Жизнь после кризиса

Публікації

Кризис сделает пережившие его украинские компании сильнее и эффективнее. Но государство при этом обязательно должно бороться за развитие внутренних рынков, а также производство технологичных товаров.

Осенью 2009 г. оценки ближайшего экономического будущего Украины разнились кардинально – в зависимости от интересов источника, его статуса и т.п. Так, ряд экспертов по-прежнему допускает дальнейшее ухудшение ситуации в экономике особенно на фоне того, что огромные средства реально отвлекаются на выборы (если брать истинные, а не официальные суммы). Руководство Нацбанка "тактично" считает, что выход из кризиса в 2010 г. начнется, но будет медленным и полноценная экономическая нормализация наступит только в 2012 г. А премьер Юлия Тимошенко (кто бы сомневался) клятвенно обещает конец кризиса 1 апреля следующего года. Впрочем, все уже давно знают цену таким обещаниям: до того глава правительства гарантировала выход из кризиса к концу 2009 г. Что называется, отсрочили на квартал.

Отрасли и проценты

Видно, оторванная от реалий риторика центральных властей уже настолько надоела, что даже госструктуры (тот же НБУ) для сохранения лица вынуждены озвучивать более-менее реалистичные прогнозы. Да, центробанк "поддакивает" Президенту и Кабмину и уже на 2010 г. допускает рост экономики на 5-6% (что вряд ли реально), но при этом делает оговорку – это будет только началом выхода из кризиса. Для полноценной же стабилизации, по словам нашего источника в Нацбанке, нужно не менее 3 лет (что б ни заявляли политики).

Пока же реальность состоит в следующем. Основа любой современной динамичной экономики (промышленное производство) кое-как стабилизировалась на сниженном кризисном уровне и даже показывает рост в сравнении "месяц к месяцу". Так, октябрь, по официальным данным, стал уже 2-м месяцем общего роста промпроизводства в стране (на 5% к сентябрю). Однако достаточно взять цифры падения за период с начала года к аналогичному времени 2008 г., чтобы понять глубину провала. В таком сравнении, например, спад в машиностроении составил 50% к прошлому году, а в выпуске транспортных средств и вовсе превысил 60%. Тогда как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых держится на хорошем уровне за счет высокого спроса (спад к 2008 г. на уровне всего лишь 6%), равно как и, скажем, пищепром (спад на 6,5%).

Притом кризис заставил производителей снова максимально переориентироваться на "быструю" прибыль, которую часто обеспечивает торговля сырьем и полуфабрикатами. Тогда как товары с высокой добавленной стоимостью требуют крупных инвестиций, в т.ч. даже в продвижение (маркетинг). Так, если и раньше доля полуфабрикатов в структуре отечественного экспорта черных металлов достигала 80%, то в 2009 г. данный показатель был заметно превышен и сейчас сохраняется на данном завышенном уровне. Пример: по данным центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ), в октябре общий рост металлоэкспорта в стоимостном выражении (+24% к сентябрю) достигнут, прежде всего, за счет наращивания поставок полуфабрикатов (+35% до уровня $430 млн.), в то время как экспорт плоского проката вырос лишь на 10% (до $270 млн.).

Рапорта и реалии

Как и промпроизводство, номинальный ВВП тоже "как бы" растет: в ІІІ квартале – на 3,7% ко ІІ кв. Но к ІІІ кварталу минувшего года отмечен спад на 16% (хотя тогда уже начинался кризис), а за 9 месяцев 2009 г. в годовом сравнении спад составил 15,2%. Вот такое "начало выхода из кризиса". Нет, те же металлурги и особенно аграрии продолжают закреплять экспортные успехи, но, как сказал нам высокопоставленный собеседник в Минэкономики – не столько благодаря, сколько вопреки политике государства.

Далее, что касается госбюджета, то правительство уже не первый месяц рапортует о перевыполнении доходной части. Так, в январе-октябре совокупные поступления составили 147,871 млрд. грн., что на 0,9% больше плана на данный период. В январе-сентябре перевыполнение составило 2,7%, за 8 месяцев – 2,9%.

Однако проблема в том, что, по данным самого же Кабмина, по итогам января-октября в бюджет собрано лишь 60,2% от общегодового плана поступлений. Получается, что Кабмин уже давно и сознательно запланировал: в последние 2 месяца года, которые никогда не славятся бурным доходом госбюджета (а в кризисный год и подавно), поступления составят почти 40% годового плана. Что для этого должно произойти, даже сложно сказать. А то и страшно. Потому что 40% бюджета-2009 – это почти 100 млрд. грн. или по нынешнему курсу $12,5 млрд. Таких средств в ближайший квартал не выделят даже МВФ и ЕБРР вместе взятые. Разве что Владимир Путин вдруг плюнет на экономику России и ради поддержки Юлии Владимировны предоставит ей некий гигатранш.

Не говоря уж о том, что показушное перевыполнение бюджета на доли процента связано ни с чем иным, как с общей инфляцией. То есть, поступления увеличиваются за счет постоянного повышения цен, а не реального роста бюджетных доходов. Больше того, о чем в Кабмине говорят намного менее охотно, чем о "перевыполнении", так это о том, что по итогам 10 месяцев план наполнения общего фонда (часть госбюджета) впервые с начала года недовыполнен. Пусть на небольшую величину (0,5%), но все же.

Кстати, по темпам инфляции Украина в январе-октябре стала лидером в СНГ – 16,5%. Тогда как, к примеру, в РФ эта цифра составила 12,2%, а в Молдове цены даже остались на уровне 2008 г. Растет внешний государственный, а также общий корпоративный долг.

Без господдержки – плохо

Вот такие вводные. Кратко говоря, промышленность не просто на дне – кризис в первую очередь ударил по производству продукции с высокой добавленной стоимостью (машино-, приборостроение). И ни при чем тут локальные подъемы-спады выпуска продукции в один кризисный месяц относительно другого, такого же. Дело не в этом, а в том, что и до кризиса данные отрасли в стране были "в загоне". Практически все промхолдинги предпочитали "короткие" деньги, поддерживая производство конечной продукции по остаточному принципу. Так, распиаренные миллиардные проекты конвертерных цехов и непрерывной разливки стали на Алчевском и Днепровском (им. Дзержинского) меткомбинатах вот именно что направлены на сталеплавильный, а не прокатный передел – а ведь оба предприятия имеют прокатные мощности, которые давно нуждаются в модернизации. Теперь же подобный "полуфабрикатный" подход только усилился: остановлены даже "быстрые" инвестпроекты, и собственники пользуются тем, что успели до кризиса. И это касается не только металлургии – просто здесь это лучше всего заметно.

В этом смысле исключение в промышленности составляет разве что пищепром, где владельцы (в ряде случаев) попросту вынуждены тратиться на современные технологии и продукцию, иначе проиграют рынок импорту. Пример – холодные чаи, которые начали выпускаться в Украине. Или зерненый творог, который в СНГ "придумала" Беларусь и монопольно поставляла на украинский рынок, пока местные продуктовые холдинги не выгнали белорусский импорт со "своего" рынка. Причем совсем не рыночными методами, едва успев наладить собственное производство для заполнения опустевшей рыночной ниши.

Хорошо, допустим, частный промышленный бизнес в основном "непатриотичен" и не смотрит в перспективу. Но тогда государство тем более должно стимулировать инвестиции в современную высокотехнологичную продукцию, с помощью налоговых, экспортных и иных льгот, технопарков и т.п. Это на перспективу, а для оперативного сопротивления кризису надо запускать программы поддержки внутреннего потребления, уровень развития которого является залогом стабильности любой экономики, ну или хотя бы пытаться все это делать, – уверен заместитель главы департамента ДЗИ по вопросам горно-металлургического комплекса Вячеслав Попов. Так действуют власти и в США, и в странах Азии, и в той же России. У нас же даже потенциально мегаприбыльное и перспективное Евро-2012 еле финансируют, и то если УЕФА попросит.

Снова-таки, много реальных оборотных и прочих ресурсов отнимают выборы. Поэтому вопрос ставится так: какой страна выйдет из кризиса / из выборов?

Меньше числом, сильнее умением

Острый дефицит бюджета, средств на выплаты процентов по долгам и самих долгов, а также на социальные программы заставят победителей избирательной гонки не только урезать соцсферу и накапливать по ней долги, но и торопить приватизацию. В 2010 г. Кабмин хочет продать активов на 10 млрд. грн., включая многострадальные Одесский припортовый завод и "Лугансктепловоз", облэнерго и энергогенерацию. А также "Укртелеком", что особенно занятно, т.к. его безуспешно приватизируют, по крайней мере, с 2000 г.

Влияние государства на экономику усилится – так происходит сейчас и на Западе, и, конечно, в Азии и СНГ. Это уже заметно по банковской сфере, где под госконтроль перешло сразу несколько крупных банков. Кстати, по словам экс-владельца "Проминвестбанка" Павла Матвиенко, "сейчас ситуация в банковской системе страны не самая плохая, но для полноценной стабилизации НБУ должен последовательней работать на рынке. А также повысить требования к деятельности временных администраций в проблемных банках – деньги, выданные на рекапитализацию, часто используются не по назначению".

Что касается промышленности, то в компании Astrum Investment Management соглашаются: лучше всего перенесут кризис пищепром и АПК, которые и сейчас чувствуют себя довольно неплохо. А значит – их роль в экономике усилится. Из остальных же отраслей первой "выздоровеет" черная металлургия с ее миллиардными оборотами и по-прежнему ключевой долей в ВВП. В 2010 г. металлургия может продемонстрировать рост на 14-15%, тогда как большинство остальных отраслей будет только оживать, а то и "лежать".

Вместе с тем, многие эксперты сходятся во мнении: уже к лету-2009 отечественный бизнес привык работать "по-кризисному". Оптимизируется персонал и вообще издержки, выводятся непрофильные активы, компании пытаются хотя бы частично смягчить дефицит кредитов с помощью привлечения западного торгового финансирования, смело рвутся на альтернативные рынки сбыта и др. Чего стоит только закрепление металлургов на рынке Китая. При этом на большинстве рынков идет укрупнение: лидеры несут потери, но сохраняют свое рыночное положение, тогда как мелкие игроки, будучи неспособны справиться с кризисом, уходят или поглощаются другими операторами. И это все несмотря на невозвраты НДС, вечную нечеткость законов и норм и т.д.

Так что истина, как всегда, посредине: полного провала и разрухи не будет, но и быстрого подъема тоже. Лидеры рынков выйдут из кризиса более сильными, хоть и с пока что меньшими фактическими прибылями. Речь не о разного рода холдингах, а именно о компаниях-лидерах тех или иных рынков. Некоторые холдинги как раз могут быть поглощены более успешными конкурентами. Например, независимость ИСД в последние годы была под вопросом уже не раз – и при временном спаде мирового металлопотребления в 2005-06 гг., и при начале активной экспансии российских метгрупп за рубеж (2006-07 гг.). Несмотря на все потуги хозяев холдинга диверсифицировать бизнес (СМИ, телекоммуникации, машиностроение, агросектор и др.), расширить географию (Польша, Венгрия) и укрепить базовые активы (ГМК). И вполне возможно, что к 2011 г. анализировать те или иные украинские рынки будет проще: игроков попросту станет меньше.

Максим Полевой

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢