Точный вывод

Публікації

Недавно власти Донецка заявили, что весной 2012 года ДМЗ полностью откажется от производства стали мартеновским способом. Мэр города Александр Лукьянченко, в частности, сообщил о достижении соответствующей договоренности с руководством ЗАО "Донецксталь-МЗ" (владеет мартеновским производством Донецкого метзавода). Она предусматривает полный вывод из эксплуатации 4 мартеновских печей предприятия к 1 мая 2012 года. Взамен этих мощностей на заводе обещают построить современный электросталеплавильный комплекс.

Экофактор

Вопрос закрытия морально и технологически устаревшего производства стали Донецкого металлургического завода имеет многолетнюю и непростую историю. Просчитывать возможность замены мартеновского передела на современные мощности на предприятии начали еще в середине прошлого десятилетия. И причин на то было несколько.

Во-первых, в условиях постоянного дорожающего природного газа эксплуатация мартеновского цеха с небольшими объемами производства стали (до 1 млн тонн в год) все отчетливее выглядела как не самый лучший способ ведения металлургического бизнеса. Во-вторых, с каждым годом на первый план все чаще выходили аспекты неблагоприятного воздействия мартенов ДМЗ на экологию Донецка.

Мартеновские мощности – весомые загрязнители окружающей среды, и сталеплавильный цех Донецкого метзавода исключения не составлял. В одном из интервью 2008 года председатель правления ЗАО "Донецксталь-МЗ" Александр Рыженков привел следующие данные: на тот момент выбросы вредных веществ со сталеплавильных мощностей предприятия достигали 5,37 тыс. тонн в год. А ведь мартеновские печи ДМЗ работают в городской черте. Неудивительно, что такое положение вещей мало устраивало руководство Донецка, которое неоднократно ставило вопрос о закрытии сталеплавильного производства ДМЗ.

Однако в группе Виктора Нусенкиса кардинально решать эту проблему не торопились. На Донецкстали оценивали варианты с наиболее оптимальной альтернативой мартеновским печам. Один из них появился в конце 2007 года, когда владелец ISTIL Group Мохаммад Захур подыскивал покупателей на свой украинский метактив – бывший электросталеплавильный цех ДМЗ. Последний был юридически выделен с баланса Донецкого метзавода в ходе его приватизации, преобразован в ЗАО "ММЗ Истил (Украина)" и оснащен современным оборудованием фирмы Danieli.

Но стороны не сошлись в цене. И мини-завод Истил с максимальной производительностью чуть свыше 1 млн тонн стали в год, расположенный на одной промплощадке с мощностями Донецкстали, достался более щедрому претенденту – группе "Эстар" депутата российской Госдумы Вадима Варшавского. В кризисный период это предприятие еще не раз поменяло хозяина. В 2009 году оно перешло как залоговое имущество Альфа-Банку, после того как В.Варшавский не смог расплатиться по взятому на его приобретение кредиту. А в начале 2010 банк продал мини-милл, переименованный уже в Донецкий электрометаллургический завод, еще одной российской группе –  "Мечел".

Таким образом, к весне-2008 у руководства Донецкстали-МЗ фактически не осталось пространства для маневров. И в мае того же года здесь объявили о планах создания нового сталеплавильного передела с нуля. Программа коренной модернизации предусматривала вывод из эксплуатации двух мартеновских печей из шести и строительство до конца 2010 года на освободившейся площадке 150-тонной дуговой сталеплавильной печи (ДСП; производитель – SIEMENS-VAI). Общая годовая мощность этого оборудования предполагалась на уровне 1,8 млн тонн электростали. После пуска ДСП на заводе планировали ликвидировать оставшиеся четыре печи и построить на их месте участок непрерывной разливки стали.

Инвестиции в данный проект представители Донецкстали на то время оценивали почти в 445 млн долл. А стоимость общей инвестпрограммы по техническому перевооружению мощностей Донецкого метпредприятия называли в пределах 800 млн долл.

А уже в сентябре-2008 на ДМЗ торжественно вывели из эксплуатации одну из мартеновских печей. Затем грянул кризис, и в Донецке больше озаботились экономическими проблемами региона, нежели природоохранными нюансами деятельности метпредприятий. Тем не менее в 2009 году на Донецкстали-МЗ навсегда остановили еще один мартен (в кризисные месяцы тотального падения объемов металлургического производства это было не очень болезненное решение). При этом в группе перенесли срок окончательного закрытия своего экологически-проблемного сталеплавильного передела на 2012 год.

А в текущем феврале определились и с точной датой вывода остающихся четырех мартенов – не позже 1 мая следующего года. Тянуть мартеновскую историю и дальше уже нет ни времени, ни возможности. На подходе Евро-2012, а значит – повышенное внимание европейских футбольных чиновников к экологическому фактору в городах проведения матчей чемпионата.

От долгов не зарекайся

Нельзя сказать, что экономический кризис стал формальной отговоркой для руководства Донецкстали, ссылаясь на которую, можно было игнорировать необходимость замены мартеновского производства. Просто общий спад в ГМК отразился и на снижении прибыли у металлургов. На фоне развивавшейся рецессии и неопределенных перспектив со сбытом продукции было не до техперевооружения всем металлургическим холдингам. А в случае с Донецксталью дополнительный негатив привнесло и непростое состояние дел с долгами, сформированными группой в благоприятный для кредитования период – 2007-2008 годах.

Вот как его прокомментировал весной 2010 Александр Шаповалов, исполнительный директор группы "Энерго" (управляет украинскими активами Донецкстали): "В нормальной рыночной ситуации для нас этот (кредитно-долговой – прим. автора) портфель не является критичным, поэтому мы его и нарастили. И банки нам давали эти деньги". В результате в начале минувшего года группа имела долги на общую сумму свыше 800 млн долл. И значительные платежи необходимо было осуществить уже к концу 2010 года.

Вместе с тем А.Шаповалов отмечал, что в группе не собираются отказываться от замены мартенов электросталеплавильным агрегатом. По его словам, после реструктуризации долгов группа планировала занять еще 150 млн долл. для оплаты изготовления той самой 150-тонной ДСП. (Всего на электропечной этап модернизации сталеплавильного передела ДМЗ требуется около 200 млн долл.).

"На данный момент нельзя утверждать, что помехой объявленному проекту модернизации могут стать какие-то финансовые проблемы группы. Во-первых, к завершению прошлого года на Донецкстали решили задачу по отсрочке выплаты долгов. Во-вторых, 2010 год оказался для группы довольно неплохим в секторе угольного и коксохимического бизнесов, что позволило ей сгенерировать определенную прибыль", – полагает аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров.

Действительно, как сообщала в середине ноября 2010 года компания "Инвестиционный капитал Украины" (здесь управляли долговыми обязательствами группы), представители ЗАО "Донецксталь-МЗ" достигли договоренности о реструктуризации публичного и частного долгового портфеля на общую сумму 850 млн долл. Тем самым в Донецкстали вновь получили возможность взятия кредитов для реализации программы по созданию электросталеплавильных мощностей.

Хотя говорить о том, что новые кредиты, привлеченные уже в 2011 году, будут сразу и полностью направлены на создание производства электростали, пока преждевременно. Как подчеркивает А.Макаров, в недавнем заявлении властей Донецка речь шла о четком сроке применительно к закрытию мартеновского производства на ДМЗ. "Новые же сталеплавильные мощности на этом предприятии, думаю, могут быть введены в эксплуатацию через 2-3 года, не ранее", – убежден аналитик.

Возможности…

Ввод в строй электросталеплавильного комплекса определит для Донецкстали несколько иную конфигурацию в игре на металлорынках. Прежде всего, группа зайдет в сегмент более качественной и привлекательной по ценам стали. Хотя при этом лишится небольшого, но полностью контролируемого канала сбыта выплавляемого на заводе чугуна – нынешних мартеновских мощностей. Для их замены, на первый взгляд, логичнее было бы проектировать не электросталеплавильный цех, а современное конвертерное производство для полномасштабного потребления продукции с довольно развитого доменного передела ДМЗ.

Представитель Dragon Capital каких-либо неувязок в данном случае не усматривает. Он говорит, что с учетом доступной Донецкому МЗ промышленной площадки будет физически затруднительно разместить в ее пределах конвертерное производство с заметными объемами выплавки стали (около 3 млн тонн в год). А строить небольшой цех с годовой мощностью примерно 1,5 млн тонн конвертерной стали – не самый оптимальный вариант с точки зрения скорости возврата инветиций. К тому же относительно минимизации выбросов загрязняющих веществ конвертер проигрывает ДСП.

Но в большей степени А.Макаров акцентирует внимание на том, что в последние годы Донецксталь-МЗ и так демонстрирует существенную диспропорцию в объемах производства стали и чугуна, причем не в пользу первой. С одной стороны, сказывается общее снижение выплавки стали, обусловленное рецессией. С другой – свою лепту внес вывод двух из шести мартеновских печей предприятия.

По итогам 2009 года Донецкий метзавод сократил производство мартеновской стали до 528 тыс. тонн, что на 39,3% меньше, чем в 2008 году. Выплавка-2010 осталась на уровне предыдущего года – 529 тыс. тонн. Для сравнения: в докризисном 2007 году мартены ДМЗ произвели свыше 1,1 млн тонн стали.

"Такое снижение объемов выплавки стали совсем не мешает группе эффективно работать на рынке товарного чугуна. Более того, именно продукция доменного передела в последнее время является приоритетной для Донецкстали. Бывали периоды, когда весь производимый чугун с ДМЗ поставлялся на свободный рынок, а сталь предприятие выплавляло исключительно из лома черных металлов с добавлением угольных присадок", – вспоминает А.Макаров. Он не видит препятствий к тому, чтобы и в дальнейшем подавляющая часть выпускаемого на ДМЗ чугуна переводилась в товарный формат.

Статистика подтверждает эти слова эксперта. В 2007 году доменный передел Донецкого метзавода увеличил производства чугуна на 50,2% в сравнении с результатом-2006, или до 1,152 млн. тонн. В первый кризисный 2008 год наблюдалось определенное падение объемов выплавки. Но в разгар рецессии, в 2009, Донецксталь-МЗ опять нарастил  производство – на 50,8%, до 1,395 млн тонн. В прошлом году завод немного сократил выплавку чугуна (на 5,7% в сравнении с аналогичным показателем-2009), но сохранил ее уровень на отметке свыше 1,3 млн тонн.

Определенное количество получаемого на ДМЗ чугуна, считает А.Макаров, можно использовать и в новом электросталеплавильном переделе предприятия. (Схожие решения, кстати, в свое время прорабатывали и на ДЭМЗ, ранее ММЗ "Истил". Специалисты этого мини-завода в середине прошлого десятилетия не исключали технологической возможности по комплектованию до 20% шихты электропечи за счет чугуна – прим. автора). Однако подобная мера является все же крайней для электросталеплавильных мощностей. Она может быть применена лишь тогда, когда на украинском рынке возникнет ощутимый дефицит основного вида сырья для электрометаллургии – лома черных металлов. И при условии, что цена на последний хотя бы сравняется со стоимостью более дорогостоящего ныне чугуна.

…и риски

Серьезную нехватку металлолома для украинской черной металлургии предрекают сегодня многие эксперты. Один из них – директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк, который в конце прошлого года в своем выступлении на съезде Украинской ассоциации вторичных металлов заявил следующее. После ввода в эксплуатацию в начале 2012 года еще одного электросталеплавильного комплекса – завода "Днипросталь" компании "Интерпайп", на отечественном рынке возникнет дефицит металлолома 700-800 тыс. тонн в год. И это с учетом перенаправления в пользу украинских металлургов нынешних экспортных поставок материала в годовом объеме 650-700 тыс. тонн. От себя добавим: последующий пуск электропечи на ДМЗ ситуацию в данном сегменте сырьевого рынка лишь усложнит.

А.Макаров согласен с тем, что в сфере потребления лома черных металлов у метпредприятий страны будет очень непростое положение в перспективе нескольких лет. "Учитывая, что Донецксталь не контролирует какие-либо из вторметов, – объясняет он, – задача по обеспечению ее будущего электросталеплавильного производства данным видом сырья в основном сведется к вопросу цены. В закупках лома группе придется конкурировать с другими украинскими метпроизводителями, включая интегрированные заводы".

Конечно, определенный объем металлолома можно будет получить из России. Но по истечении 3-4 лет поступление импортного лома по данному направлению существенно снизится, если не прекратится вообще, убежден эксперт МинПрома. Российские металлурги также строят новые мощности и увеличивают объемы производства на существующих. Значит, возрастет и внутрироссийское потребление лома.

Выход из грядущей ситуации с дефицитом металлолома аналитик Dragon Capital видит так. В будущем всем украинским метпредприятиям, включая Донецксталь-МЗ, придется больше внимания уделять закупкам горячебрикетированного железа в той же России, где его производство освоено и наращивается на Лебединском ГОКе группы "Металлоинвест". Железорудные брикеты имеют стоимость, сравнимую с ценой металлолома; разница составляет не более 10%. И за счет данного продукта можно на 50% сформировать шихту дуговой сталеплавильной печи.

Потенциальные ломовые проблемы и пути их решения станут актуальными для группы "Донецксталь" не ранее, чем через год (а то и два), к моменту ввода в строй электросталеплавильного цеха. А к маю 2012 более или менее уверенно ожидать можно только одного. Многолетняя история проекта с коренной реконструкцией второго передела на Донецком МЗ все же завершится полным закрытием мартенов.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

27 Грудня 2023

Outokumpu побудує завод з виробництва біококсу

Китай може змінити регулювання імпорту металобрухту

За добу у ремонт вийшли одразу п’ять енергоблоків ТЕС

Thyssenkrupp продала свою дочірню компанію іспанській Arania

ЄС готує резервний план допомоги Україні на 20 млрд євро

АМКР планує зростання інвестицій на 20% у наступному році

Майже 300 контейнеровозів змінили маршрут через напади у Червоному морі

Уряд має забезпечити безперешкодний експорт морем для української металургії

Американські металурги імпортували 871,31 тис тонн чавуну з України

Виробництво сталі в Японії залишиться незмінним у 2024 році

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

ВСІ НОВИНИ ⇢