потому что в Европе есть альтернативные поставщики газа. Для Италии – это Тунис, для Германии – Норвегия. Поэтому европейским странам гораздо проще вести переговоры по газу с Россией. Думаю, если бы у Украины был свой альтернативный источник энергоносителей – с Россией был бы совсем другой разговор.

Если же цена на российский газ продолжит рост, то конкурентная способность украинских меткомбинатов будет резко сокращаться. Украинские меткомбинаты еще смогут выживать при цене на газ в 400-500 долл./тыс. куб. м, но быть рентабельными – вряд ли. Вопрос в другом: как долго смогут терпеть собственники не очень хорошие финансовые результаты? Ведь для того, чтобы среднестатистический меткомбинат мощностью 5-6 млн тонн продукции, при изначальной стоимости его возведения в 4-5 млрд долл., с приблизительной амортизацией 4% в год, нормально функционировал, в его обновление необходимо вкладывать около 200 млн долл. ежегодно!

Хорошо, когда за спиной у предприятия находится крупная корпорация, как в нашем случае. Но большинство меткомбинатов в Украине уже третий год не показывает прибыль и для них рост цены на газ – путь к катастрофе. Другое дело ГОКи – они при нынешних ценах останутся на плаву. При себестоимости производства железорудного сырья в 25 долл./тонн, его можно продать за 180 долл. на спотовом рынке. В качестве сравнения: если до кризиса цена на прокат на мировом рынке могла достигать 1200 долл./тонн, то, дай Бог, сейчас наскрести на отдельных региональных рынках 650-700 долл/тонн. Поэтому выручка за металлопродукцию, к сожалению, падает.

– А ее себестоимость?

– Увы, растет, причем быстро. Вся металлургическая отрасль Украины – экспортно ориентированная и "живет" на долларе. Соотношение гривны и доллара – стабильно, как морской якорь, – 8 грн./долл. При этом инфляция в стране в последние годы превышает 10%. Следовательно, зарплату, хочешь не хочешь, – увеличивай! Например, в этом году согласно постановлению Кабинета министров нам ее необходимо поднять на 10,75%. Электричество и газ дорожают скачкообразно, цена на уголь – также нестабильна. Коксующихся углей в Украине мало, поэтому АМКР вынужден завозить их из-за рубежа, неся дополнительные транспортные потери.

– По утверждению руководства Профсоюза металлургов и горняков Украины, износ основных фонда на АМКР достигает почти 90%. Учитывая необходимость значительных финансовых вливаний в обновление производства, планирует ли корпорация "ArcelorMittal" приобретать активы в Украине?

– 90% износа наших основных фондов – очередной миф. Наоборот, комбинат "молодеет". Если в 2005 при покупке предприятия износ ОФ составлял 87%, то сейчас он уменьшился до 77%. При этом даже такой процент износа – дань особенностям украинского бухгалтерского учета и курсовых разниц. Ну, например, откуда у Азовстали 8% износа основных фондов? Учитывая нормы амортизации, получается, что это предприятие построили пару лет назад. Просто на Азовстали агрессивно инвестировали, построив два новых цеха, что позволяет оценивать ее как предприятие с современными технологиями. Когда мы построим новую аглофабрику и полностью перейдем на технологию непрерывного литья заготовок, оценка износа наших ОФ также улучшится в разы. Кстати, именно по причине применения устаревших технологий на Запорожстали мы были незаинтересованы в торгах по ее приобретению.

Если в Украине начнется реализация программы приватизации государственных шахт, мы готовы участвовать в их приобретении. Правда, энергетические угли нам, как, впрочем, и нашим конкурентам, неинтересны, только коксующиеся. А их в Украине мало, так что, скорее всего, мы продолжим завоз корпоративных углей. Но их транспортировка железнодорожным путем из Кузбаса или Караганды для АМКР очень дорога, в отличие от морского пути. В связи с импортом сырья и экспортом готовой продукции нам нужен собственный порт либо хотя терминал в порту. Строительство порта "с нуля" может обойтись от 500 млн до 1 млрд долл. Поэтому в этом вопросе мы зависим от наличия свободных денег, которые еще только предстоит заработать.

– Весной на АМКР прошла весьма специфическая программа добровольного увольнения административного персонала. Каковы ее результаты?

– Бюрократы уходят хуже всего. Наверное, им труднее найти работу на рынках. Из предполагаемого количества человек (1000 представителей административно-хозяйственного персонала) ушло около 400.

Может, стоит предложить им лучшие условия ухода?

– Наверное, мы дождемся окончания инвестобязательств, и тогда будет уже совсем другой разговор… А социальная часть инвестобязательств завершится уже в этом году.

– Они не будут продлены вместе с инвестиционной составляющей?

 – Нет, она уже была продлена на 1 год, хотя в мировой практике социальные программы при форс-мажорах вообще можно не выполнять. Но из-за невыполнения жилищной программы предприятия в необходимый срок собственник, по согласованию с профсоюзом, продлил социальную часть инвестобязательств еще на год. После сдачи в 2011 году 285 квартир мы полностью завершаем жилищную программу АМКР. И это конец соцобязательств собственника согласно договору купли-продажи Криворожстали. И потом мы станем, как и наши конкуренты, строить независимую политику в отношении своего персонала.

Прописанных жестких обязательств с нашей стороны не существует, но если люди привыкли к тому, что им что-то дают на протяжении многих лет, нельзя это в один момент забрать. Строить дома уже точно не будем! В лучшем случае запустим ипотечную программу. Строить дом для компании – хуже наказания не придумаешь! Лучше в 1,5 раза больше заплатить денег на приобретение жилья, только бы не заниматься согласованиями с чиновниками.

Вряд ли мы будем поддерживать все социальные объекты предприятия. Нам не нужны, например, 32 столовые, пускай это будет бизнес для кого-то, но не головная боль для нас. Иначе нам приходиться содержать раздутый штат административного персонала, чего нет у наших конкурентов. Нынешняя  численность персонала равна 37 400 человек. По согласованию с профсоюзом мы уже вывели в аутсорсинг наш агропромышленный комплекс. Думаю, та же судьба постигнет непрофильные линии бизнеса. Мы не хотим заниматься обслуживанием турбаз, стирать белье в прачечных и нанимать для этого временный персонал, тратить время и силы на получение ненужных нам лицензий. Это не наш профильный бизнес. Лучше мы отдадим высвободившиеся деньги в виде монетарных льгот нашим работникам. К слову, та сумма денег, которая выделялась предприятием на "социалку", не будет уменьшена.

– В августе исполняется год, как Вы возглавили АМКР. Ваше наибольшее разочарование и удовольствие от работы в Украине?

– Пока никакого большого разочарования не было. Но я был неприятно удивлен тем, насколько много времени приходится тратить на решение непроизводственных вопросов: арест углей, претензии прокуратуры по акциям… Я не предполагал, что придется всем этим заниматься в первые же месяцы работы на новом месте. Я рассчитывал больше времени потратить на визиты по цехам, решение производственных вопросов, а в итоге массу времени пришлось потратить, чтобы доказать, что мы "не верблюды". Но все же доказали! Удовольствия… Мне было интересно получить новые вызовы и отчасти то, что я ожидал увидеть в Кривом Роге, оправдалось.

– Вы хотели получить вызовы – и Вы получили их?

– Я хотел другого. Я хотел производственных вызовов, а не борьбы с политиками – мне это неинтересно. Хотя мне было легче работать, чем в России, ведь украинский бизнес развивается в какой-то мере с теми же особенностями, которые имел российский бизнес лет 10 назад. Но когда люди врут и приходится бороться с ними даже через суд – мне это не нужно. Вернуть на докризисный уровень производство АМКР – вот это было бы достижение!

Андрей Ройко

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢