Правительство должно поддержать промышленников – Кинах

Публікації

В сложившихся кризисных условиях правительство должно поддержать отечественный бизнес. Такое мнение в интервью "Минпрому" высказал президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат от Партии регионов, глава подкомитета по вопросам оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, министр промышленности и предпринимательства в Оппозиционном правительстве Анатолий Кинах.

Кроме того он рассказал, почему кризис так сильно ударил по Украине, как нам лучше всего распорядится кредитом МВФ, а также заявил, что коалиция между БЮТ и ПР сможет реализовать необходимый комплекс антикризисных мер.

– Анатолий Кириллович, почему мировой кризис так болезненно ударил по Украине?

– Во-первых, все условия для углубления промышленного и социально-экономического кризиса в Украине были сформированы задолго до того, как мы ощутили влияние мирового финансового кризиса. Начнем с того, что мы до сегодняшнего дня так и не приняли Налогового кодекса, который мог бы осуществлять стимулирующую роль в плане модернизации экономики. Также был в очередной раз введен мораторий на земельные отношения, что очень негативно с точки зрения привлечения инвестиций. Практически заблокирована пенсионная реформа, а это не только социальная защита граждан, но и существенный источник для внутренних инвестиций. Отрицательное влияние оказывали и несовершенство корпоративного законодательства, а также неразвитость фондового рынка.

К этим проблемам в текущем году добавилась крайне популистская и несбалансированная бюджетная и социально-экономическая политика, реализуемая правительством. По сути госбюджет-2008 стал обслуживать первый этап президентской избирательной кампании и разрушил даже те слабые результаты, достигнутые ранее. Например, только отменой налогового векселя с одновременным наращиванием долга по негативному сальдо НДС зарубили многие инвестиционные проекты, потому что не всякий инвестор отважится при растамаживании оборудования заплатить сразу 20% его стоимости. Были еще и такие немаловажные проблемы как попытка борьбы с инфляцией при помощи стерилизации гривневой массы, что сразу резко усилило проблему доступа к кредитным ресурсам, повысило их стоимость для предприятий. Или же искусственная ревальвация гривны, что в первом полугодии резко ударило по украинским экспортерам в т.ч. и по металлургам, да и по простым гражданам.

Вот именно сочетание всех этих факторов и привело к тому, что когда до нас докатилась волна снижения конъюнктуры на мировых рынках на наш традиционный экспорт, Украина оказалась в числе "лидеров" по глубине падения экономики.

– Как сейчас государству поддержать металлургов в условиях падения цен и спроса на мировых рынках?

– А что делает весь мир в этой ситуации? Все страны сегодня задействовали мощные пакеты, направленные на то, чтобы не допустить охлаждения экономик. В первую очередь это меры, направленные на развитие и защиту внутренних рынков, снижение фискального давления и доступа к кредитным ресурсам. В частности, Федеральная резервная система США приняла решение снизить учетную ставку до 1%, европейцы собираются снизить ее до 2%, а японцы даже с 0,5 до 0,25%. В Великобритании снижают ставку НДС с 17,5 до 15%. Россия снижает налог на прибыль с 24 до 20%, а для малого и среднего бизнеса с 15 до 5%.

Нам сейчас также нужно разработать ряд комплексных антикризисных мероприятий на основе согласованных действий правительства, НБУ и парламента. В т.ч. это требует и принятия специальных законов. Я помню в 1998-99 гг., когда металлургический комплекс Украины был в сложном положении в связи с плохой конъюнктурой на внешних рынках, мы приняли тогда специальный закон об эксперименте в ГМК, где резко снизили фискальную нагрузку, дали возможность направлять часть прибыли предприятий на их реконструкцию и развитие. Поэтому сейчас нужно именно в таком плане заниматься проблемами ГМК. И никакие текущие меморандумы эту задачу не решат. Это трата времени и сил, тем более меморандумы не выполняются в массовом порядке в частности по возврату НДС, да и по ряду других параметров.

Также сегодня крайне важно активизировать внутренний рынок в плане его платежеспособности и развития. Все-таки поставка 75% всей продукции на экспорт – это очень высокий уровень внешней зависимости. И поэтому сегодня как никогда надо начинать реализацию серьезных инфраструктурных проектов, в частности связанных с проведением Евро-2012. Также нам необходимо всеми силами стимулировать реализацию строительных программ, повышать платежеспособность внутреннего рынка.

Более того, необходимо принять меры, направленные на защиту внутреннего рынка. Крайне важно не допускать, чтобы на внутренний рынок попадала та продукция, которую мы способны вырабатывать сами. А если что-то потребляем по импорту, то надо смотреть с точки зрения реализации импортозамещающих программ. И в конечном итоге переходить на свою продукцию с не меньшими параметрами по качеству и ценовым характеристикам с тем, чтобы создавать рабочие места на своей территории.

Параллельно во внешнеэкономической политике необходимо искать новые рынки сбыта и отстаивать наши позиции на традиционных рынках. Например, наши производители слабо представлены в Африке и в Южной Америке, а мы вполне можем там работать. И в этом плане государство должно проводить серьезную политику с точки зрения страхования экспортных контрактов, доступа экспортеров к кредитным ресурсам, а так же иной, вплоть до дипломатической, поддержки.
Ну, и конечно государство должно помочь металлургам в сохранении кадров. Сейчас, когда многие трудовые коллективы находятся в сложнейшем положении – вынужденные отпуска, неполная рабочая неделя и даже сокращения – необходимо очень серьезно пересматривать государственные программы занятости, объединять усилия с работодателями, чтобы при государственной поддержке не терялся кадровый потенциал.

Как Вы относитесь к попыткам Кабмина установить процедуру государственного регулирования цен на продукцию ГМК, которая реализуется на внутреннем рынке?

– Здесь нужно выделить два аспекта. Во-первых, наш системный бизнес пока еще, к сожалению, не вышел на уровень понимания, что все взаимозависимы и если будет плохо у металлургов, то будет плохо и у коксохимиков и у тех, кто занимается добычей рудного сырья. Поэтому отечественному бизнесу нужно искать баланс интересов. А государство должно, безусловно, контролировать эти процессы, это его функция. Но не грубым административным вмешательством, а методами близкими к функциональным на основе технико-экономического анализа и законов рынка. Намерение правительства установить для всех рентабельность в 10% это, конечно, минус. Может быть, кому-то нужно оставить рентабельность не менее 15%, а кому-то достаточно и 8%. То есть данные планы нужно серьезно доработать в плане их обоснованности, адресности и прогноза последствий.

– Как Вы считаете, девальвация гривны сильно помогла экспортерам?

– Конечно же, девальвация гривны позитивна в плане интересов украинских экспортеров – это в какой-то степени даст возможность снизить негативное влияние от снижения цен и спроса на внешних рынках. Однако хочу отметить, что экспортеры более заинтересованы в прогнозируемой, стабильной ситуации. То, что происходит сегодня в вопросах валютно-курсовой политики, иначе как бессистемным хаосом с элементами коррупции не назовешь. Курс денежной единицы должен быть интегральным показателем состояния товарного и платежного баланса, конкурентоспособности экспортера, платежеспособности внутреннего рынка, мировых финансовых тенденций и на выходе он должен быть адекватен этим процессам.

– Какие риски несет взятый нами кредит МВФ и как нам лучше использовать эти средства?

– По моему глубокому убеждению, принимать решение о сотрудничестве в рамках кредита stand by без анализа условий, на которых он предоставлялся, я считаю недопустимым. Но, к сожалению, эти условия никто не рассматривал так, как это необходимо по процедуре, а они очень, мягко говоря, спорны. Главная проблема в том, что МВФ хочет, чтобы Украина действовала практически противоположными методами по сравнению с теми, которые сегодня реализует весь мир. В частности, условия МВФ предполагают не допустить снижения ставки рефинансирования НБУ, не расширять денежную массу, не использовать методы государственного протекционизма, одномоментно повысить тарифы ЖКХ, заморозить социальные стандарты и т.д.

Во-вторых, для нас очень важна эффективность использования кредитных ресурсов. Стоит отметить, что в Украине такая структура внешнего долга – он составляет порядка 100 млрд долл. из которых 14,2 млрд долл. – это государственный долг, а остальное – корпоративный. И если по государственному долгу эта цифра по отношению к ВВП во всем мире считается приемлемой и даже низкой, то по корпоративному долгу у нас возникли огромные проблемы, потому что он вырос до критических масштабов за последние два-три года, а по своей структуре почти весь был направлен на потребительское кредитование. Более того, около 28 млрд долл. заимствований корпоративного сектора необходимо вернуть в течение ближайшего года.

Поскольку этот кредит должен быть направлен на рефинансирование и на поддержку курса национальной валюты, нам сейчас необходимо раскрыть портфель корпоративного долга, четко увидеть общую задолженность, ее структуру и возможности участников рынка самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства. Приоритеты в рефинансировании должны получить компании, серьезно влияющие на социально-экономическую ситуацию в стране. Прочие организации должны быть во второй очереди или же сами искать выход из ситуации.

У нас, к сожалению, пока нет четкой программы обслуживания корпоративной составляющей внешнего долга. И возникает ситуация непрозрачности, коррупции и неэффективности использования финансовых ресурсов НБУ. Например, в ноябре в рамках рефинансирования в банковскую систему было направлено около 40 млрд грн. Из них в реальный сектор практически ничего не пошло, и вся денежная масса была направлена на межбанковский валютный рынок, что еще более усугубило положение гривны. Эффективность такого рефинансирования не то, что низкая – она отрицательная.

Реально ли сейчас наполнить стабфонд за счет приватизации и продажи государственных ценных бумаг?

– У нас вызывает серьезную тревогу, что в конечной редакции стабфонд планируется наполнять за счет приватизации и размещения ценных бумаг правительства. По моему мнению, это абсолютно нереально, поскольку в условиях кризиса, когда резко снижается стоимость акций, распродавать за бесценок объекты типа Одесского припортового завода или "Укртелекома" в корне неправильно. Более того, если даже пойти на данный шаг, то с учетом необходимых процедур деньги будут появляться не раньше чем через полгода, а кризисные проблемы нужно решать уже сегодня.

То есть без надежных источников наполнения стабфонд не сработает. Поэтому мы предлагаем направить туда сверхплановую прибыль НБУ или же остатки на счетах Госказначейства. Также в стабфонд могут быть направлены средства, полученные от Мирового банка, оптимизации, усиления инвестиционной, инновационной политики на 2009 год.

– Как Вы считаете, есть ли в кризисе позитивные стороны?

– Я уверен, что кризис, кроме проблематики, имеет и позитивную сторону в том плане, что он должен заставить нас еще более объективно и профессионально дать оценку нашему реальному состоянию. Поставить диагноз и на его основе, понимая насколько актуальны и остры эти вопросы, решать их, в том числе не декларативно, а облекая в конкретные формы и направления. Вот тут надо сделать все, чтобы мы перешли в такую фазу борьбы с кризисом, когда мы становимся умнее, опытнее понимаем наши приоритеты и актуальность решения той или иной задачи. Я бы очень хотел, чтобы мы вышли из кризиса в таком состоянии.

Но тут все будет зависеть от того, насколько будут консолидированы наши действия. Все кризисные проблемы можно решать только на стыке объединения усилий законодательной, исполнительной власти и бизнеса. Другого не бывает. И тут Украине надо перестать заниматься политическими авантюрами, противостоянием, циничной борьбой за стартовые позиции в будущих избирательных кампаниях и в условиях кризиса максимально сделать все, чтобы объединить и политическую волю, и интеллект, и ресурсы, и я уверен, что мы справимся.

– ПР приняла решение проводить переговоры по созданию коалиции. По Вашему мнению, коалиция ПР и БЮТ смогла бы реализовать необходимые антикризисные меры?

– Я думаю что да и это не худший вариант – ПР и БЮТ. Но для этого надо, чтобы субъекты этой коалиции четко обозначили приоритеты, по которым мы должны работать. Борьба за портфели и болезненные воспоминания о прошлом должны уйти на второй план. Если нам удастся выйти на высокий уровень понимания совместных задач, то, безусловно, это даст результат. Идут уже официальные переговоры, и я думаю, что в ближайшие дни будет ясно. И хотя мы еще не знаем результата, понятно одно – попытка объединить борьбу с кризисом с дестабилизацией политической системы, с авантюрными досрочными выборами загонит страну в тупик. Потому что никто не будет заниматься кризисом, если впереди будут маячить досрочные выборы.

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢