Бензин скоро подешевеет?

Точка зору

Владельцы автомобилей вот уже пару месяцев напряженно следят за изменением ценовых табличек на отечественных АЗС. По мнению экспертов, ценовой рост уже прекратился. Но вот последует ли после этого снижение, будет зависеть от степени участия государства в этом процессе, считают они.

По данным Bloomberg, стоимость нефть в Нью-Йорке снизилась до 68 долларов за баррель. То есть существуют все предпосылки для снижения стоимости литра бензина импортного топлива. Кроме того, как уже писал «День», на внутреннем рынке сегодня продается много отечественного топлива, стоимость которого практически не зависит от курсовых колебаний.

По мнению директора ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна, стоимость бензина будет уменьшаться. «Начало сентября принесло довольно положительные прогнозы. Рынок показал обнадеживающую для потребителей динамику. В частности, мировой рынок пошел на спад, и уже неделю мы прожили со стабильным курсом гривни. Все это укрепляет прогноз, что цена в розничной сети будет снижаться», — говорит он. По его данным, оптовые партии А-95 и А-92 уже снизились на 100 — 150 гривен. Скромнее динамика снижения по дизельному топливу — минус 30 — 100 гривен за тонну. В общем по стране розничные цены снизились в среднем от 5 до 10 копеек за литр в разных сетях и регионах.

Однако, не смотря на позитивные сигналы, ценовая динамика рынка бензина по-прежнему будет зависеть от валютных рисков, говорит Куюн. Не мало важен и другой факт: дефицит на внутреннем рынке. «Несмотря на то, что цены падают, реальных партий под этими ценами нет. То есть, пока мы имеем дело с ценовыми индикативами, но купить по таким ценам сегодня достаточно проблематично. Речь идет о партиях, которые придут, поэтому ценовое реагирование может оказаться не таким быстрым, как бы хотелось. Если правительство удержит курс хотя бы в нынешних стабильных рамках, это позволит быстро наполнить рынок», — считает он.

Импорт идет в страну не охотно, поскольку большие курсовые колебания вынуждают импортеров существенно снижать доходы. Поэтому много импортеров во время валютных скачков и решили перестраховаться, отказавшись от поставок.

Тем временем заместитель директора Центра «Психея» Геннадий Рябцев не видит предпосылок для паники по поводу возникновения бензинового дефицита. «В прошлом и этом месяце украинские нефтеперерабатывающие заводы произвели достаточно бензина и дизтоплива, чтобы удовлетворить весь спрос», — говорит он «Дню». Ожидать ажиотажного спроса на рынке, который бы мог теоретически породить дефицит, тоже не стоит. Ведь желающих покупать большие партии нефтепродуктов сейчас попросту нет, добавляет Рябцев.

По словам эксперта, на внутреннем рынке бензинов с конца прошлой недели наметилась позитивная динамика. Однако однозначно сказать, как ситуация будет развиваться, Рябцев не берется, потому что на рынок действует очень много субъективных факторов. В тоже время он констатирует, что потенциал для дальнейшего снижения цены бензина существует. Если пересчитать европейские цены топлива на украинские розничные, то получается, что у европейцев они на 3 — 4% или же на 20 копеек ниже отечественных. Однако если пересчитывать по оптовым ценам, то все наоборот: стоимость литра бензина необходимо поднимать.

Почему возникают подобные разночтения, Рябцев объяснил так: «Сейчас рынок бросили на произвол и этим пользуются трейдеры. Кроме того, финансовые проблемы привели к тому, что участники рынка закладывают в цену бензина не только текущие риски, но и риски, которые могут возникнуть в ближайшем будущем. Вот сейчас они боятся, что за неделю гривня снова упадет. Соответственно, этот страх уже отражается на цене нефтепродукта», — пояснил Рябцев.

По мнению заместителя директора Центра «Психея», отсутствие четкой государственной политики на рынке нефтепродуктов и приводит к плачевным результатам. Чтобы преодолеть их сейчас и упредить в будущем, Рябцев предлагает властям задуматься над внедрением целого комплекса мероприятий. Например, повысить конкуренцию на рынке; ввести систему контроля и поддержки качества бензина; поддерживать производителей, которые изготовляют качественный нефтепродукт; ввести систему штрафов для производителей некачественных бензинов; установить соответствие цены и качества топлива; развивать нетрадиционные виды топлива и создать государственный стабилизационный нефтегазовый запас.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢