«Человек-конфликт»

Точка зору

Самый резонансный конфликт этого года в транспортной отрасли между портом «Южный» и ООО «Трансинвестсервис» в очередной раз показал несостоятельность кадровой политики Минтранссвязи, начатой давно. В частности, назначение в декабре 2007 г. начальником порта Юрия Крука-младшего показало, что в реальной жизни, кроме молодости и фамилии, руководитель такого уровня должен был бы обладать и некоторыми иными качествами.
Даже правительство признает большое значение «роли личности на транспорте». Так в Стратегии развития морских портов до 2015 г. отмечено: «Система государственного управления деятельностью морских торговых портов остается неизменной в течение двадцати лет. На порты, в частности, возложены надзорные и регистрационно-разрешительные функции, что существенно влияет на принятие администрациями таких портов решений в отношении других субъектов хозяйствования».

Но если, например, в соседнем Одесском порту, где работают десятки частных компаний, начальник порта Николай Павлюк находит со всеми общий язык, то этого не скажешь о порте Южный. Не зря за Юрием Круком уже закрепились прозвища «человек-конфликт» и «Юра-шлагбаум».

Своим трудоустройством в порту Южный 29-летний на тот момент Юрий Юрьевич Крук обязан своему папе – народному депутату Юрию Борисовичу Круку-старшему. Произошло это знаменательное для всей морской отрасли событие 29 декабря 2007 г. Для Винского это стало первой «пробой сил» по демонстративному игнорированию украинского трудового законодательства. А для Ю.Б.Крука уже второй попыткой трудоустройства младшего сына. За месяц до этого провалилась попытка назначить его начальником порта по линии концерна «Укрморпорт». Ради этого Крук-старший дважды (!) отзывал свою подпись под коалиционным соглашением, в то время, когда у ЮВТ был каждый штык на счету. Оперативно получив гарантии трудоустройства сына при правительстве Тимошенко, Юрий Борисович все-таки вступил в коалицию. Юлия Владимировна точно не забыла этот факт биографии своего новоявленного однопартийца.

Для того, чтобы назначить Ю.Крука и.о. начальника порта, министр И.Винский предыдущим приказом уволил с этой должности Александра Гондзу – второй раз за три месяца. Первый раз это произошло, в сентябре 2007 г. по линии того самого подконтрольного «донецким» концерна «Укрморпорт». Однако Гондза оспорил свое увольнение в суде и именно 28 декабря Апелляционный суд Киева принял решение о незаконности увольнения и восстановлении старого начальника в должности. Кстати, уже в 2009 г. А.Гондза успешно оспорил и второе свое незаконное увольнение и в любой момент может правомерно потребовать восстановления в должности.

Эта ситуация показывает, что и уже списанный премьер-министром в расход как «коррупционер» И.Винский, и пока еще ее «товарищ по партии» Юрий Крук-старший имеют много общего.

Впрочем, нарушением законов в нашей стране удивить кого-либо сложно. Оправданием для этого могло бы быть назначение действительно достойного опытного портовика, имеющего авторитет в отрасли, благо такие были. Чего никак нельзя было сказать о 29-летнем Юрии Юрьевиче.

Да и все предыдущие ступеньки кадрового роста опять же были пройдены благодаря папе. Приведем биографию.

Крук Юрий Юрьевич родился в Одессе в 1978 году. Окончил магистратуру факультета морского судовождения Одесской государственной морской академии, а также Одесскую национальную юридическую академию. В 1999-2001 годах работал заместителем директора крюингового агентства ПП «А1 Маяк Черного моря». В 2001 году начал работать в Одесском морском торговом порту на должности коммерческого директора экспедиторской компании ООО «Интер-контейнер» (связана с бывшим депутатом от БЮТ Александром Единым, соратником Крука-старшего по транспортному комитету ВР, исключенным в 2007 г. из фракции лично Юлией Владимировной, а в настоящее время успешно работающим на свое благо в Партии Регионов). В том же году вошел в состав основателей ООО «Украинская национальная транспортная компания». С 2002 года и судя по официальному сайту – по настоящий момент является коммерческим директором ООО «Украинская национальная транспортная компания». С 2003 года является главой совета ООО «Украинская национальная стивидорная компания». В 2004 году награжден Почетной грамотой Государственного департамента морского и речного транспорта Украины за «многолетнюю добросовестную работу, высокий профессионализм, успешное выполнение производственных задач».

С 1998, в течение трёх лет, был помощником народного депутата Украины Олега Шевчука, первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, транспорта и связи.

А с 2002 года — помощником народного депутата Украины, члена комитета Верховной Рады по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, председателя подкомитета по транспорту Николая Павлюка.

Как видим, «человек-конфликт» с 22 лет в собственном клановом бизнесе, ибо в Одессе хорошо известно, кому принадлежат компании УНСК и УНТК. Двойное же пребывание на «полставки» в качестве помощника народных депутатов, зависящих от папы по комитету ВР, тем более не дало профессиональных знаний. А полученная в 25 лет почетная грамота «за многолетнюю добросовестную работу, высокий профессионализм, успешное выполнение производственных задач» явно выглядит откровенным издевательством над системой государственных наград.

По существующей в Минтрансе процедуре к конкурсу на замещение вакантных должностей уровня начальника порта допускают по двум главным критериям: наличию профильного высшего образования и опыту успешной работы на профильных руководящих отраслях не менее пяти лет. Даже по формальным признакам Ю.Крук не соответствует этим критериям. Высшее образование, вернее даже два – есть, но одно из них – судоводительское, а другое – юридическое, в то время как требуется иметь специализацию инженера-эксплуатационника или экономиста на морском транспорте (до некоторого времени еще допускалось иметь диплом инженера по механизации портов). И даже целый семилетний (!) опыт не работы, но комфортного пребывания в клановом бизнесе, допущенном благодаря политическим договоренностям в Одесский порт, в компаниях, состоящих из стола и стула, по определению не может сравниться с опытом любой реальной работы в морских портах с многотысячными коллективами. Не говоря уже о полном отсутствии работы на низовых должностях, который бы дал настоящее понимание того, что такое причал, грузовой район и в чем состоят интересы трудового коллектива. Ни на одной начальной должности «молодой специалист» не трудился ни дня – усаживаясь сразу в директорское кресло, благо связи папы позволяли.

Что имеем в итоге? Скандал с назначением на должность. Скандал с «отражением рейдерской атаки» путем бегства в Киев «для доклада министру», а на самом деле под защиту папы. Скандал с приписками объемов перевалки. Невиданное в отрасли обложение всех экспедиторов в порту данью в 2 доллара с тонны на свои оффшорные счета. Шокировавшие даже видавших виды финансистов расходы на ремонт своего кабинета, украшенном теперь даже персидскими коврами – 23 тысячи долларов за 1 квадратный метр! Скандальное противодействие строительству причала компанией «Бориваж» в конце прошлого года. Безумное размещение огромных депозитов государственных средств в тонущих, но клановых банках под мизерные проценты. Возмутившая даже мэра Одессы покупка личного участка земли на престижнейшем Французском бульваре за 2 миллиона долларов наличными. Содействие своим доверенным лицам в краже 24 гектаров (площади, вдвое превышающей все склады порта!) из состава земель, которые должны были стать залогом развития государственного порта. Теперь за их использование, уже в качестве собственности частного «инвестора», придется расходовать средства этого самого государственного предприятия.

В этом году – скандал с крупнейшим морским инвестором Украины, попытки силового давления, использование админресурса, вовлечение правоохранительных органов, криминальные разборки, двойное завышение расходов государственных средств на дноуглубление и строительство причалов, блокада работы крупнейшего зернового терминала страны, недопущение субъектов внешнеэкономической деятельности к офисам государственных органов, расположенных в порту – таможни и пограничников, недопуск судов к причалам порта, фактический срыв программы дноуглубления Аджалыкского лимана, фантастические траты государственных средств на распространение заказных сюжетов в СМИ, блокирование строительства крупнейшего в стране контейнерного терминала, и опять – приписки, приписки, приписки.

Да и вообще, в какой еще стране можно представить ситуацию, когда министру транспорта приходится проводить совещание, на котором убеждать начальника порта пустить судно в государственный порт и получить за это деньги на счета государственного предприятия? Именно, такое совещание провел 4 сентября и.о. министра Василий Шевченко. Сам факт такого совещания уже является дикостью по любым стандартам.

Кроме того, Ю.Крук поставил в очень неудобное положение своих коллег из других государственных портов. Вынужденное приводить аргументы в свою защиту руководство частной компании привело шокирующие факты, показывающие, что частная компания работает гораздо более эффективно, чем соседний государственный порт, да еще и объявивший себя лидером отрасли. И речь идет не только о том, что руководство порта утверждает завышенные вдвое, по сравнению с частником, расходы, но в том, что огромное государственное предприятие на самом деле является убыточным по своей основной деятельности – перевалке грузов, и только дотации государственных средств в виде целевых портовых сборов спасают его от банкротства. Это и есть истинная цена управленческим качествам юного «руководителя». Средства, по праву принадлежащие учителям, врачам, пенсионерам и военным – идут на покрытие прорех в бюджете государственного предприятия, управляемого Круком-младшим. В масштабах отрасли каждый год теряется до 2 миллиардов гривен – почти 10% бюджетного дефицита на 2010 г! Неслабая цена за эксперименты клана Круков и их подельников на государственном имуществе.

Понятно, что на недавнем совещании в Одессе Юлии Тимошенко не с руки было поднимать эти проблемы. Перед выборами ей крайне невыгодно сердить портовское лобби показательными порками. Тем более, что если такова ситуация в самозваном «лидере отрасли», то где гарантия, что в других портах она иная? Хотя уже скоро ситуация поменяется.

Но, без сомнения, Юлия Владимировна, понимает, что происходит. Она не забыла ни публичное унижение себя со стороны Крука-старшего в 2007 г., ни унижение ее Одесской партийной организации со стороны Крука-сына, ни настойчивое тяготение клана Круков к собственной Партии Зеленых, ни демонстративное игнорирование ими потребностей предвыборной кассы БЮТа. Именно это понимание и проявилось в ее отповеди на жалобы Крука-младшего на совещании в Одессе: «Теперь я понимаю, почему каждый раз, когда я приезжаю в Одессу, меня встречают демонстрации с лозунгами, направленными против вашей деятельности». И это радует.

Осталось дождаться, когда скорая на расправу премьер перестанет ограничивать себя условностями предвыборной лояльности и вспомнит циничный, но эффективный принцип прагматичного политика – «Бей своих, чтоб чужие боялись». Да и какие Круки ей свои? Они всегда были своими, собственными.

Показательная чистка партийных рядов, наведение порядка в огромной отрасли, выведение из тени миллионов долларов, присваиваемых сегодня коррумпированными чиновниками, снятие рогаток на пути инвестиций – это именно то, чего ждут от нее десятки тысяч людей, занятых в отрасли и сотни тысяч, связанных с ней. Они поддержат премьера, если премьер поддержит их.

Эдуард Ерохин

Новини

19 Квітня 2024

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢