Сальдо продолжает все отрицать

Точка зору

Экономический подъем в Украине привел к ускорению роста отрицательного сальдо внешней торговли товарами. В октябре торговый дефицит впервые достиг докризисного уровня – порядка $1,5 млрд. Экономисты отмечают, что увеличение ввоза товаров стимулирует стабильный курс гривны на фоне инфляции, что может вызвать девальвацию гривны уже через год. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами в октябре выросло в полтора раза по сравнению с показателем сентября – до $1,42 млрд, сообщили вчера в Госкомстате. В последний раз такой большой месячный дефицит внешней торговли фиксировался еще в ноябре 2008 года ($1,55 млрд). Из-за этого в целом за 10 месяцев текущего года дефицит вырос до $6,86 млрд (+60%).

Октябрьское ухудшение торгового баланса объясняется резким торможением роста экспорта (вырос всего на 1%, до $4,75 млрд), в то время как импорт увеличился на 26,4%, до $7,18 млрд. На фоне роста экспорта масел (на 144%, до $239 млн) и зерновых (на 12,2%, до $300 млн) в октябре снизились поставки продукции металлургии (на 2%, до $1,49 млрд), химической промышленности (на 3,4%, до $326 млн) и транспортного машиностроения (на 15,8%, до $278 млн). По словам аналитика ИК Concorde Capital Андрея Геруса, октябрьский спад экспорта металла не является тенденцией: "В сфере металлургии прогнозы сдержанно оптимистические, поэтому снижение не должно продлиться".

Увеличение импорта объясняется наращиванием закупок природного газа на 47%, до $1,09 млрд. "Несмотря на то что запасы газа пополняются летом, погода оказалась хуже прогнозируемой, поэтому потребовалось увеличить запасы. Кроме того, после решения суда по RosUkrEnergo 'Нафтогазу' необходимо наращивать объемы газа",– отмечает заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. При этом высокий показатель отрицательного сальдо будет зафиксирован и по итогам ноября – за потребленный в прошлом месяце газ "Нафтогаз" уже заплатил $1,04 млрд.

Увеличение поставок зафиксировано и в других товарных группах. На 7,9% – до $189 млн – вырос импорт угля, что господин Герус объясняет закупками "Метинвеста". Химической продукции ввезли больше на 5,6%, до $604 млн, транспортного машиностроения – на 3,6%, до $874 млн. Уменьшился только импорт нефти и нефтепродуктов (на 9,4%, до $406 млн) из-за планового сокращения переработки украинскими НПЗ.

Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец полагает, что при сохранении курса в 8 грн/$ высокие показатели отрицательного сальдо сохранятся: "Негативная тенденция наблюдается еще со II квартала – на фоне увеличения внутренних цен курс гривны остается стабильным и провоцирует рост импорта. Если нынешняя ситуация сохранится, к концу 2011 года отрицательное сальдо покажет очень большой рост, и из страны начнется отток валюты",– уверен он. "В ухудшении сальдо нет ничего неожиданного, так как на импорт давят энергоносители. Но этот дефицит не покрывается притоком инвестиций, а значит, наш экономический рост обеспечивается только за счет кредитов",– говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Юрий Панченко

Новини

29 Січня 2024

МАГАТЕ провело інспекцію на Південноукраїнській АЕС

Німецький Rheinmetall побудує новий завод із виробництва боєприпасів

У китайський річці Янцзи затонуло судно з вантажем російських слябів

Бразилія оштрафувала Vale, BHP та Samarco на 9,7 млрд дол

Тариф на електроенергію для населення хочуть підвищити до 6 грн

Німецькі заводи ArcelorMittal отримають від уряду 1 млрд євро на декарбонізацію

Укргідроенерго отримає від ЄБРР кредит на 200 млн євро

З початку війни Україна отримала 73,7 млрд дол бюджетної підтримки

У питанні бронювання робітників підприємств треба знайти баланс – Шуляк

У минулому році Тайвань збільшив імпорт металобрухту на 17,4%

Європа значно відстає від своїх екологічних цілей – аналіз

В Єгипті можуть скасувати антидемпінгові мита на сортовий прокат

Ціни на житло в Україні зросли на 16%

Енергосистема України працює без дефіциту

Дунайське пароплавство збільшить перевезення залізної руди до 1,5 млн тонн на рік

У 2023 році В’єтнам збільшив експорт сталі на третину

ВСІ НОВИНИ ⇢