Ломовая альтернатива

Публікації

Адекватным ответом на растущий дефицит сырьевых ресурсов в украинском ГМК является внедрение новых технологий прямого восстановления железа. Сегодня этот вопрос актуален как никогда. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с материалами последних совещаний при участии Министерства промполитики в Днепропетровске.

Так, по итогам января текущего года на металлургические заводы поступило 284 тыс. тонн лома, или 58% от заявленной потребности. У предприятий в ход пошли складские запасы – их остатки за данный период уменьшились на 120 тыс. тонн и на 1 февраля составили всего 90 тыс. тонн. В феврале картина не улучшилась, скорее, наоборот: уровень обеспечения ломом сталеплавильных предприятий снизился до 52% от потребности. И экспорт здесь не причем – внутренние цены на металлолом превышали экспортные котировки примерно на 10%. В целом же директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк оценивает дефицит черного лома в текущем году как 1 млн тонн.

Президент украинской ассоциации "Втормет" Валентин Куличенко отмечает, что за последние 10 лет объем ломозаготовки в Украине сократился в два раза, с 10 млн тонн до 5,1 млн. По его словам, в среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее падение объемов за счет снижения ломообразования. Металлофонд в стране обновляется чрезвычайно медленно, а то, что можно было порезать и сдать – уже давно порезано и сдано. Поэтому можно лишь добавить, что в 2009 году поставка лома метпредприятиям уменьшилась на 11,6% по сравнению с предыдущим периодом, до 5,1 млн тонн, в том числе внутренним потребителям – на 22,3%, до 4,6 млн тонн.

Также существует в Украине и проблема с обеспечением доменного производства коксом, связанная с недостатком коксующихся углей. При этом генеральный директор объединения "Укркокс" Анатолий Старовойт оценивает дефицит сырья для коксохимзаводов на текущий год в 8,6 млн тонн.

Неудивительно, что в такой ситуации металлурги вынуждены вспомнить о производстве металлизированных окатышей DRI, или губчатого железа, методом прямого восстановления в газовой среде. Эта, известная еще в глубокой древности технология, так называемый кричный передел, получает в последнее время все большее распространение. Для сравнения: если в 1988 году в мире было получено 12,53 млн тонн губчатого железа, то в 2003 году уже 49,5 млн тонн.

Так, японская металлургическая компания Kobe Steel в начале апреля сообщила о строительстве нового завода по производству металлизированных окатышей DRI в Бахрейне. Мощность предприятия составит около 1,5 млн тонн продукции в год, а его ввод в эксплуатацию запланирован на начало 2013 года.

Несколько раньше, в IV квартале 2009 года, Иркутская горно-металлургическая компания приступила к реализации проекта по строительству горно-металлургического комбината в Тайшете. Согласно расчетам предприятие будет выпускать примерно 7 млн тонн железорудного концентрата, полученного из руды Мало-Тагульского месторождения. Далее концентрат будет поступать на завод по производству железной губки методом прямого восстановления, позволяющий получать 3 млн тонн DRI в год. Полная стоимость проекта оценивается в 1,4 млрд. долл. и для его реализации ИГМК заручилась поддержкой китайских инвесторов.

Согласно информации участников рынка подобные планы до кризиса вынашивал и владелец украинской группы "Финансы и кредит" Константин Жеваго. И даже успел начать строительство электрометаллургического завода "Ворскла-сталь", на котором DRI с содержанием железа 85-90% должно переплавляться в марочную сталь. А производство металлизированных окатышей предполагается разместить на базе Полтавского ГОКа, входящего в состав группы.

Весьма вероятно, что в силу географической близости покупателем полтавского DRI мог бы стать и Виктор Пинчук, строящий электрометзавод "Интерпайп-сталь" на базе Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Однако реализация проекта "Ворскла-сталь" приостановлена из-за кризиса – пока до 2013 года. Соответственно, пока и не внедряются технологии по производству железной губки.

Директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк отмечает, что, несмотря на улучшение ценовой конъюнктуры на рынке железорудного сырья, украинские производители пока не готовы к реализации перспективного направления. "Потому что из кризиса они вышли финансово очень ослабленными", – поясняет он. Согласен с такой оценкой и источник в Минпромполитики. "Насколько я знаю, участники рынка сейчас заняли выжидательную позицию и практически ничего не делается", – отметил он.

А ведь затраты на проект по выпуску DRI являются вполне умеренными: по некоторым данным, стоимость запуска производства мощностью 1 млн тонн металлизированных окатышей в год сейчас равна примерно 300 млн долл. Это включает восстановительную шахтную печь, печь реформинга технологического газа, системы рекуперации тепла и горячего брикетирования железа прямого восстановления.

В днепропетровском Институте черной металлургии отмечают, что часть необходимого оборудования может быть изготовлена на отечественных предприятиях, например Днепротяжмаше и Новокраматорском машзаводе. В ИЧМ также подчеркивают следующие плюсы от использования DRI вместо лома в электродуговых печах: уменьшение расхода электроэнергии, электродов и огнеупоров на 1 тонну жидкой стали, а также снижение содержания такой вредной примеси, как азот – с 70 до 20 ppm.

Поэтому можно предположить, что жизнь все-таки заставит украинских металлургов вплотную взяться за прямое восстановление железа. Ведь импорт коксующихся углей не является полноценным решением проблемы, а с переходом на непрерывную разливку стали лома, пригодного для переплавки, станет еще меньше.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢