Стимулируем импорт вместо экспорта?

Точка зору

Пока в Украине продолжается обсуждение нормативной базы для экспортно-кредитного агентства (ЭКА), зарубежные компании уже давно используют этот инструмент, захватывая украинский рынок и вытесняя с него местных производителей.

Так, в 2020 г. Банк развития Беларуси заключил договор о кредитовании на льготных условиях украинских предпринимателей при покупке белорусских товаров и услуг. Финансирование импортерам предоставляется при поддержке государственного экспортного кредитного агентства Беларуси БРУПЭИС «Белэксимгарант». А украинские госбанки охотно кредитуют украинских покупателей под покупку импортной техники, сотрудничая с иностранными ЭКА.

Надо ли удивляться, что украинские муниципалитеты на тендерах часто отдают предпочтение белорусским автобусам и троллейбусам? Или что украинские аграрии покупают белорусские трактора по льготным кредитным ставкам? Наши производители не могут предложить подобных условий для своих клиентов — ни украинских, ни зарубежных.

Значение товарного экспорта для экономики у нас порой рассматривают однобоко — как источник валютных поступлений, от объема которых зависит курс гривны. Это важная функция экспорта, но не единственная.

Не менее важно, что зарубежные продажи позволяют украинским предприятиям обеспечивать загрузку производственных мощностей в условиях слабого (или вовсе отсутствующего) внутреннего спроса. А это рабочие места, налоги в бюджет, возможности для технологического развития.

Вот почему стимулирование экспорта является важнейшей задачей для правительства любой страны. Промышленные развитые страны давно и эффективно этим занимаются.

ЭКА в помощь

Один из инструментов, помогающий больше экспортировать — экспортно-кредитное агентство. Его идея в том, что если национальный производитель хочет продать свою продукцию (например, трамваи) зарубежному клиенту — то приходит к нему не только с предложением купить трамвай, но еще и предлагает финансовый инструмент, позволяющий реализовать сделку более выгодно для покупателя.

Единой модели ЭКА в мире не существует. Каждое государство, исходя из собственных проблем и приоритетов, определяет какие виды услуг оно будет предоставлять через такое специальное финансовое учреждение. На сегодня ЭКА успешно работают в более чем 100 странах мира.

Наиболее известные среди существующих ЭКА: Eximbank (США), NEXI (Япония), EulerHermes (Германия), COFACE (Франция), Atradius (Нидерланды), SBCE (Бразилия), CESCE (Испания), SEK (Швеция), Sinosure (Китай). Соответствующие учреждения созданы и в странах Восточной Европы, например, в Чехии, Польше, Венгрии, Болгарии, Литве, Эстонии.

Классическим примером успешной деятельности в сфере продвижения экспорта является немецкое ЭКА EulerHermes (EH), охватывающее процессы управления рисками ВЭД с филиалами и представителями в 54 странах мира. На сегодня заключенные EH договоры страхования и гарантирования кредитов обеспечивают поставки немецких товаров и услуг в 245 стран. EH ежегодно финансирует около 18% экспорта Германии.

Украина, вероятно, единственная промышленная страна в Европе, где все еще нет своего работающего ЭКА. Хотя на него есть большой запрос от украинских экспортеров. И прежде всего речь о сложной машиностроительной продукции. Во всем мире она продается с помощью финансовых инструментов, предоставляемых страной происхождения товара.

Закон №1792-VIII «Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта», предусматривающий создание ЭКА, был принят ВР 20 декабря 2016-го и вступил в силу с 1 января 2017 года.

Однако до недавнего времени несколько предыдущих составов Кабинета министров не выполняли требования этого закона: разработать подзаконные акты, создать ЭКА как юрлицо, сформировать его правление и набсовет. На мой взгляд, причиной такого «саботажа» было непонимание чиновниками важности агентства для стимулирования высокотехнологичного экспорта, равно как и вообще важности экспорта для экономического развития. Сейчас процесс сдвинулся с мертвой точки.

Отдельным вопросом стоит финансовое обеспечение работы ЭКА. Без наполнения деньгами оно не может выполнять свои функции: страховать экспортные кредиты и контракты украинских производителей, предоставлять им гарантийные обязательства для участия в зарубежных тендерах и т.д. Поэтому члены комитета экономического развития ВР инициировали изменения в госбюджет для выделения 1,8 млрд грн в уставной капитал ЭКА.

Кабмин пошел немного иным путем, 29 марта текущего года приняв постановление №268 об увеличении уставного капитала ЭКА за счет дополнительной эмиссии акций ЭКА в обмен на ОВГЗ на 1,8 млрд грн. Вместе с выделенными ранее 200 млн грн суммарная капитализация ЭКА составит 2 млрд грн.

Таким образом, спустя четыре года после принятия соответствующего закона, ЭКА получило юрлицо, органы управления и скоро получит финансирование для полноценной работы.

2 млрд грн — небольшой финансовый ресурс в масштабах украинского экспорта, который составил в 2020 г. 59 млрд долл. Равно как и в масштабах капитализации ЭКА других стран. К примеру, капитализация упомянутого выше немецкого EulerHermes составляет около 5 млрд евро. Поэтому очень важно сосредоточить его на отраслях, выпускающих высокотехнологичную продукцию. И избежать стимулирования через ЭКА экспорта сырья.

В настоящее время на продукцию сложного машиностроения приходится около 16% украинского экспорта товаров. Это примерно 8 млрд долл. по итогам 2020 г. Считаю, что Кабмин должен заявить увеличение этой доли до 20% за следующие пять лет, используя для ее достижения ЭКА как один из инструментов.

Законодательная эквилибристика

Описанные выше шаги позволили украинскому ЭКА начать работать. В первом квартале 2021 года оно начало страховать экспортные некоммерческие риски. Объем покрытия страховок, реализованных за этот период, составил несколько десятков млн грн. Это первые очень небольшие шаги, главное достоинство которых в том, что они наконец сделаны. К сожалению, этот продукт — пока единственный, который ЭКА реально может предложить экспортерам.

Другие продукты, в т.ч. полисы в качестве обеспечения по кредитам или участие в кредитовании иностранных покупателей украинских товаров ЭКА пока предоставлять не может из-за несовершенства нормативной базы. Что нужно изменить, чтобы ЭКА заработало?

– 351 постановление НБУ: разрешить банкам принимать страховые полисы ЭКА в качестве обеспечения по кредитам.
– Закон о публичных закупках: упростить процедуру закупки услуг перестрахования у международных перестраховщиков.
– Нормативные акты КМУ по возврату валютной выручки: обеспечить снятие валютного контроля с экспортера в случае получения компенсации от ЭКА по наступившему риску и перехода права требования оплаты от экспортера к ЭКА.
– Налоговый кодекс: освободить операции ЭКА по страхованию экспортных рисков от НДС по аналогии с обычными страховыми компаниями, которые освобождены.

Отдельно остановлюсь на законопроекте №3793, который вносит изменения в базовый закон, регламентирующий деятельность ЭКА. Помимо полезных новаций он несет в себе существенные риски для работы агентства. Так, в принятой в первом чтении редакции предлагалось распространить действие услуг ЭКА на все виды экспорта, включая сырьевой. С моей точки зрения, этого категорически нельзя делать.

Своими поправками я предлагаю вернуть норму, согласно которой покрытие ЭКА распространяется только на высокотехнологичный экспорт. Стимулировать вывоз сырья — глупая и недальновидная политика. Также предусмотреть отнесение финансирования ЭКА к защищенным статьям госбюджета. Отдельно оговорить, что уставной капитал Агентства должен быть не менее 2 млрд грн.

Другими поправками ко второму чтению к законопроекту №3793 предложена норма о полноценном запуске государственной программы частичной компенсации процентных ставок по экспортным кредитам — ключевого инструмента для стимулирования зарубежных продаж украинской продукции сложного машиностроения.

Дискуссии вокруг законопроекта №3793 идут и о том, кто и в какой мере должен осуществлять регулирование работы экспортно-кредитного агентства.

* * *
В мире, где высокотехнологичный экспорт финансируется правительствами стран происхождения товаров, Украине целесообразно перенять этот опыт и как можно скорее вооружить своих экспортеров этим важным финансовым инструментом. Также важно помнить, что стимулирование экспорта является логическим продолжением промышленной политики. Той, которую в Украине не создали за 30 лет, и которую шаг за шагом предстоит создавать.

Дмитрий Кисилевский, заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономического развития

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢