Уроки локализации: Как Польша развивает собственное производство подвижного состава

Точка зору

30 американских локомотивов, полученных "Укрзализныцей" от GE Transportation (теперь входит в Wabtec) показали лишь малую часть возможностей украинских предприятий в плане локализации производства: Крюковский вагонзавод, на который была возложена эта функция, дооснастил тепловозы оборудованием в соответствии с технологиями и конструкторской документацией производителя, обеспечив 7%-ную локализацию.

В марте 2019 года, когда КВСЗ передал УЗ последнюю партию "Тризубов", представитель компании GE Transportation Гохан Байхан сообщил, что очень доволен сотрудничеством с заводом и высоко оценил техническую готовность предприятия. Также он отметил, что никаких проблем с украинской локализацией производства он не видит и "в ближайшее время можно довести ее до 40%". В будущем, по его словам, через полтора или два года КВСЗ мог бы почти полностью собирать "Тризубы" за исключением силового агрегата.

Локализацией производства локомотивов разных типов (тепло-, электровозов) могут заниматься и другие украинские предприятия. Например, в качестве одной из возможных площадок для локализации производства электровозов рассматривается Запорожский электровозоремонтный завод, а на Киевском вагоноремонтном заводе вообще занялись разработкой собственного электропоезда, локализация производства которого составит 95%.

В целом в Украине тема локализации производства подвижного состава еще только обсуждается. В конце июля Верховная Рада приняла (пока только в первом чтении) проект закона №3739 "О внесении изменений в Закон Украины "О публичных закупках" относительно создания предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности". Он предусматривает норму, согласно которой, украинское государство, заказывая за границей локомотивы и вагоны, должно получать на свои заводы от 25% до 40% от заказа. По мнению члена правления "Укрзализныци" Франтишека Буреша, уже в начале 2022 года Украина может получить локомотивы с минимальной 25%-ной локализацией производства. В перспективе в последующие пять лет при условии создания совместного предприятия вполне логичен выход на локализацию в 50%.

Однако как Украине выйти на рынок производителей локомотивов? Страны Центральной и Восточной Европы имеют большой опыт успешного процесса синергии промышленных производителей с правительствами стран.

Опыт Stadler, Alstom и Bombardier в Польше

Самый близкий к нам пример – Польша. Сегодня на территории страны работают три крупнейших мировых производителя ж/д подвижного состава: Stadler, Alstom и Bombardier. На каких условиях они работают? Как объяснил ЦТС управляющий директор Alstom в Польше и Украине Артур Фричковски, согласно законам Польши и ЕС, тендеры на территории этой страны обычно включают требование локализации производства на уровне 50% и больше на территории Евросоюза. При этом любая компания может рассчитывать на определенную поддержку из фондов ЕС. Например, на обучение и тренинги для персонала.

Bombardier считается одним из самых крупных инвесторов в международные железнодорожные перевозки в Польше. В Катовице, Лодзи, Варшаве и Вроцлаве работает более 2 тыс. сотрудников на предприятиях, которые производят кузова локомотивов и поездов, рамы тележек для высокоскоростных поездов, региональных вагонов, трамваев и вагонов метро, занимаются проектированием и производством систем управления и сигнализации, электрических приборов и оборудования и т. д. В Польше Koleje Mazowieckie эксплуатируются двухэтажные поезда Twindexx, а локомотивами Traxx производства Bombardier владеет целый ряд компаний, включая LOTOS Kolej, Akiem, Pol-Miedź Trans, Orlen Koltrans и Koleje Mazowieckie. Также компания поставляет в города Польши трамваи, системы управления движением в метро.

Stadler в 2007 году открыл собственный сборочный завод в Седльце после того как компания в июне 2006 года получила крупный заказ на разработку и производство подвижных составов Flirt для провинций Мазовия и Силезия. Согласно отчету компании за 2019 год, только в прошлом году Stadler инвестировал в Польше 18,5 млн швейцарских франков в расширение завода по производству стальных кузовов.

Это позволило компании выполнить контракты для польских клиентов – рамочный заказ на поставку 71 поезда Flirt для Koleje Mazowieckie, контракт на поставку 50 трамваев для MPK Kraków и заказ на поставку 12 поездов дальнего следования Flirt для PKP Intercity.

Однако сегодня Stadler Polska собирает подвижные составы не только для польского рынка, но и на экспорт: в 2019 году завод в Седльце выполнял заказы для заказчиков из Чехии, Германии, Великобритании, Норвегии и Нидерландов. В данный момент Stadler Polska, среди прочего, участвует в тендере на поставку мотрис для Железных дорог Болгарии.

Кроме того, в 2016 году в Польше была создана Stadler Service Polska, которая располагает ремонтными заводами в Лодзи и Варшаве. Они обслуживают подвижные составы Flirt операторов Łódzka Kolej Aglomeracyjna и Polskie Koleje Państwowe IC, Koleje Śląskie и Koleje Mazowieckie.

При этом компания всячески подчеркивает тесное сотрудничество с местными поставщиками. По данным Stadler Polska за 2019 год, это более 2 тыс. польских компаний, которые составляют около 60% поставщиков. Совокупную стоимость собственных инвестиций в польский рынок в компании оценивают в 120 млн злотых.

Французская Alstom работает на рынке Польши уже 23 года. В 1997 году компания приобрела завод Konstal Chorzów, расположенный недалеко от Катовице (г. Хожув). В течение первых лет после приобретения Alstom Konstal в основном занималась производством трамваев, затем – поездов метро. Среди других значительных проектов предприятия – трамваи для Варшавы, Гданьска, Силезской агломерации и Стамбула, поезда метро для Будапешта и Амстердама. Таким образом, постепенно Alstom Konstal превратилась из поставщика субкомпонентов в полноценное подразделение Alstom. В 2007 году завод занялся строительством тележек для поездов SNCF – и это был первый случай в истории французских железных дорог производства подвижного состава за пределами Франции.

В 2016 году польский завод получил статус ведущего подразделения по проектам, связанным с новым поколением региональных поездов Coradia, а также по алюминиевым поездам метро.

Завод Alstom в Катовице – крупное производственное предприятие, поставляющее такую продукцию, как например, поезда метро для Эр-Рияда, Дубая, предварительно смонтированные корпуса (Coradia Stream (Pop) для Италии, Lint/iLint для Германии) и компоненты для метро Ханоя, Парижа. В 2018 году Alstom открыл в Катовице линию по производству поездов InterСity Next Generation (ICNG) для голландского национального ж/д оператора Nederlandse Spoorwegen. Общая стоимость контракта превышает 800 млн евро. Первый польский Coradia Stream для NS был собран в феврале 2020 года. Всего голландские железные дороги заказали 79 двухсистемных поездов в основном порядке. Кроме того, NS заказал еще два трехсистемных поезда, которые смогут войти в бельгийскую железнодорожную сеть. Первый Coradia Stream должен пройти с пассажирами в декабре 2020 года.

Важно отметить, что Alstom поставляет более 40% компонентов от 1000 польских субподрядчиков, причем используются они не только для польских заводов, но и для предприятий Alstom по всему миру. В 2013-2019 годах производитель потратил почти 3 млрд злотых на заказы от местных поставщиков.

Помимо заводов в Хожуве и Катовице, как сообщили ЦТС в Alstom, у компании на терриотори Польши действуют производственные подразделения в Свентлоховице (производство и сварка жгутов), Пясечно (производство и обслуживание тележек), а также сервисный центр Pendolino в Варшаве.

Поощрение своих

Одна из особенностей нашего западного соседа – мощная поддержка собственных производителей. И речь идет не столько о локализации (хотя и о ней тоже), сколько о том, чтобы сделать местных производителей и поставщиков более конкурентными.

Так, одной из государственных программ, направленных на поддержку развития локального производства в Польше, стала Luxtorpeda 2.0. Целью программы было стимулирование развития технологий и производства польских транспортных средств с упором на пассажирский транспорт. В 2017 году тогдашний заместитель министра развития Польши Ядвига Эмильевич объясняла: "Ключевой эффект, которого министерство хочет достичь в рамках Luxtorpeda, заключается в создании конкурентоспособного продукта – нового подвижного состава, локомотивов или интегрированных транспортных средств, которые позволят польским производителям конкурировать на внутреннем и внешнем рынке".

Переговоры с железнодорожными перевозчиками, в ходе которых была достигнута договоренность о новых правилах и методах финансирования поставки подвижного состава с участием местных предприятий, проводились до середины 2017 года.

Также в рамках программы 2017 году PKP Intercity начала переговоры с польским Национальным центром исследований и разработок о запуске совместного проекта по созданию инновационного рельсового транспорта. Результатом этих переговоров стало подписание 21 февраля 2018 года протокола о намерениях. В документе была прописана разработка и строительство более 100 единиц современных электровозов и электропоездов общей стоимостью 3,7 млрд злотых.

Программа должна была стать ярким примером протекционизма собственного производителя, однако позже была поставлена под угрозу. В частности, отказом PKP Intercity от покупки 10 поездов Dart производства PESA. Такое решение нанесло удар по производителю из Быдгоща, который был вынужден пересмотреть свои финансовые и производственные планы.

В июне 2018 года правительство Польши внесло изменения в программу Luxtorpeda 2.0, включив ее в Программу строительства Центрального коммуникационного порта (проект мегааэропорта между Варшавой и Лодзью). Помимо, собственно, аэропорта, там планируют создать крупный транспортный узел с участием ж/д транспорта.

Еще одной программой, направленной на защиту собственного рынка в Польше, стал Innotabor – отраслевая финансовая программа, посвященная проектам, касающихся подвижного состава. Основным ее положением является повышение до 2023 года уровня инноваций и конкурентоспособности польского подвижного состава и в смежных отраслях, а также развитие областей науки, связанных с подвижным составом. Кроме того, целью является защита отечественной промышленности и рынка от притока более дешевых, но менее качественных продуктов. В 2016 году правительство Польши приняло поправки в закон о государственных закупках, предусматривающие облегчение доступа к публичным тендерам для малых и средних предприятий, а также увеличение возможности использования неценовых критериев оценки. Среди прочего, законодательные изменения ограничили возможность использования критерия минимальной цены: выбор лучшего предложения должен основываться на выгодном соотношении цены, качества и эксплуатационных расходов.

В 2016 году правительство Польши приняло поправки в закон о государственных закупках, предусматривающие облегчение доступа к публичным тендерам для малых и средних предприятий, а также увеличение возможности использования неценовых критериев оценки.

Инициаторами программы стала группа производителей, в которую входят PESA Bydgoszcz, NEWAG, Wagony Świdnica, Europejskie Konsorcjum Kolejowe Wagon, Solaris Bus & Coach. Сумма, выделенная на софинансирование проектов, отобранных в первом конкурсе INNOTABOR, составляет 157 млн злотых. По результатам первого конкурса для софинансирования были выбраны 13 проектов, включающие как цельные машины (локомотивы, рельсовые автобусы, трамваи), так и отдельные агрегаты, системы польской разработки и выпуска.

Польские победы в тендерах

В данный момент PKP Intercity реализовывает инвестиционную программу в размере 7 млрд злотых, в соответствии с которой 80% подвижного состава PKP Intercity должно будет быть обновлено либо модернизировано. Важную роль в этом процессе играют локальные производители. Так, 1 июля ж/д оператор ввел в эксплуатацию 20 электровозов EU160 Griffin, заказанных у польской компании Newag по контракту на 367,6 млн злотых (92,5 млн долл.), заключенному в июне 2018 года. Данные четырехосные локомотивы способны приводить в движение как пассажирские, так и грузовые поезда. В тендере на поставку локомотивов Newag противостояли консорциумы PESA & ZNTK Mińsk Mazowiecki и CRRC Sifang & CRRC Datong. Предпочтение было отдано Newag, несмотря на то, что предложения PESA и CRRC были дешевле.

Местные производители все громче заявляют о себе и в поставках других видов рельсового транспорта в Польше. Так, одним из крупнейших поставщиков трамваев в стране в последние годы стал Modertrans Poznan. В ноябре 2019 года компания выиграла контракт на поставку 30 трамваев для Лодзи. В конкурсе она соревновалась с турецкой Bozankaya и польскими PESA, Stadler Polska. Предложенная машина – Moderus Gamma. Ранее 50 таких трамваев у производителя уже заказали Познань, 40 – Вроцлав, также недавно производитель смог получить заказ на поставку нескольких единиц для Эльблонга.

Solaris Bus & Coach и Stadler Polska в данный момент выполняют заказ для Кракова: к 2025 году производитель должен поставить городу 50 трехсекционных трамваев. На заводе в Седльце производятся кабины трамваев.

Конечно, есть в этом правиле и исключения. Например, в недавнем тендере на поставку 213 трамваев для Варшавы PESA уступила Hyundai Rotem. Стоимость контракта с корейским производителем – 1,8 млрд злотых, тогда как PESA предлагала продукцию за 2,3 млрд. Стоит отметить, что до этого Варшава была основным рынком сбыта трамваев для польского производителя – из более чем 600 трамваев, произведенных в Быдгоще, 281 курсирует по улицам Варшавы.

Алина Костюченко

Новини

22 Грудня 2023

Фінляндія розробила план щодо відновлення України 

Китай заборонив експорт технологій рідкоземельних металів

120 контейнеровозів змінили маршрут через напади у Червоному морі

Окупанти завдали двох авіаударів по вугільних шахтах у Торецьку

Україна та Молдова підписали домовленості про спільний контроль на пунктах пропуску на кордоні

Країни G7 погодили відтермінування виплати Україною держборгу до 2027 року 

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢