Неудавшиеся химики

Точка зору

За чем на самом деле охотились группа «Приват» и холдинг «Сибур», участвуя в конкурсе на продажу Одесского припортового завода. Это, наверное, был самый короткий в истории период владения каким либо бизнесом: Игорь Коломойский купил Одесский припортовый завод за 5 млрд грн… и спустя лишь несколько минут лишился его — результаты аукциона по продаже «жемчужины» украинского химпрома были отменены.
Бесспорно, Игорь Коломойский будет судиться за ОПЗ. Однако, пока результат этой тяжбы не определен, у прочих претендентов на покупку ОПЗ (Газпрома и структур Константина Григоришина, а также, возможно, других украинских и зарубежных компаний) есть шанс побороться за жемчужину украинского химпрома. Но за что на самом деле борются Коломойский, Григоришин и Газпром?

Потенциал

Правительство и ФГИ считает, что ОПЗ стоит как минимум 8 млрд грн (стартовая цена предприятия на приватизационном конкурсе — 4 млрд грн). Аналитики согласны с оценками Кабмина: ОПЗ — крупнейший производитель азотных удобрений в Украине, монополист по перевалке аммиака на отечественном рынке. Завод находится в порту Южный, куда подведен аммиакопровод Тольятти-Горловка-Одесса. Одесский завод фактически регулирует отгрузку аммиака с украинских химзаводов — то есть опосредованно контролирует весь рынок. При этом предприятие экономит на траспортировке аммиака (в среднем по химрынку транспортные расходы достигают 20% себестоимости продукции).
До кризиса ОПЗ ежегодно зарабатывал миллиарды гривен. В 2008-м, не смотря на разразившийся в середине года на мировом химрынке кризис, завод получил 797 млн. грн. чистой прибыли, чистый доход составил 3,5 млрд. грн (+59% за год).

Интерес «Привата»

Купив ОПЗ, группа «Приват» может создать самый мощный химический холдинг в Украине. В группу уже входит компания «Днепроазот». Год-полтора назад «Приват» активно искал покупателя на этот актив, поскольку, по всей видимости, планировал уйти из химического бизнеса, но желающих приобрести компанию не оказалось. Поэтому совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский решил изменить стратегию и расширить свой химбизнес за счет покупки ОПЗ.

Проблему поставки сырья на ОПЗ (основной вид сырья при производстве азотных удобрений – природный газ) группа «Приват», скорее всего, решила бы следующим образом: пролоббировала бы в Верховной раде закон, согласно которому добытый в Украине газ может продаваться не только населению, но и предприятиям. В этом случае компания «Укрнафта» (на 40% принадлежит «Привату») поставляла бы добытый ею газ на «Днепроазот» и ОПЗ по льготной цене, что существенно снизило бы себестоимость продукции двух предприятий.
Так что, вероятнее всего, Игорь Коломойский готов бороться за ОПЗ до последнего. Для покупки завода он даже заручился поддержкой Александра Ярославского, владеющего компанией «Черкасский азот». Компания Ярославского не участвовала в приватизационном конкурсе, однако в сентябре по иску владельца «Черкасского азота» приватизация была приостановлена. Когда же большинство участников, подававших заявки на участие в конкурсе, отказались от своих планов (всего потенциальных покупателей было 12), иск был отозван, а процесс приватизация возобновлен. Сам Игорь Коломойский в это время пытался через судебные инстанции отсеять еще одного конкурента — российскую компанию «Азот-Сервис», дочку холдинга «Сибур», принадлежащего Газпрому.

Интерес «Сибура»

«Сибур» – мощная российская компания по производству удобрений, владеет несколькими предприятиями — «Кемеровским Азотом», «Ангарским азотно-туковым заводом» и пермской компанией «Минеральные удобрения». Одесский припортовый завод мог бы довольно гармонично дополнить список этих активов, благо у российской компании есть доступ к дешевому газу.
Впрочем, эксперты химрынка сходятся во мнении, что стратегическая цель «Сибура» (или Газпрома) — получить контроль над аммиакопроводом Тольятти-Горловка-Одесса. Получив этот стратегический объект, Россия будет иметь дополнительный рычаг политического и экономического давления на Украину. Продажа или сдача в аренду любых трубопроводов в Украине законодательно запрещена. Более того: согласно условиям приватизации ОПЗ, регулирование отгрузки аммиака через аммиакопровод останется в ведении государства. Но весьма сомнительно, что это условие будет выполнено.

Интерес Григоришина

Третий претендент на покупку ОПЗ, участвовавший в приватизационном конкурсе — компания «Фрунзе-Флора», связанная с российским олигархом Константином Григоришиным. Вряд ли Григоришин собирается всерьез заняться химическим бизнесом (для него это непрофильная сфера деятельности), поэтому он пытается купить завод, скорее всего, преследуя спекулятивные цели – чтобы потом перепродать ОПЗ стратегическому инвестору. Не исключено, что он даже действует в интересах все тех же Привата или Сибура.
Результаты приватизационного конкурса отменены, но на этом эпопея с продажей Одесского припортового завода явно не закончится. По словам главы Фонда госимущества Дмитрия Парфененко, продажа ОПЗ может состояться в следующем году. Все это время структуры Игоря Коломойского, а также других участников приватизации, наверняка будут пытаться оспорить отмену результатов конкурса в суде. А в это время может появиться новый сильный претендент на покупку завода.

Константин Дружерученко

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢