Завтра будет дешевле?

Публікації

Последняя декада февраля засвидетельствовала: рост цен на сталь, ставший отличительной приметой зимы, может продолжиться и весной. Во всяком случае, по такому сценарию действуют многие металлургические компании, объявившие в феврале об очередном удорожании своей продукции с марта-апреля. Вопрос в том, как воспримут эти намерения в основных регионах потребления стали.

Ценовые намерения

Еще в первых числах февраля ситуация с ценами на мировых металлорынках была довольно неопределенной. В некоторых азиатских меткомпаниях говорили о намерении продолжить январский ценовой марафон как минимум до конца зимы. Одновременно в отдельных регионах потребления стали аналитики усмотрели избыток предложения по металлопродукции. Более того, в середине февраля достаточно активно обсуждалась ситуация с удешевлением квадратной заготовки, поставляемой в страны Ближнего Востока. Тогда речь шла о снижении экспортных цен в пределах 20-30 долл./тонн по сравнению с расценками конца января.

Однако уже с третьей недели прошлого месяца однозначно сформировался тренд к повышению цен на металл. Так, в начале февраля одними из первых о возможном удорожании своей продукции с марта на 12-15% заявили в тайваньской China Steel. Через две недели эта возможность стала фактом – весенние прайсы метпроизводителя содержат расценки, превышающие февральские на 12%.

Ранее об увеличении цен на металл, предназначенный для весенних поставок, заявили в китайской Wuhan Steel. В случае с данной компанией речь шла об удорожании мартовской стали на 45 долл./тонн. А ведь в феврале ее металлопродукция и так подорожала на 15-30 долл./тонн. В последнюю декаду месяца схожее заявление прозвучало и со стороны еще одного метпроизводителя из КНР – компании Shougang Steel, чьи холоднокатаный прокат и оцинкованная сталь подорожают с марта почти на 40 долл./тонн. А буквально на днях о росте экспортных цен на свою сталь – в пределах 85 долл./тонн с апреля – заявили и в китайском метконцерне Anshan Steel.

Корейские металлурги отреагировали на ситуацию практически одновременно со своими китайскими коллегами. В середине февраля в Hyundai Steel объявили о повышении цен на выпускаемую компанией арматуру почти на 45 долл./тонн, а по двутавру – на 50 долл./тонн. Американская AK Steel также поддержала тенденцию, увеличив расценки на плоский прокат из углеродистой стали в пределах 50 долл./тонн. В Южной Америке о планах повысить с 15 марта стальные цены на 5-10% заявили в бразильской Usiminas.

В Евросоюзе аналогичное намерение – но с 1 апреля и в пределах 20% ценового роста – высказали в ThyssenKrupp. Удорожание стали на рынке ЕС активно восприняли и в европейском дивизионе корпорации Tata Steel. Здесь говорили об апрельской прибавке к цене в размере 80 фунт/тонн. В процессах ценового роста поучаствовали и японские метпроизводители. К примеру, в Nippon Steel объявили о 20% повышении расценок на свою сталь (более чем на 240 долл./тонн), запланированную для поставок с апреля.

Хотя бы поддержать сложившийся ценовой тренд стараются и некоторые производители стали в Турции, на сортовом металлорынке которой к завершению зимы сложились очень непростые условия продаж. В последнюю неделю февраля турецкий комбинат Kardemir повысил цены на свою арматуру примерно на 5 долл./тонн. Это при том, что другие меткомпании страны продавали аналогичную продукцию на 20-30 долл./тонн дешевле, снизив к тому же цены на нее в пределах 10-20 долл./тонн по сравнению с предложением середины февраля.

В игру включились и меткомбинаты СНГ, которые на протяжении февраля последовательно повышали расценки на отдельные виды продукции. Скажем, в сегменте толстолистовой стали такое удорожание могло достигать 100-150 долл./тонн за три-четыре недели. Мартовские прайсы некоторых российских производителей плоского проката также содержат цены, которые более чем на 100 долл./тонн превышают февральские. Украинские же метпредприятия в марте предлагают листовую сталь по экспортным поставкам на 35-55 долл./тонн дороже, нежели в феврале.

Неоднозначные обстоятельства

Основание к весеннему увеличению расценок на сталь металлурги усматривают в двух обстоятельствах. Прежде всего называется традиционная уже причина в виде повышения производственных затрат из-за удорожания сырьевых материалов – коксующегося угля, ЖРС и металлолома.

Действительно, недавние стихийные бедствия в Австралии взвинтили цены спотового рынка на тот же коксующийся уголь до 300 долл./тонн. (С апреля же, прогнозируют некоторые аналитики, возможно дальнейшее его удорожание до 320 долл./тонн). А стоимость железорудного сырья в этом году уже выросла на 8%. (Причем тройка ведущих мировых производителей ЖРС планирует со ІІ квартала повысить цены еще на 20-23%.)

Однако сам по себе фактор дорогого сырья тенденцию определить не смог бы. Планируемый металлургами весенний ценовой рост в значительной степени подпитывается и ожиданиями стальных производителей по восстановлению в основных металлопотребляющих отраслях. И на руку им в значительной степени играют предположения авторитетных экспертных организаций о развитии металлопродаж в текущем году.

Так, в начале февраля представители известного рейтингового агентства Fitch высказали мнение, что в 2011 году мировой спрос на сталь вырастет на 6-7%. И хотя данный прогноз ниже итоговых показателей по прошлому году (когда глобальная потребность в стальной продукции, по данным Fitch, увеличилась на 11%), тем не менее он вселяет уверенность в металлургов.

В ассоциации европейских метпроизводителей Eurofer полагают, что спрос на сталь в США и ЕС будет повышаться на 4% ежегодно в 2011-2012. Данный прогноз объясняют невысоким или средним уровнем запаса черных металлов у их промышленных потребителей.

В свою очередь, в британском консалтинговом агентстве MEPS говорят о повышении объемов стального производства в целом по миру почти на 5% в текущем году, или до 1,485 млрд тонн. (По информации World Steel Association, в прошлом году мировая черная металлургия и так поставила рекорд, выплавив 1,414 млрд МТ сырой стали, что на 15% больше аналогичного показателя-2009.) Другие эксперты оценивают возможный рост глобального производства стали на уровне 5-6% при увеличении цен на нее от 25% до 65% в среднем по 2011 году.

Такие прогнозы, на первый взгляд, позволяют метпроизводителям рассчитывать, что запланированный ими новый ценовой виток на металлорынках будет воспринят адекватно. Однако финишные покупатели стального проката и полуфабрикатов вполне могут подкорректировать весенние ожидания металлургов – своим бездействием.

Как отметил в комментарии для МинПрома вице-президент Research&Consulting Group Александр Сирик, на данный момент ситуация на экспортных рынках (украинских метпредприятий – прим. автора) сложилась довольно неоднозначная: "С одной стороны, цены довольно стабильны. Они немного понизились от достигнутых максимумов лишь в сегменте длинномерного проката. Квадратная заготовка наших производителей сегодня предлагается по 600-630 долл./тонн, а рулон г/к продается по 730-750 долл./тонн. С другой же – спрос в основных регионах потребления украинских черных металлов весьма ограничен".

А.Сирик подчеркнул также следующее. Сейчас и продавцы, и покупатели находятся в ожидании того, как поведет себя рынок в марте. Первые возлагают надежду на восстановление спроса, вторые – на то, что объем предложения стальной продукции увеличится.

Понятно, что подобное "двустороннее ожидание" вполне может обернуться ценовой коррекцией при экспортных продажах стали, как это и происходило в конце весны – начала лета прошлого года. Нюанс, однако, в том, насколько явно эта коррекция будет похожа на обвал, который в последние дни предрекают некоторые эксперты металлургической отрасли.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢