На второй передел?

Публікації

В начале ноября несколько стран-импортеров металлопродукции заявили о намерении защитить свои рынки от поставок металлопроката, производимого в том числе и в Украине. А ведущие отраслевые эксперты вновь заговорили о возможном сокращении украинского металлоэкспорта в те регионы, где развивают или планируют запускать собственные прокатные заводы. Эти факторы могут привести к тому, что уже в среднесрочной перспективе отечественным меткомпаниям придется еще больше сконцентрироваться на производстве стального полуфабриката, снижая в товарных портфелях долю продукции с высокой добавленной стоимостью.

Вопрос антидемпинга

1 ноября представитель бразильского метпредприятия Usiminas сообщил, что местному правительству передано требование о введении антидемпинговых мер в отношении листового проката, поставляемого на рынок Бразилии из шести стран, включая Украину. Через несколько дней схожее заявление прозвучало в Иордании, где намереваются восстановить действие 20% пошлины на ввоз в страну металлопродукции из неарабских государств. (Минувшим летом вопрос о продлении временных антидемпинговых пошлин в размере свыше 70% на импорт украинского плоского проката был поднят и в Аргентине).

Аналитики отмечают: если указанные заградительные меры утвердят, их воздействие на украинский экспорт черных металлов будет неодинаковым. "Закрытие бразильского рынка значимым событием для наших метпредприятий не станет. В 2010 году поставки украинского проката в эту страну были незначительными. Так, общий объем экспорта плоского проката из Украины в Бразилию за указанный период составил около 55 тыс. тонн, причем 40 тыс. тонн было продано в январе-феврале. Для сравнения: за два первых месяца 2010 года Украина в целом экспортировала 3,5 млн тонн металлопродукции", – говорит аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз.

Схожую точку зрения высказывает и заместитель начальника департамента по вопросам металлургического комплекса Центра "Держзовнишинформ" Вячеслав Попов: "В Южную Америку наши метпредприятия поставляют примерно 1 млн тонн продукции ежегодно. Безусловно, это заметный объем, но сам регион стратегическим или важным для продаж украинского металла назвать нельзя". Таковым, по его словам, сегодня является рынок Ближнего Востока, на который в прошлом году пришлось около 35% украинского экспорта черных металлов, а за 9 месяцев текущего – 31,5%. В одну только Иорданию, которая тоже планирует закрыть свой рынок от украинского проката, из нашей страны поставляются объемы продукции, сравнимые со всеми южноамериканскими продажами отечественных металлургов. В 2009 году в эту арабскую страну было завезено 1,02 млн тонн украинской стали, при том, что вся емкость иорданского металлорынка – 2 млн тонн. (По итогам трех кварталов 2010 года украинский металлоэкспорт по данному направлению составил около 700 тыс. тонн).

Другие эксперты также обращают внимание на то, что именно арабские заградительные меры против импорта проката способны усложнить жизнь украинским металлургам. Руководство ГП «Укрпромвнешэкспертиза» прямо увязывает введение пошлин на ввоз металлопродукции в страны Персидского залива с самой возможностью дальнейших масштабных продаж украинского сортового проката. Свыше 40% экспортных поставок этой продукции отечественных метпредприятий сейчас приходится на указанный регион.

Возместить же вероятный ближневосточный провал за счет переориентации на рынок Европейского Союза у наших метпредприятий вряд ли получится. Выступая на ноябрьском балансовом совещании в ОП "Металлургпром", заместитель министра промышленной политики Украины Сергей Беленький сообщил, что из Европы уже поступило предупреждение о введении защитных мер в случае наращивания поставок в ЕС украинского металлопроката.

Е.Дубогрыз считает, что риск сужения европейского рынка для отечественных металлопроизводителей уже сейчас можно назвать довольно высоким: "В текущем году из Украины в ЕС будет поставлено около 800 тыс. тонн сортового и порядка 1,5 млн тонн листового проката. И это, я полагаю,  предел. В 2011 году объемы поступления нашего проката на европейский рынок вряд ли возрастут". Такое мнение разделяют и в "Держзовнишинформе". Согласно статистике этого Центра за три квартала 2010 года отечественные металлурги и так существенно нарастили долю продаж в Европу – до 23,5% в общем объеме экспорта. По итогам минувшего года этот показатель составил 14%. "Не думаю, что нам следует "лезть на рожон" в случае с поставками металлопроката на европейский рынок. Хотя Украина и является членом ВТО, правила этой организации не предоставляют автоматический иммунитет от принятия теми или иными странами защитных мер против импортируемых товаров", – объясняет В.Попов.

По его убеждению, не следует рассчитывать на заметное увеличение экспорта украинской готовой металлопродукции и на сопредельные рынки СНГ и России. Так, доля поставок проката в Россию в общеукраинском металлоэкспорте за 9 месяцев текущего года составила 9% против 7% в 2009. Однако и такой незначительный рост жестко урегулирован теми условиями самоограничений, которые берет на себя наша страна в металлоторговых отношениях с РФ. (Скажем, относительно поставок  арматуры в Россию Кабмин на текущий год утвердил квоту в 400 тыс. тонн. К 1 ноября было выбрано 93% этой квоты – прим. автора). Да, и оживлением в сфере металлопотребления на юге России – в связи с реализацией инфраструктурных проектов по подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи – украинские метпредприятия особо воспользоваться не смогут. Российские власти в данном случае отдадут предпочтение прокату внутренних производителей, уверен В.Попов.

Угроза новых мощностей

На прошлой неделе представители украинского ГМК активно рассуждали и о такой угрозе для украинского экспорта конечной металлопродукции, как организация собственных производств в странах-потребителях. Поводом стало сообщение о вводе в эксплуатацию в Турции первой очереди комплекса ММК-Atakas по выпуску плоского проката. С учетом развития и прочих проектов по производству листовой стали в этой стране, судьбу украинских поставок аналогичной продукции на турецкий рынок многие эксперты сочли незавидной.

"Турция активно развивает свои производственные мощности, и не позднее как в 2014 году наш (металло)экспорт в Турцию сократится практически до нуля", – заявил по этому поводу С.Беленький. Данную позицию разделяют и в "Укрпромвнешэкспертизе". По информации директора этой организации Владимира Власюка, если в 2007 году поставки плоского металлопроката из Украины в Турцию составили 2,3 млн тонн, то по итогам 2009 года они упали до 500 тыс тонн.

Впрочем, турецкий рынок с незавидными перспективами для украинской листовой стали не должен заслонить иные возможные проблемы в поставках отечественного стального проката на внешние рынки. Речь идет о планах по строительству перекатных мощностей в арабских странах, о чем громко сообщалось до кризиса. Сейчас наши металлурги возлагают надежды на то, что указанные проекты в ближайшее время не будут активно реализоваться. Косвенным подтверждением тому могут служить и сообщения из региона об отсрочке начала масштабных строительных мероприятий. К примеру, в Саудовской Аравии реализация основных инвестпрограм в строительстве общей стоимостью около 8 млрд долл. перенесена на 2011 год.

Но отраслевые специалисты признают: при желании активизировать развитие собственной металлургии в странах Персидского залива смогут без проблем. Финресурса у местных инвесторов достаточно. Тем более что аналогичные достижения Турции служат хорошим примером. (По данным турецкой Ассоциации производителей стали и чугуна, за последние 7-8 лет выпуск сортового проката в стране увеличился с 10 млн до более 20 млн тонн, плоского – с 3,14 до почти 5 млн тонн в год). Об учете металлургического опыта Турции прямо заявил в середине октября представитель Арабского союза чугуна и стали. По его словам, в ближайшие 5 лет страны-члены Союза также станут экспортерами стали. Для этого, мол, в регионе имеются все условия – дешевые энергоносители и доступные залежи железной руды.

Нацеленность на развитие собственного метпроизводства хорошо иллюстрируется на примере Объединенных Арабских Эмиратов, где госкорпорация Emirates Steel Industries в январе-июне 2010 года увеличила выплавку стали на 45% по сравнению с первым полугодием-2009. При этом производство арматуры за указанный период здесь нарастили на 26%, а катанки – более чем на 280%. Конечно, общегодовые объемы производства предприятия невелики (по арматуре около 600 тыс. тонн), но в планах – заметное расширение. Компания сейчас реализует программу перспективного развития на 2,45 млрд долл. Эти средства предполагается вложить в создание на Emirates Steel Industries полностью интегрированного метпроизводства и в строительство дополнительных прокатных мощностей по выпуску 1 млн тонн продукции в год.

В целом же, по различным оценкам, стоимость всех потенциальных проектов по созданию и развитию металлургических мощностей в арабских странах составляет от 250 до 500 млрд долл. При всей мощи этих цифр украинские эксперты обращают внимание на один знаковый для наших металлургов момент. Программы по созданию новых метмощностей на Ближнем Востоке и в Северной Африке в большинстве своем предусматривают возведение перекатных предприятий. С одной стороны, в случае реализации эти проекты почти автоматически закроют для Украины ближневосточный рынок конечного металлопроката. С другой же – в регионе возрастет спрос на стальной полуфабрикат, увеличить поставки которого смогут и отечественные метпредприятия.

В полуфабрикатный сегмент

В.Попов констатирует: в последние годы доля стального полуфабриката в украинском металлоэкспорте достигает, а то и превышает 50%. (Всего за 9 месяцев текущего года Украина экспортировала 20,5 млн тонн металлопродукции при общем уровне производства стали за тот же период в 24,11 млн тонн, проката – 22,63 млн тонн). "С каждым годом все труднее удерживаться на рынках именно проката. Не говоря уже о том, чтобы пытаться занять новые ниши высокопередельной металлопродукции, даже при наличии достаточных инвестиций для модернизации своих производств. К тому же вполне реальна пока и угроза применения защитных мер против украинского металлопроката, в отношении которого в отдельных странах могут быть инициированы не только антидемпинговые, но и специальные расследования. Процедура последних не предусматривает необходимости доказывать факты занижения цен при импорте металлопродукции в ту или иную страну. В данном случае необходимо просто установить связь между объемами поставок и возможным ущербом местным производителям. В такой ситуации сложно уповать на стабильный рост экспорта продукции высоких переделов. Резонно говорить о сохранении (возможно, и об укреплении) своих "полуфабрикатных» позиций", – полагает эксперт "Держзовнишинформа".

Аналитик BG Capital согласен с этим. По его мнению, в мире наметилась тенденция, когда производство готового проката концентрируется на рынках его преимущественного потребления. "В таких регионах, как Европейский Союз, Северная Америка, а в перспективе и арабские страны, развиваться будут прежде всего перекатные предприятия. А мощности первых двух переделов выводится из эксплуатации. В свою очередь, производство чугуна и стали сосредоточится в развивающихся странах, где есть приемлемые условия для формирования достаточно низкой себестоимости этой продукции", – рассказывает Е.Дубогрыз.

А у Украины, похоже, есть все предпосылки к тому, чтобы закрепиться в категории "полуфабрикатных" стран. Однако аналитики уверены, что причин для особой паники нет. В нашей стране по ряду причин выгодно производить именно товарный полуфабрикат с последующей его поставкой на дорогие рынки для переката. При этом в отношении импорта квадратных заготовок или слябов в обозримом будущем вряд ли где-либо начнут применять защитные меры. "Все хотят производить у себя дорогой прокат из ввозимого дешевого полуфабриката. Так проще с точки зрения извлечения прибыли и привлекательнее в плане экологии", – пояснил один из экспертов.

А возможности для формирования низкой себестоимости стального полупродукта у наших метпредприятий все еще остаются. К примеру, в прошлом году украинские метпредприятия продали немалое количество слябов в КНР. В Поднебесной постоянно растет производство стали, но в силу ценовых перекосов для китайских метпредприятий в тот период предпочтительнее было завозить товарный полуфабрикат из Украины. В 2010 году наш сляб поставляется уже в другие страны Юго-Восточной Азии, которым сегодня выгоднее его перекатывать в конечную металлопродукцию, нежели покупать у соседнего Китая листовую сталь.

Конечно, при таком подходе собственно украинские метзаводы недополучают часть добавленной стоимости, образующейся при продажах готового металлопроката. Но если поставки осуществляются внутри одной корпоративной структуры, имеющей заводы полного металлургического цикла в Украине, а перекатные мощности – в той же Европе, указанный негатив нивелируется.

Некоторым украинским бизнес-группам подобные схемы работы удалось наладить еще до кризиса. Сейчас же, в период активизации мер по защите национальных и региональных металлорынков, они тем более выглядят востребованными. Тенденции последнего года отчетливо показали: в современных условиях для успеха масштабного металлургического проекта необходима уже не только вертикальная интеграция (от собственных руды и угля – к стали и прокату). Не менее важной становится и трансрегиональная составляющая этого бизнеса. Последняя в немалой степени и определит саму способность меткомпаний системно работать на наиболее привлекательных металлорынках мира.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Україна експортувала українським морським коридором 40 млн т вантажів

Сьогодні можуть обмежити електропостачання для промисловості в усіх областях

17 Квітня 2024

Rio Tinto за підсумками першого кварталу скоротила відвантаження залізної руди

Промвиробництво в ЄС скоротилося на 5,4%

Україна у лютому посіла друге місце за обсягами експорту катанки до США

Газопроводи між Німеччиною та Францією транспортуватимуть водень

Ferrexpo планує збудувати нову сонячну електростанцію

В Україні зросла частка імпортних будівельних матеріалів – дослідження

Споживання цементу в Україні минулого року збільшилося на 17% – Укрцемент

Виробництво сталі у Бразилії за підсумками березня зросло

Україна припинила експорт марганцевих руд

Запоріжсталь за 2 роки спрямувала на підтримку виробництва 1,2 млрд грн 

МВФ прогнозує Україні курс 54 грн/дол

З початку квітня Україна експортувала 3,5 млн тонн морськими шляхами

Росія продовжує нарощувати морський експорт нафти

Україна скоротила експорт титановмісних руд на 44%

ВСІ НОВИНИ ⇢