Кислые дела

Публікації

История с украинскими окисленными рудами и мощностями для их переработки будоражит горно-металлургический комплекс страны не один год. Варианты с достройкой или передачей в частные руки Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОРа) в последние 5-10 лет не обсуждал только ленивый. Но этим летом ситуация дополнилась новыми акцентами. Топ-менеджмент одного из главных многолетних претендентов на КГОКОР – группы ArcelorMittal – заявил о намерении построить собственную установку по переработке окисленных руд на базе ОАО "ArcelorMittal Кривой Рог".

Как сообщил в ходе июньского визита в Киев член совета директоров ArcelorMittal Кристоф Корнье, эта инициатива направлена на увеличение производства железорудного концентрата на мощностях Криворожского металлургического комбината группы. Если сейчас горно-обогатительное подразделение МК "ArcelorMittal Кривой Рог" ежегодно производит около 8 млн тонн концентрата из магнетитовых руд, то после внедрения указанной установки и переработки окисленных руд годовой объем выпуска ЖРК на предприятии удвоится, утверждал топ-менеджер ArcelorMittal.

На первый взгляд, заявлен очередной многообещающий проект с очевидными выгодами для организаторов. (Немало экспертов отмечают: если он будет реализован, то ArcelorMittal сможет поставлять собственное ЖРС из Украины на свои сталеплавильные активы в Центральной и Восточной Европе). Только вот подходы к началу его реализации вызывают вопросы и к руководству ArcelorMittal, и к некоторым высшим чиновникам страны.

Так, в середине июля этого года глава украинского правительства Николай Азаров провел встречу с представителями иностранных деловых кругов, на которой присутствовал и топ-менеджмент АМКР. В ходе этого мероприятия премьеру было передано обращение относительно указанного проекта.

В нем, в частности, содержались рассуждения об острой ситуации со складированием сотен миллионов тонн окисленных руд в Кривбассе, об "определенной нагрузке на экологию" в связи с этим, а также о "миллиардных убытках" Украины из-за неиспользования данного вида сырья. Далее говорилось о международном опыте ArcelorMittal в области переработки окисленных руд, выражалась надежда, что когда-нибудь их можно будет использовать как сырье "в составе консорциума по КГОКОРу",  и подчеркивалась готовность вложить около 500 млн долл. в проект по собственной их переработке.

Но ключевой в обращении была следующая фраза: "Для успешного старта такого проекта правительство Украины должно подтвердить свою заинтересованность в его реализации и выдать ОАО "ArcelorMittal Кривой Рог" лицензию на переработку окисленных руд, что полностью отвечало бы интересам государства, местных общин Кривого Рога и нашего предприятия".

И надо сказать, что "заинтересованность" в украинском правительстве проявили с невиданной оперативностью. Уже в конце июля вице-премьер-министр Сергей Тигипко подписал Поручение №44192/2/1-10 (копия документа есть в распоряжении МинПрома), в котором среди прочего в п. 17 присутствует такое указание для Минприроды Украины: "Прошу рассмотреть в установленном порядке вопрос предоставления специального разрешения на разработку окисленных руд Кривбасса, в случае подачи ArcelorMittal  Кривой Рог соответствующей заявки". В документе содержится и текст вышеупомянутого обращения представителей заинтересованной стороны.

Вот здесь, собственно, и возникают вопросы. Для чего необходимо посредничество вице-премьер-министра, если подобные заявки Минприроды и так обязано рассматривать в установленном порядке? И почему в п. 17 Поручения речь идет об одном лишь предприятии, в то время как предметом переработки названы окисленные руды всего Кривбасса? В иных странах подобные просьбы-указания принято называть не иначе, как лоббизмом высокопоставленного госчиновника в пользу конкретной корпорации.

Определенное недоумение вызывает и слишком уж переменчивая позиция ArcelorMittal в истории с украинскими окисленными рудами. Напомним, что у группы Лакшми Миттала был в свое время шанс поучаствовать в их переработке "в составе консорциума". В июне 2008 года руководители корпорации ИСД и АМКР объявили о создании двустороннего консорциума.

Помимо иных планов, стороны заявили также о намерении совместно участвовать в приватизации КГОКОРа. Однако осенью того года грянул кризис, и представители АМКР не нашли лучшего решения,  кроме как в декабре 2008 года "приостановить реализацию проектов" в рамках консорциума. "Сегодняшняя экономическая ситуация заставляет нас пересмотреть приоритетность наших инвестиционных проектов. Наши долгосрочные планы роста остаются неизменными", – заявлял тогда Жан Жуэ, на тот момент генеральный директор АМКР.

Впрочем, уже в 2009 году у ArcelorMittal вновь появился интерес к КГОКОРу. О намерении принять участие в его приватизации топ-спикеры группы заявляли вплоть до середины весны текущего года. Но с лета 2010 года ее политику в отношении КГОКОРа иначе как двойственной (если не тройственной) назвать нельзя. С одной стороны, руководство группы вроде как продолжает говорить об открытых дверях к сотрудничеству с Украиной в этом вопросе. При этом еще в мае ArcelorMittal участвовала в переговорах с румынским правительством о приобретении 28% прав собственности на КГОКОР, принадлежащих Румынии.

С другой же, некоторые топ-менеджеры корпорации в СМИ высказывают совершенно другие мысли. "Я не буду пространно комментировать сам проект КГОКОРа. Скажу только, что это сложный проект, но моя частная позиция… он уже мертв. Он слишком устарел. /…/ Неумирающая идея о запуске КГОКОРа. И ни у кого не хватает смелости сказать: "Люди, проснитесь, эта мечта завершилась, она умерла!" В тот день, когда в Украине признают, что проект КГОКОРа – несбывшаяся иллюзия, и решат забыть о нем, ко всем придет понимание, что предприятиям просто надо позволить инвестировать средства в оборудование, которое позволит перерабатывать окисленные руды". (Из интервью исполнительного вице-президента ArcelorMittal Арно Пупар-Лафаржа информационному агенству "Кривбасс On-Line" от 9 августа 2010 года).

С третьей стороны, представители группы Лакшми Миттала не устают повторять: их проект по собственной переработке не будет конкурировать с КГОКОРом в случае достройки последнего. Мол, запасов окисленных руд в регионе с лихвой хватит на несколько предприятий. Что касается самих объемов возможной переработки, то А.Пупар-Лафарж в июньском интервью газете "Дело" называл следующие цифры: "В Кривом Роге складировано около 724 млн тонн породы с этой рудой, из которых 238 – у нас, а 486 – у ЮГОКа".

Такая разновекторная политика относительно украинских окисленных руд наводит на одно соображение. В группе ArcelorMittal решили так или иначе, но зацепиться за сотни миллионов тонн потенциального сырья в Украине. И если который год не получается завладеть "неумирающей идеей", то в ход можно пустить и "новые инвестиционные проекты" со строительством собственной установки по переработке окисленных руд.

О том, что указанный проект – во многом лишь "зацепка" – говорит и размер инвестиций на его осуществление, задекларированный ArcelorMittal. По оценкам некоторых экспертов, 500 млн долл. явно недостаточно для налаживания масштабного производства в этой сфере. Ведь даже строительство не самой мощной установки по переработке окисленных руд в 1 млн тонн концентрата ежегодно сегодня потребует больше 1 млрд долл. (А в данном случае фигурирует цифра в 8 млн тонн/год.)

Сложно сказать, будет реализован этот проект или нет, ведь как гаснет инвесторский запал Лакшми, после того как он получает свое, Украина хорошо почувствовала на примере Криворожстали. (Там большинство сроков выполнения инвестиционных обязательств были безнадежно отодвинуты правительством главного идеолога "честной и открытой приватизации" Ю.Тимошенко.) Однако тому, кто немного знаком с темой достройки КГОКОРа, совершенно понятно, что в случае принятия решения о предоставлении разрешения на разработку месторождений окисленных руд Кривбасса до приватизации КГОКОРа Украина никогда не сможет получить за этот объект достойной компенсации.

Дело в том, что уникальность этого долгостроя для инвестора заключается не столько в технологическом оборудовании КГОКОРа (оно действительно морально устарело, хотя 70% готовность гигантского комбината в целом и более чем 90% готовность фабрики окомкования – весьма ощутимый ресурс), сколько в его полной обеспеченности сырьем более чем на 100 лет полномасштабной работы. В соответствии с международными соглашениями, заключенными для постройки комбината, все запасы окисленных руд, расположенных в регионе его создания, закреплялись именно за ним. Вот только во времена, когда данные соглашения подписывались (середина 1980 годов), никаких сложностей с передачей сырья на баланс построенного КГОКОРа возникнуть не могло. В независимой же Украине ситуация во многом изменилась. Что же понималось тогда под сырьем КГОКОРа и каков его статус сегодня?

Во-первых, это запасы окисленных руд Восточно-Валявкинского месторождения. Оно расположено как раз на территории Кривбасса. Единственный документ, который относит их к КГОКОРу, – Акт Межведомственной комиссии о принятии этих запасов комбинатом к промышленному освоению. Однако по действующему законодательству для разработки недр требуется специальная лицензия, которой сегодня у ДП "Дирекция КГОКОР" нет.

Второй вид сырья КГОКОРа – окисленные руды, накопленные предприятиями Кривбасса за долгие годы работы. Окисленная руда в Кривбассе извлекается из недр вместе с продуктами основной добычи. До середины 1980 годов она вывозилась ГОКами на основные отвалы, где находится и по сей день. Но с момента начала реализации проекта КГОКОРа окисленные руды складируются отдельно как будущее сырье для КГОКОРа. Когда в середине 1990 годов ГОКи были приватизированы, это сырье не было внесено в уставные фонды акционерных обществ и до сих пор находится на так называемом внебалансовом учете ГОКов. Право собственности КГОКОРа на этот вид сырья, по сути, также не закреплено ничем, кроме ряда декларативных записей в договорах советских времен.

И, наконец, это окисленные руды, которые добываются частными ГОКами сегодня. По оценкам экспертов их ежегодно добывается около 10-20 млн тонн. Этот ресурс, по задумке советских стратегов, планировавших долгострой, также должен был перейти в распоряжение КГОКОРа. Вот только и в этом случае ни одним нормативным актом независимой Украины не регламентировано, как и на каких условиях это сырье будет передано КГОКОРу.

То есть сырье у КГОКОРа как бы есть, ведь это зафиксировано в международных соглашениях советских времен, но с точки зрения законодательства Украины прав на него у ДП "Дирекция КГОКОР" как бы и нет…

А теперь представьте, насколько упадет стоимость КГОКОРа после того, как будет реализовано поручение вице-премьера С.Тигипко о "предоставлении специального разрешения на разработку окисленных руд Кривбасса" Арселору! И о каких именно окисленных рудах идет речь? Как следует из формулировки поручения, очевидно, обо всех! То есть, если главная ценность КГОКОРа – в его сырье, то чтобы получить весь объект быстро и недорого, нужно всего-навсего получить сырье, а без него комбинат потеряет всю свою ценность и автоматически практически даром достанется тому, у кого есть "специальное разрешение" на разработку окисленных руд Кривбасса.

Понимает ли это вице-премьер, подписавший такое поручение, остается загадкой. Но то, что это понимают стратеги Лакшми, помогавшие его готовить, – совершенно ясно. Ведь, получив от Украины такой карт-бланш в виде прав на окисленные руды, переговорщики ArcelorMittal быстро найдут подходы к несговорчивым румынам и словакам. А перекупив у них права на участие в КГОКОРе, добиться реализации остатков объекта в виде украинской государственной доли – уже дело техники. И то, что в конкурсе на покупку КГОКОРа после этого вряд ли будет много участников, а цена за "умершую мечту" едва ли окажется заоблачной, в ArcelorMittal тоже хорошо понимают, отсюда и "разновекторность".

Но понимает ли это Сергей Тигипко – вот вопрос…

Анатолий Хлопченко

МинПром

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢