Нацбанк vs Кабмин: бои без правил

Точка зору

Нынешняя неделя (и конец прошлой) ознаменовалась началом масштабной войны правительства с Нацбанком. После того как первый заместитель председателя НБУ Анатолий Шаповалов был вызван на допрос в милицию в качестве пока еще свидетеля по делу о неких злоупотреблениях НБУ при рефинансировании банков, другой заместитель — Александр Савченко — подал в отставку и публично обвинил своих бывших коллег в причастности к валютным махинациям. После чего подался в лагерь БЮТ заместителем министра финансов.

Но этого Юлии Владимировне показалось мало. В прессу были выкинуты справки о чрезмерно высокой зарплате председателя НБУ Владимира Стельмаха и Анатолия Шаповалова, которые должны были убедить народ: Стельмах не только выписал себе зарплату в миллион с лишним гривен, но еще и проиндексировал ее в соответствии с девальвацией гривни, которую провел Нацбанк. Грубо говоря, сделал так, чтобы в долларах ничего не потерять.

В тот же день председатель Госфинуслуг Виктор Суслов озвучил проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины о регулировании рынка финансовых услуг. Законопроектом предлагается отделить надзор за коммерческими банками от Национального банка и объединить его с Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг. За НБУ будет оставлена функция валютного регулирования, при этом система регистрации коммерческих банков также перейдет в ведение комиссии. По словам Виктора Ивановича, голосов депутатов для принятия проекта хватает. И уже почти хватает для преодоления неизбежного вето Президента.

Причина этого шага была названа Сусловым вполне конкретно: "Нацбанк под политические заявления Секретариата Президента предпринял ряд действий, которые привели к дестабилизации на валютном рынке. События недельной давности, когда курс гривни начал понижаться и достиг 9 грн. за доллар, показали: Нацбанк влился в штаб Ющенко и начал принимать участие в подрыве экономической политики правительства. Это недопустимо…".

Страшная кара Нацбанку за нелояльность к правительству определена — "расчлененка". В ходе ее применения часть высокопоставленных чиновников НБУ потеряют в зарплате (которая в Нацбанке в разы выше, чем в Госфинуслуг) и вообще потеряют… рабочее место. И потому должны нервничать.
Это максимум, что может сделать в войне с Нацбанком правительство. С 15 сентября ситуация сложилась таким образом, что в руках правительства остались только шаткий кворум в Верховной Раде, долги и бюджетники, а у Нацбанка — все деньги страны.

Кабмин может вызвать на допрос в МВД Шаповалова, отключить канализацию Стельмаху, "закошмарить" Нацбанк в прессе. А тот в свою очередь — перестать выкупать у Минфина ОВГЗ, продавать "Нефтегазу" валюту для оплаты газа, сократить рефинансирование и уложить банковскую систему на лопатки (после того как она перейдет к Госфинуслуг) и даже провести небольшую денежную реформу, списав ее причины на правительство.

Пока Кабмин (кроме массированной пиар-атаки) очень слабо противостоит Нацбанку. По словам Петра Порошенко, он подготовил поправки к Закону "О бюджете на 2009 год", где предлагает вернуть две статьи — 84 и 86. В начале года они были исключены по требованию МВФ.

В случае принятия поправок в нынешнем виде правительство сможет заставить Нацбанк выкупить любые объемы ОВГЗ и на любые цели. Правда, нет сомнений, что Президент его ветирует. По некоторым отрывочным фразам членов Совета НБУ можно судить о намерениях Нацбанка приостановить массированный выкуп ОВГЗ, что фактически лишает Кабмин весомой части доходов. Того, что собирают фискальные органы, — явно недостаточно для выполнения бюджетных обязательств перед выборами.

С другой стороны, Нацбанк монотонно изымает деньги из экономики под видом борьбы с инфляцией и девальвацией гривни. По словам Виктора Суслова, объем денежной массы в обращении с начала 2009 года сократился на 43 млрд. грн., а в течение августа — еще примерно на 1%.
Кроме того, на более чем 51 млрд. грн. с начала года и по август было продано депозитных сертификатов НБУ: эти деньги также ушли из коммерческих банков в Центробанк.

Изменение норм резервирования позволило месяц назад довести сумму денег, находящихся на корсчетах банков в Нацбанке, до 24 млрд. грн. И это тоже деньги, изъятые из обращения.

В дальнейшем, если конфликт с Кабмином будет накаляться, возможны, казалось бы, невероятные сценарии. Например, денежная реформа. В четверг председатель Счетной палаты Валентин Симоненко заметил, что такой риск есть. Но Кабмин его не просчитывал. НБУ в свою очередь может пойти на изъятие (пусть и временное) из оборота купюр достоинством в 500 грн. под видом "выполнения поставленной правительством задачи по стабилизации гривни".
Самое неприятное здесь то, что, как в любой войне, в первую очередь пострадает мирное население. Т. е. каждое действие Нацбанка назло правительству, и действие правительства — в отместку Нацбанку будет гулко отзываться в наших опустевших кошельках (пардон за столь витиеватый пассаж).

Мы попросили эксперта Фонда общественной безопасности ЮРИЯ ГАВРИЛЕЧКО проанализировать, какие шаги могут быть предприняты Национальным банком для стабилизации гривни до президентских выборов и под каким лозунгом?

Жесткое валютное регулирование. На данный момент практически все действия НБУ соответствуют именно этому сценарию. Для этого Национальный банк предпринял следующие шаги:
• обязал банки формировать резервы в гривне под уже предоставленные валютные кредиты;
• рассматривает вопрос о полном запрете в Украине валютного кредитования;
• рассматривает вопрос о принудительной конвертации валютных депозитов физических и юридических лиц;
• рассматривает вопрос о выплате процентов по валютным депозитам в национальной валюте.

Для предотвращения возможных рисков от введения подобных мер, а именно: оттока валюты из страны через VIP-клиентов, использования банками дополнительно появившейся гривни для спекуляций на валютном рынке и т. д., НБУ, возможно, пойдет на следующие меры:
— будет введен жесткий запрет на хождение валюты и использование ее в расчетах внутри страны;
— прекратится продажа наличной валюты физическим и юридическим лицам;
— коммерческие банки обяжут продавать НБУ 100% кредитных ресурсов, привлеченных в валюте, по фиксированному курсу;
— коммерческие банки обяжут выдавать все виды кредитов только в национальной валюте и только под залог, потребительское кредитование будет заморожено, что в свою очередь приведет к уменьшению объемов импорта потребительских товаров и частичному выравниванию сальдо внешнеторгового баланса;
— возможность покупки валюты коммерческими банками у НБУ будет обеспечиваться только для обслуживающихся в нем импортеров/экспортеров (под объем контрактных обязательств клиентов) и для погашения кредитной задолженности и процентов по полученным валютным кредитам от компаний-нерезидентов самими банками;
— уставный фонд коммерческих банков будет увеличен, требования по объему собственного капитала — подняты.

Кабинет министров может инициировать следующие сценарии, чтобы показать свое участие в стабилизации ситуации вообще и гривни в частности:
— используя законодательные и нормативные механизмы, максимально ограничить хождение иностранной валюты в стране вкупе с появлением госоргана, подотчетного Кабмину, по контролю над денежными переводами внутри страны и между государствами. Таким образом, правительство получает карт-бланш на контроль над большинством операций с валютой;
— законодательно усилить административную и уголовную ответственность за незаконные валютные операции;
— при проверках деятельности коммерческих фирм-экспортеров применять механизм определения соответствия цен контрактов с индикативными ценами с целью предотвращения сокрытия валютной прибыли;
— создать экспортно-импортную биржу для усиления контроля над товарными и финансовыми потоками предприятий, имеющих внешнеторговые отношения;
— ввести квоту на продажу товаров/услуг в офф-шоры или же полностью запретить торговые операции с офф-шорными фирмами;
— продолжать использование внешнего кредитования для "латания" бюджетных дыр, что и так уже стало визитной карточкой нынешнего Кабмина;
— чтобы снизить уровень инфляции, существующие социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальная зарплата) на неопределенный срок будут заморожены. К слову, такой путь отчетливо просматривается в проекте бюджета-2010. Согласно чему минимальная зарплата вырастет за год всего на 148 грн., а на 1 января 2010-го повышение составит только 51 грн.;
— дальнейшее накопление долгов по принципу "брать всюду, где дадут". 27 августа на совещании с авиастроителями Юлия Тимошенко заявила, что "нам необходимо увеличивать долги". Она отметила, что наиболее развитые страны мира имеют размеры внешних займов в объеме 100—120% от ВВП страны, а Украина — всего 27% от ВВП страны. Тимошенко также отметила, что впоследствии по долгам будет рассчитываться не только государство, но и те предприятия, которые будут получать прибыль благодаря этой модернизации.

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢