Hyperloop для Зеленского. Поверят ли украинцы в сказку о скоростных поездах

Точка зору

В Мининфраструктуры анонсировали проект железнодорожного строительства стоимостью десятки миллиардов долларов. Скоростным сообщением обещают соединить крупнейшие мегаполисы страны, а на участке от Киева до Львова и западной границы должна появиться евроколея… Но что из этого действительно можно реализовать?

"Нам расскажут, как это работает": еще одна стройка века

Министр инфраструктуры Владислав Криклий анонсировал старт в этом году масштабного проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали протяженностью 2 тыс. км, на котором будут курсировать поезда со скоростью 250 км/ч и более. Первое направление, где оно будет реализовано — "Киев-Львов-граница Украины" протяженностью 896 км. А потом будут построены и другие маршруты: Киев-Одесса, Киев-Харьков, Киев-Днепр-Запорожье.

Заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Абрамович уточнил, что большой проект начнется со строительства совсем маленького участка между Львовом и западной границей Украины. Его реализация позволит сократить время в пути между Киевом и Львовом (611 км) с нынешних 5 часов до 2 часов 40 минут, 660 км между Киевом и Одессой можно будет проехать вместо нынешних 7 часов всего за 2,5 часа, а из столицы в Харьков можно будет добраться всего за 1,5 часа вместо 5 часов сейчас.

При этом, как признался Владислав Криклий, в столь масштабном строительстве Украине не обойтись без помощи крупных инвесторов. "Я думаю, что после моего выступления мы привлечем международного партнера, который нам расскажет, как это может работать", — заявил он. Об инвестициях в этот проект еще в январе этого года заявлял председатель правления "Укрзализныци" Владимир Жмак. По его словам, его можно реализовать только при одном условии — если привлечь инвестора на условиях концессии.

Поддержку проекту высокоскоростного железнодорожного сообщения уже выразил президент Владимир Зеленский, который любит подобные масштабные стройки. На открытии Всеукраинского форума "Украина 30", где, собственно, и стали известны планы по его воплощению в жизнь, он заявил: "Наша цель — чтобы железнодорожная поездка по Украине занимала максимум 3-4 часа".

Что интересно, руководство министерства инфраструктуры уверено, что их детище не повторит судьбу предыдущих прожектов, поскольку западные специалисты заверили чиновником министерства, что Украина — идеальная страна для реализации подобных инициатив. "Это не Hyperloop, это не какие-то нереальные проекты. Это конкретно просчитанные нашими и международными экспертами проекты", — сказал Дмитрий Абрамович.

Однако при этом в проекте есть одна очень немаловажная деталь: высокоскоростное движение планируется организовать не на существующем в Украине стандарте ширины колеи в 1520 мм, а на колее европейского стандарта — шириной 1435 мм. А это на самом деле очень сложно.

Скоростные поезда: а смысл?

Проекты, которые позволяют проехаться с ветерком, любит не только нынешняя власть, но и любила предыдущая. Стоит вспомнить хотя бы планы министра инфраструктуры Владимира Омеляна построить в Украине Hyperloop. Кстати, проект "похоронил" именно Криклий, заявив о его абсурдности. Однако похоже, что идея высокоскоростной магистрали станет вторым Hyperloopʼом.

Во-первых, для начала нужно разделить понятие высокоскоростной магистрали и колеи европейского стандарта. Согласно определению Международного союза железных дорог, высокоскоростные железные дороги — это обычные модернизированные железнодорожные трассы, которые могут обеспечить движение со скоростью не менее 200 км/ч, а вот скорость 250 км/ч и более достигается уже на специально построенных путях. При этой высокоскоростные магистрали используются, главным образом, только для перевозки пассажиров — возить по ним тяжелые грузовые составы, "убивающие" полотно, нерационально.

Европейская же колея — это просто стандарт ширины между рельсами в 1435 мм, такая колея может быть как обычной, так и высокоскоростной.

Поэтому Криклий, похоже, решил не искать легких путей, а соединить в одном проекте сразу две тяжело реализуемые задачи: проложить в Украине колею совершенно иного стандарта, да еще и обеспечивающую высокие скорости.

По словам Ярослава Пилипчука, руководителя инвестиционной компании Investegy, даже если говорить о строительстве в Украине колеи европейского стандарта, по которой можно было бы возить не только пассажиров, но и грузы (что повысит окупаемость проекта), то сразу встает вопрос о целесообразности. "Прежде чем заявлять о подобном проекте, нужно дать ответы на целый ряд вопросов: Для чего нам эта колея? Какой спрос на железнодорожные перевозки в ЕС она будет удовлетворять? Будут ли транспортные потоки? Какие именно грузы мы будем возить? Почему для этого нужно именно евроколея? В чем ее преимущество с экономической точки зрения? Пока ответов на эти вопросы я не вижу. И специалисты-железнодорожники, с которыми я говорил, не видят ее целесообразности", — сказал он.

Кроме того, непонятно, зачем строить евроколею, если и нынешняя — не загружена, ведь перевозки грузов по железной дороге за последние 10 лет сильно сократились: если в 2011 г. "Укрзализныця" доставляла 470 млн т , то по итогам 2020 г. — 305 млн т. При этом основная доля перевозок — внутри страны, 143 млн т, экспортные грузы составили 113 млн т, импорт — 36,5 млн т и транзит — 12,5 млн т.

Новая колея: слишком дорогое удовольствие

Если же строить высокоскоростную колею (по европейскому или украинскому стандарту — не имеет значения), по которой будут возить только пассажиров, то такой проект для Украины будет слишком дорогим и никогда не окупится. "Высокоскоростная колея — самая дорогая в железнодорожном транспорте. И в строительстве такой колеи в Украине нет экономической целесообразности, потому что пассажирские перевозки не окупят затраты стоимостью билетов", — пояснил Ярослав Пилипчук.

По его словам, строительство 1 км высокоскоростной железной дороги стоит около $80 млн, и это даже намного дороже, чем расчетная стоимость 1 км трассы Hyperloop — около $27 млн.

Ярослав Пилипчук привел и другие расчеты затрат на высокоскоростные железнодорожные магистрали: чтобы связать между собой Киев, Одессу и Львов, нужно вложить в течение 10 лет $18 млрд. Для сравнения — капитальные инвестиции "Укрзализныци" в 2020 г. составили менее 5 млрд грн или около $180 млн.

Естественно, что ни о каких инвесторах-концессионерах, которые придут в Украину, расскажут Криклию, как строить высокоскоростные магистрали, а потом еще на условиях концессии все это построят, речь не идет.

Кстати, концессия на то и концессия, что инвесторы в течение десятилетий отбивают свои вложения — а сочетание астрономической сметы за такой проект и низкой платежеспособности украинцев почти не оставляет шансов на жизнеспособность этой инициативы.

Поэтому властям нужно хотя бы залатать "инфраструктурные" дыры — по словам Ярослава Пилипчука, Украина сегодня по объемам инвестирования в свою инфраструктуру отстает от минимально необходимого объема минимум в 10 раз. А если говорить о вложениях непосредственно в железнодорожную инфраструктуру, то по сравнению с некоторыми странами инвестиции у нас в 100 раз меньше.

Наконец, если мы говорим о новой евроколее, то чисто финансовым вопросом как таковым дело не ограничивается. Достаточно немного полюбоваться пейзажами из окна поезда Киев — Львов, чтобы понять: для прокладки еще одного железнодорожного полотна (по обе стороны) нужно будет повалить огромного количество деревьев, возвести новые мосты и, возможно, вступить в переговоры с территориальными громадами, под контролем которых находятся земельные участки. Интересно, рассказали ли Криклию "международные партнеры" как все это реализовать?

Александр Суков

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢