Год антикризисных идей: Виктор Ющенко

Точка зору

Почти год — с момента официального признания Кабмином кризиса в Украине — все оппозиционные политические силы говорят о том, что они бы справились с ситуацией лучше. А что же антикризисного предложил второй центр власти — Президент?

Говорить об антикризисной программе Виктора Ющенко нет смысла. Глава государства никогда не заявлял о ее существовании. Но все же, учитывая объемы критики в адрес Кабмина, он просто был обязан обнародовать свое видение выхода из кризиса. Однако цельной картины так и не получилось

КПУ больше не отбирает все у буржуев

У фракции Коммунистической партии, похоже, с антикризисными идеями дела обстоят так же, как и с любыми другими начинаниями. Они либо «советские», либо чужие. К первой категории относятся почти все законодательные инициативы Петра Николаевича Симоненко — снижение ставки НБУ до 3% и ограничение кредитной ставки для коммерческих банков 5%, бессрочные кредитные каникулы, дифференцированная ставка налога на доходы физлиц (от 5 до 30%), а также традиционное возвращение предприятий в госсобственность (на этот раз не всех, а лишь Херсонского машиностроительного завода и «Коростенского фарфора»). Здравой идеей Симоненко оказалась только защита собственников старых авто от непомерного налога на транспорт. Кстати, это единственный законопроект коммунистов, который был принят. Впрочем, самым ностальгирующим по советским временам коммунистом оказался Владимир Даниленко, который выдал сразу четыре гениальные идеи — увеличить налог на дивиденды на 10% (а особым буржуям — на 20%), предоставить право на бесплатный проезд всем безработным, на пять лет запретить приватизацию и вернуть всем депозиты. Петр Цибенко традиционно пытался выбить очередные льготы детям войны. А депутаты Гордиенко, Матвеев и Перестенко по аналогии с Блоком Литвина (а иногда даже в соавторстве) показывали заботу о селянах — просили не лишать их пособия по безработице и не вводить в следующем году стандарты качества на продукты питания.

Литвин просит денег

В плане антикризисных инициатив от Блока Литвина на первом месте как всегда аграрии. Еще в конце декабря Екатерина Ващук прописала в антикризисном законопроекте, подаваемом Сергеем Терехиным, нулевую ставку НДС для сельхозпроизводителей. Затем, когда это решение было принято, Екатерина Тимофеевна озаботилась судьбой переработчиков сельхозпродукции и стала выпрашивать нулевую ставку и для них. В феврале 2009 года Владимир Литвин стал на защиту селян, лишенных пособия по безработице, а Сергей Терещук посчитал недопустимым то, что жители сел должны платить налог за ведение личного хозяйства. Последняя аграрная инициатива исходила от Юрия Литвина, который предложил ввести аграрный сбор — для импортной продукции в фонд развития отечественной. А заодно — сделать то же самое и для авто.

Кроме того, «литвиновцам» не дают покоя социальные вопросы. То Екатерина Ващук предложит не облагать налогом доходы гастарбайтеров, то Сергей Гриневецкий решит обеспечить всех незащищенных граждан жильем, то Зарубинский (видимо, из солидарности с Папиевым) предложит срочно поднять «минималку». А Василий Шпак особо отличился — попросил урезать пенсии «элитным» пенсионерам в пользу обычных. Неудивительно, что это один из немногих законопроектов, поданных представителем Блока Литвина без соавторов.

Неравнодушны депутаты Блока Литвина и к государственным финансам. Так, Николай Деркач не стал лукавить и прямо попросил — дайте 100 млн. из стабфонда Харьковскому авиапредприятию и 500 млн. на мост в Харькове.

В общем, антикризисных идей у «литвиновцев» две — показать электорату, какие они хорошие, и выторговать побольше казенных средств для своих подопечных.

СОЖАЛЕНИЯ О СКАЗАННОМ

По большому счету, Виктор Андреевич первым озвучил свои антикризисные идеи — еще в октябре прошлого года. За два дня до экстренного заседания Кабмина, на котором был утвержден правительственный вариант закона «О минимизации влияния финансового кризиса…», СНБОУ провел внеочередное заседание, по итогам которого появилось решение. Именно в этом документе впервые было сказано о создании Стабилизационного фонда за счет доходов от приватизации и размещения облигаций государственного внутреннего займа. Оттуда же идея о сокращении на 20% расходов на содержание органов управления, которую уже спустя два дня постановлением Кабмина претворила в жизнь Юлия Тимошенко. Именно на заседании СНБОУ были озвучены идеи о государственной поддержке банков, необходимости выровнять платежный баланс и даже об увеличении суммы выплат из Фонда гарантирования вкладов. Появившийся через несколько дней законопроект Кабмина в большинстве своем повторял сказанное на заседании СНБОУ. Правда, в решении СНБОУ наличествовали и идеи, которым изначально не было суждено реализоваться. В частности, бездефицитный бюджет, расходы в рамках имеющихся в наличии ресурсов без увеличения долга, финансирование инфраструктурных проектов — все эти тезисы Виктор Андреевич повторяет и сегодня.

Но тогда, видимо, царила паника, поэтому на заседании СНБОУ были приняты и очень непопулярные решения, от которых Президент впоследствии долго открещивался. К примеру, поднятие местными властями тарифов ЖКХ до экономически обоснованного уровня, в которых должна присутствовать инвестиционная составляющая. Об этом потом не раз говорил Леонид Черновецкий, распоряжения которого о повышении коммунальных тарифов в Киеве были отменены Президентом. Кроме того, с подачи СНБОУ появилась идея ограничить импорт. За эту мысль впоследствии ухватился председатель комитета по налоговой и таможенной политике Сергей Терехин. Он провел через парламент законопроект №3379, которым планировалось ввести 13%-ную надбавку на импорт огромного ряда товарных групп. А уже в январе 2009 года Президент ветировал этот закон под предлогом как раз того, что в ВТО нас не поймут.

АГИТКА ВМЕСТО ИДЕИ

Только через восемь дней после заседания СНБОУ Ющенко подал антикризисный законопроект в Верховную Раду. Это был уже довольно взвешенный документ без радикальных выводов. Из непопулярных решений остался только отказ на два года от идеи превышения минимальной заработной платы. Эксперты назвали его неполным и непроработанным, но главным на то время было его быстро принять и получить хоть какие-то механизмы контроля за ситуацией. Остальные моменты, которые не были отражены в первом антикризисном законе, планировалось оговорить потом.

Очень скоро Виктор Ющенко осознал, что привлекать его к решению задач, оставленных «на потом», никто не планирует. И уже спустя месяц, 18 ноября, Президент подписал Указ «О дополнительных мерах по преодолению финансового кризиса в Украине», который не имел под собой никакого экономического обоснования — только политика. Стабилизационный фонд в размере 50 млрд., удешевление кредитов, развитие внутреннего спроса, мораторий на повышение цен естественными монополиями, поддержка АПК и никакой предоплаты по налоговым платежам — все это похоже не на антикризисный план, а на предвыборные обещания. Впрочем, политическая ситуация была соответствующей. Что интересно, среди ряда банальностей нашлась пара идей, которыми потом успешно пользовались другие. В частности, предложение об ускоренной амортизации много раз озвучивали Сергей Терехин и другие члены налогового комитета ВР. Затем было еще несколько нереальных отраслевых указов и вполне вменяемые решения СНБОУ. К примеру, по поводу планирования и выполнения государственных целевых программ. Совет безопасности предложил наконец-то определиться с приоритетами и в соответствии с ними финансировать госпрограммы. Идея, конечно, здравая — эксперты отмечают, что в Украине столько госпрограмм, что денег хватает только на треть из них. Вот только антикризисной ее можно назвать с большой натяжкой.

ТОЛКОВЫЕ МЫСЛИ УШЛИ К ОППОНЕНТАМ

Впрочем, можно констатировать, что после этого новых идей Президент практически не высказывал. Было только реагирование на инициативы Кабмина. Хотя среди таких откликов есть и действительно рациональные концепции исправления ситуации в этой или иной сфере. К примеру, указ Президента по поводу административных услуг. С одной стороны, это была реакция на попытки Кабмина перевести ряд бюджетных организаций на финансирование за счет благотворительных взносов (понятно, что Виктор Ющенко приостановил действие этих решений). Но при этом Президент предложил довольно ясное видение решения проблемы «официальных поборов». Необходимо составить перечень всех административных услуг, которые предоставляются органами власти, и установить их стоимость (где это предусмотрено).

Кроме того, уже с апреля глава государства взял за правило отправлять в парламент по законопроекту в месяц, но только один из них условно можно отнести к антикризисным — об усовершенствовании порядка выдачи кредита. Президент требовал от банкиров предоставления потенциальному клиенту информации о реальных условиях кредитования и полной стоимости кредита. Понятно, что его инициативу никто не поддержал.

Что интересно, если проанализировать антикризисные мероприятия, анонсированные Кабмином, можно заметить, что многие из них выполнялись в соответствии с указом Президента или решением СНБОУ. То есть за основу бралась президентская идея. Но члены Кабмина так ее корректировали, что иногда Виктор Ющенко был вынужден менять свою точку зрения на диаметрально противоположную. Наверное, самый яркий тому пример — история с ГИУ. В марте глава государства своим указом рекомендовал НБУ обеспечить выпуск ценных бумаг Государственного ипотечного учреждения для достройки объектов с 70%-ной степенью готовности. А в июле уже приостановил действие постановления правительства на эту тему. Дело в том, что Президент предложил за счет средств ГИУ выдавать кредиты на достройку объектов, а Тимошенко решила данные объекты за эти же средства выкупать. Второй пример — выдача госактов на земельные участки. Еще в январе 2009 года Ющенко требовал ускорить процесс выдачи таких документов и увеличить с этой целью штат Госкомзема. Юлия Владимировна исполнила требование спустя полгода. Вот только Виктор Андреевич предполагал сделать это за деньги Всемирного банка, а не Стабилизационного фонда.

Виктория Пода

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢