Пираты идут на абордаж

Точка зору

Активность пиратов все больше влияет на экономические процессы. По данным Международного морского бюро (ММБ), в 2008 г. во всем мире пираты захватили 49 судов с 889 членами экипажей. Всего на суда различного типа в прошлом году было совершено 293 нападения, что на 40 больше, чем в 2007 г.

Кумулятивных данных по денежному ущербу нет, но судя по сообщениям, в каждом случае выкуп был в пределах $1-2 млн. За крупнейший захваченный корабль, танкер Sirius Star, сомалийские пираты требовали $25 млн. (что, впрочем, составляет всего 10% от цены корабля вместе с нефтью), но в ходе почти двухмесячных переговоров сумму удалось уменьшить до $3 млн.

Собственно, рост числа пиратских нападений в мире связан с резкой активизацией пиратов у берегов Сомали. Только на сомалийских пиратов пришлось 42 захвата судов с 815 членами экипажей. Они ответственны за 111 нападений, большинство из которых произошло в Аденском заливе. По сравнению с предыдущим годом нападения сомалийских пиратов с целью угона судов для дальнейшего получения выкупа участились в два раза и достигли своего пика в период между сентябрем и ноябрем прошлого года. На момент опубликования доклада ММБ 13 из захваченных близ Сомали и в Аденском заливе судов с 242 членами экипажей удерживались пиратами.

Активность пиратов на других рисковых морских маршрутах мирового океана заметно уступала сомалийским масштабам: у берегов Нигерии зафиксировано 40 пиратских нападений, у побережья Индонезии — 28 нападений. Лишь семь из захваченных пиратами кораблей находились не в районе Сомали и в Аденском заливе.

Сомалийские пираты существенно расширили территорию нападений. Теперь они атакуют не только у побережья и отходят от него намного дальше в поисках добычи. Кроме того, теперь пираты намного лучше вооружены и чаще используют огнестрельное оружие. Количество инцидентов с применением пиратами оружия увеличилось в 2008 г. почти вдвое — до 139 случаев против 72 годом ранее. По данным ММБ, нападения становятся все более жестокими. Только в прошлом году в результате пиратских атак погибли 11 моряков, а 21 человек считается пропавшим без вести.

Нельзя сказать, что пиратам некому противостоять. В Аденском заливе борьбу с сомалийскими пиратами ведет коалиция военно-морских сил 16 стран, в которую входят корабли ВМС государств Евросоюза и НАТО. В последние недели Международное военное присутствие предотвратило множество нападений, однако опасная для судоходства область слишком велика для того, чтобы обеспечить безопасность всех судов, использующих жизненно важный морской путь, соединяющий Европу и Азию.

Питательной средой для морского пиратства являются экономические проблемы Сомали. Жители страны обвиняют рыбаков из Юго-Восточной Азии и Южной Америки в бесконтрольном отлове рыбы, опустошении рыбных ресурсов Сомали. Многие сомалийцы выбирают между нищетой и присоединением к одной из пиратских групп. Если руководят налетами боевики из многочисленных вооруженных группировок, то рядовые пираты — разорившиеся рыбаки. Некоторые районы страны живут только за счет прибыли от пиратства. Выкупы за суда и заложников становятся единственным источником дохода для тысяч сомалийцев.

«Вся молодежь хочет быть похожей на пиратов. Если раньше дети играли в войну между эфиопами и исламистами, то сейчас все их игры и разговоры только о пиратах. Которых называют так только за пределами страны. Для самих же сомалийцев они, скорее, защитники их территории, наконец-то положившие конец ситуации, когда в наших водах хозяйничал кто хотел, вылавливая рыбу или же сбрасывая токсичные и радиоактивные отходы»,— говорит редактор сомалийского сайта новостей Garowe Online Юссуф Хассан.

Несмотря на наличие в Сомали 12 пиратских групп, никакого четкого деления пиратского рынка не существует и доступ на него открыт для всех желающих. Чтобы выйти в океан на разбой, требуются как минимум $20 тыс. на приобретение лодки, GPS-системы, оружие и спутниковый телефон для ведения переговоров. Такие деньги есть далеко не у всех сомалийцев. Поэтому намного легче присоединиться к уже существующим группам. Требуемый взнос — автомат АК-47 — есть практически у любого сомалийца. Жители страны говорят, что любые попытки международного сообщества положить конец пиратским нападениям обречены на провал до тех пор, пока в самом Сомали это будет оставаться единственным источником дохода.

Новини

14 Лютого 2024

Країни ЄС не зацікавлені в поставках російського газу через Україну

Thyssenkrupp отримав дозвіл на будівництво заводу, який вироблятиме DRI

У 2024 році український оборонний сектор збільшить обсяги у шість разів

НБУ просить бізнес вчасно та в повному обсязі повертати валютний виторг

До енергосистеми після ремонту під’єднали енергоблок ТЕС 

Виробництво труб в ЄС зростатиме після падіння у 2023 році 

Канадська Algoma Steel стикнулась з другою великою аварією з початку року

Більше всього бізнес непокоїть блокада кордонів, війна та бронювання працівників

Робота морського коридору вплинула на зростання ВВП в Україні

Україна закликає FATF внести Росію до чорного списку

Уряд схвалив залучення від Франції 200 млн євро на відбудову інфраструктури

Польські фермери погрожують 20 лютого заблокувати весь кордон з Україною

13 Лютого 2024

Уранодобувні компанії очікують на зростання цін

Україна готова відмовитися від субсидій для фермерів в обмін на пом’якшення ековимог 

Шведська LKAB побудує завод з зеленого виробництва DRI

У грудні українські виробники відвантажили до США 6,9 тис. тонн труб

ВСІ НОВИНИ ⇢