Куда завернут экономику

Точка зору

Главной интригой нынешних президентских выборов остается кандидатура будущего премьер-министра Украины. Сейчас именно эта фигура обладает мощью и полномочиями шахматного ферзя. От того, какая в результате образуется связка между будущими президентом и премьером, как именно перераспределится влияние в верхнем эшелоне, и будет зависеть судьба нашей страны.

Изначально понятно, что следующему премьеру предстоит сверхзадача: государство нужно вытянуть из колоссальной ямы. Ведь экономика скатилась на уровень 1990-х годов, иностранных инвестиций сегодня приходит мизер, а в общем, по разным оценкам, падение экономики составило от 15% до 20%. И это на фоне постоянного превышения импорта над экспортом, выполнения бюджета (по оценкам экспертов) немногим более чем на 80% и огромного количества «хвостов», притянутых с прошлого года, но «закрывать» эти проблемы придется уже в нынешнем. Иначе они «порешают» украинскую экономику сами.

В таких условиях Украина остро нуждается в связке первых лиц – реформаторов, способных пойти на жесткие и непопулярные меры в рамках четкого антикризисного плана. Для отечественных реалий это звучит практически нереально. Поэтому высока вероятность, что победитель второго тура постарается «протянуть» через Верховную Раду максимально своего человека, дабы реализовать экономическое видение какой-то группы интересов, стоящей за конкретным лидером. Однако может случиться и так, что во главе Кабмина придется поставить технического премьера, который своим невмешательством устроит и главу государства, и парламентариев не раздразнит. Учитывая эти расклады, можно прогнозировать, по какому сценарию будет жить украинская экономика, а с ней и население, и бизнес-среда нашего государства.

Сценарий I: оптимистичный

В запале борьбы и с жаждой новых свершений новоизбранный глава державы берет в свою команду премьера-реформатора, который, не щадя живота своего, берется обустраивать страну.

В случае победы женского начала Украину, по всей вероятности, ждет обещанная вторая серия «Украинского прорыва». О его результативности можно судить по трем фразам из программы Юлии Владимировны: «Я уже начала выполнять этот стратегический план развития страны. К сожалению, мировой экономический кризис и внутриполитическая борьба против правительства затормозили наше движение. Моя победа на выборах, завершение кризиса и наведение порядка во власти дадут возможность полностью выполнить этот план». Если «прорыв» будет зависеть от окончания кризиса, то нас может настигнуть неожиданность: вдруг экономика посыплется раньше? В общем, пакет антикризисных мер придется создавать самому премьеру. Потому как экономическая часть программы г-жи Тимошенко изобилует только направлениями, с которыми трудно поспорить – развитие наукоемких отраслей, доступные кредиты, а также стимулирование инвесторов, поддержка АПК и энергетическая независимость. Но сама по себе это не более чем декларация о намерениях. Их премьеру-терминатору еще нужно будет банально конкретизировать, да еще и соотнести с «генеральной линией» гаранта Конституции.

Программа кандидата из Донбасса несколько отличается от «прорыва»: ее упор – на социальную функцию государства, а еще на импортозамещение, снижение налогов, поддержку базовых отраслей – металлургию и химию, инфраструктурные проекты. В этих рамках энергичному премьеру работать и проще (цели осязаемые), и сложнее (роль государства увеличена).

Итак, в случае слаженной работы тандема президент–премьер (в любой из конфигураций) можно допустить стабилизацию экономики, и даже некоторый ее подъем по итогам года. В стране избраны и реализуются несколько ключевых направлений, при этом множество расходов, в том числе и социальных, урезаются ради высшей цели. Украина может пойти по шоковому польскому пути – с периодом «затягивания поясов», жестких реформ и выхода на результат. Правда, ощутить его можно будет не раньше, чем через года полтора-два. При этом крайне желательны сопутствующие условия – окончание мирового экономического кризиса, подъем металлургических рынков, а также политическая стабильность внутри государства.

Сценарий II: пессимистичный

Премьером приходится назначить либо проверенного соратника, либо технического человека. Президент фактически перебирает на себя большинство полномочий главы правительства и пытается рулить по-своему. Поскольку за обоими кандидатами стоят тени разных бизнес-групп, экономику попытаются подчинить их интересам – с соответствующими льготами, приоритетным доступом к господдержке и остаткам собственности. В итоге получится перекос в пользу одной из команд, что вызовет недовольство не только у противников, но и у иностранных инвесторов.

Так как у обоих кандидатов в программах присутствует значительная социальная составляющая, велики риски увеличения бюджетных расходов. А поскольку такой уклон в социалку сегодня возможен лишь с помощью эмиссии гривны, это чревато скачком инфляции и проблемами с бюджетом. Последний, кстати, еще нужно заново сверстать и принять, причем с максимально реалистичными показателями и учетом прошлогодних «хвостов», иначе государство может настигнуть внутренний дефолт. Высока вероятность и усиления налогового давления (это вновь могут быть акцизы на топливо и вредные привычки) – иначе наполнить бюджет будет крайне сложно.

Уже в ближайшее время придется повышать тарифы на электроэнергию и газ, как для населения, так и для промышленности – в противном случае стране грозит энергетический коллапс.

Нерешенными остаются и трудности банков. Пять государственных финучреждений не потянут всех проблемных собратьев, поэтому страну могут потрясти еще несколько громких банкротств, причем с цепной реакцией.

Необходимо также решить проблему государственных долгов, в том числе значительных выплат по облигациям внутреннего госзайма. В то же время продолжающаяся неопределенность в отношениях с МВФ может провалить платежный баланс и при наращивании негативного сальдо внешней торговли вызвать очередную бурю на валютном рынке.

Итоги подобного сценария могут оказаться печальными для победителя нынешней президентской гонки.

Персональная ответственность

Если говорить о конкретных персоналиях, то самым ожидаемым премьером в настоящий момент является Сергей Тигипко. Он согласен принять этот пост от обоих кандидатов в президенты в обмен на карт-бланш на непопулярные реформы. «Условие одно модернизация страны. Если сегодня будут готовы поддержать либеральными реформами рыночную экономику… тогда можно идти (в премьеры)», – заявил г-н Тигипко агентству Reuters. «Необходимы будут жесткие меры, …поддержка большинства и президента», – отметил он. В его приоритетах – развитие малого и среднего бизнеса, смена принципов налогообложения и национализация части украинских банков ради оживления кредитования. Тигипко настроен не только на реформы, но и на достижение прозрачных договоренностей с любым победителем выборов. Он вписывается и в оптимистичный сценарий развития ситуации, и может выполнить роль технического премьера – после периода жестких реформ на стадии улучшения ситуации быть замененным на нужного президенту человека.

Кроме Тигипко, среди претендентов на пост премьера называют «регионалов» Николая Азарова (его кандидатура не удовлетворяет бизнес-крыло ПР и многих нардепов), Бориса Колесникова (проахметовский премьер вряд ли подойдет Януковичу-президенту), Юрия Бойко (группа Фирташа не в фаворе у многих тяжеловесов ПР), а также Юрия Еханурова, который уже был техпремьером. Если любой из них возглавит Кабмин, не будет важного компонента успеха – политической консолидации. Кроме того, им попросту не хватит полномочий и решительности для проведения жестких реформ. А это приведет ситуацию к совсем пессимистическому варианту развития событий.

У Юлии Тимошенко менее понятная обойма, хотя представители ПР заявляли о ее переговорах минимум с пятью претендентами. Здесь возможны и «просчитываемые неожиданности»: например, что Кабмин возглавит ее верный соратник Александр Турчинов. В этом случае, учитывая авторитарный стиль ЮВТ, правительство будет эдаким исполкомом при президенте, что в итоге может ухудшить и ситуацию в стране, и рейтинг ее первого лица.

Но стоит отметить: кто бы ни возглавил правительство, ему придется смириться с ролью камикадзе. С одной стороны, тихонько отсидеться в ожидании лучших времен невозможно – ситуация слишком сложна, однако даже если и работать, «не покладая рук», все равно результаты (какими бы обнадеживающими они ни были) обязательно кому-то не понравятся.

Юрий Сколоздра

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢