Труба, скрученная в узел

Точка зору

Газовый кризис выявил полную недееспособность системы, основанной на механизме перекрестного субсидирования. Компания «Нафтогаз Украины» должна быть ликвидирована, поскольку ее дальнейшее содержание может окончательно лишить Украину шансов на выход из кризиса

В результате очередного российско-украинского газового конфликта 7 января полностью прекращен транзит газа в европейские государства. Такого не было никогда — ни во время обострений холодной войны, ни в годы анархии после развала СССР, ни в период конфликта вокруг Тузлы, ни в январе 2006 года, когда снизили подачу газа для потребностей Украины. Перестав поставлять газ, составляющий четверть потребностей европейских стран, «Нафтогаз» и «Газпром» заставили европейцев исполнять роль арбитров, от которой они до сих пор отказывались. Сейчас европейские наблюдатели мечутся между западной и восточной границами Украины, не зная, что же делать в этой ситуации. А на вопрос, кто виноват, отвечать они не решаются. Комиссары Евросоюза, главы правительств постоянно заявляют, что их главная задача — способствовать скорейшему восстановлению поставок.

Какими бы ни были неформальные договоренности Юлии Тимошенко с Владимиром Путиным, приведшие к подписанию меморандума от 3 октября 2008 года, фиксирующего постепенный переход к рыночной цене газа для Украины, ясно одно: они аннулированы

Тем временем российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин обвиняют Киев в воровстве газа, не стесняясь в выражениях. Украина вяло оправдывается — российский газ для технологических нужд наша страна действительно отбирала несанкционированно (без наличия необходимых договоров). При этом совершенно очевидно, что отбор технологического газа в объеме нескольких десятков миллионов кубометров для «Газпрома» послужил лишь поводом для перекрытия трубы.

Москва заняла жесткую позицию в отношении цены и условий поставки газа в Украину в 2009 году. Какими бы ни были неформальные договоренности Юлии Тимошенко с Владимиром Путиным, приведшие к подписанию меморандума от 3 октября 2008 года (где был зафиксирован постепенный переход к рыночной цене газа для Украины), ясно одно: они аннулированы. В условиях глубокого экономического кризиса сторонам уже не до реверансов, время асимметричных договоренностей в виде неформального размена активами (вы нам дешевый газ, мы — доступ к шельфу, пару химических заводов и т. п.) кончилось. Под угрозой оказалась судьба столпа российской экономики — «Газпрома», чья кредиторская задолженность, по некоторым данным, переваливает за 50 млрд долларов. А падение мировых цен на энергоносители может нанести газовому монополисту смертельный удар.

За деньги и дурак сможет

Украина, не сумев полностью рассчитаться по своим долгам за газ, показала себя неплатежеспособным партнером. Обвешанная непомерными внешними кредитами, Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» в декабре прошлого года влезает в огромные долги (около 18 млрд гривен) перед государственными Ощадбанком и Укрэксимбанком. И всё равно не может осуществить последний платеж — штрафные санкции за несвоевременно выполненные обязательства перед компанией RosUkrEnergo в объеме 615 млн долларов. Государственный монополист повел себя как типичная компания-банкрот, переведя все коммерческие споры в судебную плоскость. Это даст время, которое сейчас играет против «Газпрома»: ведь цена газа от квартала к кварталу будет стремительно падать. Как это ни парадоксально звучит, но Киев сегодня делает всё для того, чтобы не заключать договор на поставку газа в Украину. По информации «Эксперта», цена российского газа в первом квартале (формальное ценообразование подразумевает поквартальный пересчет цены) этого года, например, для Румынии составляет 478 долларов за тысячу кубометров, для Польши — около 460 долларов, для Чехии — примерно 450 долларов. Реальная европейская цена газа для Украины в первом квартале за вычетом транспортной разницы составляет 420–430 долларов. Это значит, что ежемесячно для закупки топлива НАКу необходимо где-то изыскивать свыше полутора миллиарда долларов. Таких оборотных средств у компании просто нет.

В газпромовской версии контракта купли-продажи газа Украине предлагается платить по 250 долларов за тысячу кубометров в течение всего нынешнего года. По нашим оценкам, это невыгодная цена — среднегодовая стоимость газа немного ниже. Но такова цена компромисса с «Газпромом», который предлагает нашей стране два варианта на выбор: либо поквартальное рыночное ценообразование, либо дискриминационное годовое. Киев выбрал третий вариант — не покупать газ вовсе. «В украинских подземных хранилищах есть семнадцать миллиардов кубометров газа. Этого хватит для того, чтобы спокойно, без суеты провести переговоры», — заявила на днях премьер-министр Юлия Тимошенко. Более того, по словам главы правительства, таких запасов Украине вообще может хватить на год (в прошлые годы страна потребляла свыше 70 млрд кубометров газа, в том числе — 55 млрд импортного). Для Тимошенко второстепенное значение имеет то, что газ в хранилищах не принадлежит «Нафтогазу», и в свое время был закачан туда компаниями RosUkrEnergo (RUE), «Укргаз-Энерго» и «Укрнафта». И судебные разбирательства с этими структурами, если они будут, снова отодвинут проблему газового баланса на неопределенный срок. Вопросы деловой этики и престижа государства уже никого не волнуют — лишь бы продержаться до лучших времен.

Опасные игры с краном

Перекрывший транзит «Газпром» выглядел зачинщиком большой драки, однако перед европейскими наблюдателями, прибывшими на газоизмерительные станции, предстала другая картина. Начав отбор газа из подземных хранилищ, находящихся близ западной границы Украины, «Нафтогаз» перевел газотранспортную систему (ГТС) на работу в реверсном режиме. Поднимаемое из подземок топливо поступает по магистральным газопроводам в центральную и восточную часть страны. Причем отсутствие в трубе транзитного газа позволяет выкачивать из хранилищ не 160–170 млн кубометров в сутки, а сверхнормативные 200–220 млн. Снова открыв входящий вентиль для транзита, «Нафтогаз Украины» будет вынужден бОльшую часть страны оставить без газа. Этим пользуется «Газпром»: так, 13 января россияне подали заявку на прокачку 76 млн кубометров транзитного газа по маршруту Суджа–Орловка (крупнейший транзитный поток). Получив ожидаемый отказ, они тут же использовали его в качестве наглядного примера несговорчивости и неискренности украинцев. Но у НАКа были причины для отказа — прокачка транзитного газа по этой трубе оставит без топлива Луганскую, Донецкую, Одесскую и частично Днепропетровскую области. Тот же объем газа украинский монополист предложил прокачать по другому маршруту — через газоизмерительные станции Валуйки и Писаревка. Но теперь отказал «Газпром».

Этот инцидент дал повод Министерству иностранных дел Украины заявить, что целью «Газпрома» является выведение из строя украинской ГТС. Выходит, что ни одна из сторон не заинтересована в полноценном возобновлении транзита. «Нафтогаз» — потому, что он лишит себя возможности реверса, а значит, обеспечения потребителей газом из хранилищ. «Газпром» — потому что теряется весь смысл его предыдущих действий, направленных на то, чтобы с помощью Европы оказать мощнейшее давление на нашу страну, заставив ее в ближайшее время покупать газ на российских условиях. Дискретные поставки топлива России очень выгодны: как только газ заходит в систему, «Газпром» тут же заявляет о воровстве (НАК использует около восьми процентов входящего газа как топливо для газоперекачивающих агрегатов), еще больше нагнетая обстановку. Технологический газ — действительно слабое место Украины. «Этот газ никогда не был каким-либо образом выделен из объемов, которые закупал “Нафтогаз“. Концерн “Газпром“ подходит с точки зрения формальной логики: мы даем газ, Украина обеспечивает транзит. То, что у нее нет необходимых объемов технологического газа (это около четырех миллиардов кубометров в год), — проблема не российского концерна», — говорит директор Центра энергетических исследований Константин Бородин. Даже открыв кран на входе, компании «Нафтогаз Украины» понадобится не менее 36 часов (время, необходимое для заполнения трубы технологическим газом), чтобы доставить его в Словакию или Румынию. За этот период «Газпром» успеет вновь поднять шум о воровстве и опять перекрыть задвижку. У европейцев просто нет времени разбираться в технологических тонкостях работы газотранспортной системы, обусловленных законами физики. С высокой степенью вероятности они во всем обвинят Украину, на что и рассчитывает Кремль.

Подобные игры с краном могут закончиться плачевно. Так, народный депутат от Партии регионов, бывший министр топлива и энергетики Юрий Бойко на днях заявил о вероятности техногенной катастрофы в случае снижения давления в ГТС ниже 47 атмосфер. «В этом случае ГТС превратится в своего рода газовый баллон, выход газа из которого невозможно контролировать», — уверяет Бойко. Такой сценарий не кажется невероятным: «Нафтогаз» уже частично отбирает газ из самой трубы, что снижает в ней давление.

Охота на ведьм

Чтобы получить новый льготный период по ценам на газ, Украине придется отдать ГТС, ликвидировать «Нафтогаз» и реформировать внутренний газовый рынок

Самая большая проблема Киева в переговорах с «Газпромом» — отсутствие четкого видения условий дальнейшего сотрудничества. Если российская сторона продуцирует идеи, составляет контракты, то есть исходит из конкретной переговорной позиции, то «Нафтогаз Украины» подобной активности не проявляет. Отсюда вывод: компанию никакая цена не устраивает — ни 450 долларов, ни 250, ни даже 200 долларов. У нее вообще нет денег, чтобы сейчас расплачиваться за потребляемое топливо. Огромные внешние обязательства (на 2009 год приходится пик выплат по иностранным кредитам — в целом около 1,1 млрд долларов), заимствования в украинских банках, рассроченные налоги и неуплаченные таможенные платежи, долги теплокоммунальной энергетики блокируют финансовую деятельность госкомпании. Тяжелое положение НАКа — не тайна для топ-менеджеров «Газпрома» и кремлевских чиновников. Там прекрасно понимают: о чем бы в итоге они не договорились с Украиной, какие бы документы не подписали, скорее всего, условия выполнены не будут.

«В какой-то момент в ”Газпроме” осознали, что вести дальнейший диалог с Киевом нет смысла, и увидели в этом шанс реализовать давно задуманное — Москва всегда хотела заполучить украинскую ГТС. Понятно, что никто не собирается делать это с помощью блокирования транзита, но почему бы на всякий случай не забросить в мутные воды крючок, за который того и гляди зацепится что-то ценное», — рассказывает источник «Эксперта», близкий к переговорам. Путин то и дело намекает на возвращение к вопросу о контроле над газопроводами. И заявление президента Медведева о возможном получении Украиной кредита Евросоюза тоже не случайное. «Могут быть рассмотрены и другие формы экономических отношений, направленные на обеспечение способности Украины платить за российский газ», — заявили в Кремле. Такой формой может стать газотранспортный консорциум, однако уже наполненный реальным практическим смыслом. Это возврат к договоренностям 2004 года, но при меньших возможностях для маневра с нашей стороны. Говоря о кредите Евросоюза, залогом которого и может выступать ГТС, «Газпром», по сути, готовит европейских партнеров к диалогу о разделе украинской трубы.

Понимая, в какую сторону разворачивается конфликт, шум подняли и в секретариате президента. Его глава Виктор Балога заявил, что собственно к трубе и сводится энергетический шантаж России. Не имея коммерческих аргументов, руководители страны стали искать «пятую колонну». Юлия Тимошенко обвинила в срыве газовых переговоров Юрия Бойко, еще одного депутата от Партии регионов Сергея Левочкина и совладельца RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа. «Все переговоры, проводившиеся между двумя премьер-министрами, а потом между ”Нафтогазом Украины” и ”Газпромом”, разрушались теми политиками Украины, которые получали и намерены получать коррупционную выгоду от работы RosUkrEnergo», — заявила Тимошенко. Премьер с удвоенной силой начала давить на RUE, в частности, инициировав очередную проверку ее деятельности Генпрокуратурой. Узнав о том, что компания Фирташа, по его собственному признанию, контролирует 75% сбыта газа потребителям (через собственность в облгазах), Тимошенко тут же завила о создании новых государственных облгазов на месте частных. Угроза потерять бизнес заставила непубличного бизнесмена Дмитрия Фирташа пойти на неординарные действия. Предприниматель направил письмо спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину с просьбой позволить ему выступить с парламентской трибуны и дать ответ нападкам на RosUkrEnergo.

Пожертвовать ферзем и спасти партию

Перестав поставлять газ, составляющий четверть потребностей европейских стран, «Нафтогаз» и «Газпром» заставили европейцев исполнять роль арбитров, от которой они до сих пор отказывались

У нынешней ситуации есть два выхода. Украина соглашается перейти на рыночную цену газа, согласовывает ее поквартальную формулу. Наряду с контрактом на поставку топлива заключается соглашение о транзите российского газа, где также по формуле рассчитывается ставка транзита. Вполне вероятно, что при рыночной цене газа «Газпрому» придется согласиться с европейской ставкой транзита в три-три с половиной доллара за прокачку тысячи кубометров топлива на расстояние сто километров (сейчас — 1,7). Согласившись на рыночную цену, Украина получит весомый аргумент — она сможет требовать от «Газпрома» поставок именно российского, а не туркменского, узбекского и казахстанского топлива. Таким образом, ликвидируется так называемая зеркальная ставка транзита (стоимость транзита российского газа по территории Украины привязывается к стоимости транспортировки Россией центральноазиатского газа для соседней республики). В этом случае «Газпром» вынужден будет поставлять дорогое азиатское топливо (по словам Путина, средневзвешенная цена контрактов — 340 долларов за тысячу кубометров) на внутренний рынок, а свой собственный газ отправлять Украине. Понятно, российский концерн будет этому сопротивляться (мол, для Украины своего газа не хватает), но аргументов отстоять свою позицию у него будет немного. Россия уже сегодня берет на себя обязательства по поставкам газа, превышающие ее реальные возможности (в 2009 году дефицит топлива в РФ составит около четырех миллиардов кубометров). Еще одно преимущество такого варианта — возможность отказаться от услуг компании «Газпромсбыт Украина», которая так же, как и «Укргаз-Энерго» в свое время была составной компенсации «Газпрому» за низкую цену на газ для нашей страны.

Однако это наименее вероятный сценарий развития событий. Закупки газа по европейским ценам в первом квартале 2009 года не сможет обеспечить «Нафтогаз» из-за дефицита финансовых ресурсов. Ситуация усугубляется дороговизной доллара, который стремительно приближается к отметке в десять гривен. Кроме того, даже если госкомпания купит это топливо, ей будет очень сложно его реализовать. Металлургические предприятия работают в половину мощности, многие из них (например, «Азовсталь», Енакиевский метзавод) вообще снизили потребление газа до минимума, заменив его коксом. Многие химические предприятия также свернули производство (например, полностью остановлен северодонецкий «Азот»). При входящей цене газа в 420–430 долларов, с учетом расходов на его транспортировку, НДС, маржи «Нафтогаза» и при курсе десять гривен за доллар, цена топлива для конечного потребителя перевалит за шесть тысяч гривен. «Экономика в кризисе, но вызван он больше событиями внешними, и когда начнется ее подъем (а рано или поздно он произойдет, учитывая цикличность рынков), высокая цена на топливо останется. Газ продолжит влиять на конкурентоспособность, даже при частичном оздоровлении экономики», — говорит аналитик инвестиционной компании Foyil Securities Исмаил Сафаралиев.

Вероятно, Украине все же придется согласиться на цену, близкую к 250 долларам при нынешней ставке транзита в 1,70 доллара. Тогда, скорее всего, нынешняя схема поставки с участием RosUkrEnergo продолжит действовать, а «Газпром» останется на внутреннем рынке. При этом газотранспортную систему если и не отдадут в консорциум, то внешнюю опеку ей обеспечат. У «Газпрома» всё еще будут инструменты банкротства «Нафтогаза»: долги за поставки топлива, выкуп еврооблигаций, кредитование покупки технологического газа и т.п. Вероятна и полная утрата НАКом финансовой самостоятельности. Компания уже является обузой для экономики, которая с каждым месяцем будет всё обременительнее. Однако именно этот вариант может дать шанс правительству Тимошенко избежать громкого банкротства до президентских выборов. После решения вопроса о власти в стране цена поддержания НАКа на плаву вырастет во много раз, но это уже мало кого будет волновать.

Самая большая проблема Киева в переговорах с «Газпромом» — отсутствие четкого видения условий дальнейшего сотрудничества. Киеву нечего противопоставить российским контрактам на поставку газа и транзит

И, наконец, есть самый непопулярный, но и наименее болезненный для конечных потребителей сценарий. Украина соглашается на создание газотранспортного консорциума (или любой другой формы, подразумевающей установления контроля над ГТС) при участии «Газпрома» и европейских энергетических компаний. Надстройка в виде «Нафтогаза» ликвидируется, в отдельные структуры выделяются его дочерние добывающие, транспортирующие и сбытовые компании. Таким образом, правительство уходит от перекрестного субсидирования и одновременно вводит систему адресных дотаций тепловикам, а также, к примеру, предприятиям химической промышленности. Немалые дивиденды для государства — это снижение уровня коррупции в огромной неконтролируемой госкомпании. К тому же Украина получает очередной переходный период с льготной ценой на газ от России, а вместе с ним — шанс вывести экономику из кризиса. Правительству также придется отказаться от того, чтобы зарабатывать на импорте топлива (НДС), снизить рентные платежи при транзите (около 40% от стоимости услуги). Это тоже сгладит ценовый шок от более высоких цен на газ для промышленности, когда та начнет свой подъем после затяжной рецессии.

Новини

15 Лютого 2024

Українські підприємства 2023 року знизили імпорт нікелю

Світовий банк виділить 500 млн на підтримку українського бізнесу

ЄС витратить 2 млрд євро прибутків з ETS на модернізацію енергосистеми

У 2023 році частка викопного палива у світовій генерації знизиться з 61%

Казахстан продовжив заборону на експорт брухту

Бразилія збільшила експорт катанки

Франція на 50% наростила імпорт ЗПГ із Росії

Інтерпайп підвищив зарплати працівників на 20%

ЄС не бачить потреби продовжувати угоду про транзит російського газу через Україну

Кабмін розглядає варіант бронювання за 6000 -7000 тис грн/місяць

Угорщина заблокувала новий пакет санкцій проти Росії 

Дерипасці повідомили про підозру за сімома статтями Кримінального кодексу України

Українські перевізники почали протест на кордоні з Польщею 

Вартість відновлення в Україні становить 486 млрд дол

Liberty Galati відновлює виробництво, перезапустивши домну №5

УЗ у січні перевезла на експорт майже 3 млн тонн залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢