Урок французского для нового правительства

Точка зору

Часто слышу пренебрежительные высказывания украинских либеральных экономистов и фейсбук-теоретиков о промышленной политике. Мол, что за промышленность, зачем ей управлять, какой еще промышленной политики вам не хватает? Расскажу.

В среду в Раде рассматривался вопрос о ратификации договора между Украиной и Францией о покупке 20 катеров для Пограничной службы Украины. Это очень показательный документ, который позволяет увидеть, как Франция продвигает свои промышленные интересы. И как Украина не продвигает: 9-й месяц падения промышленного производства не замечать сложно.

Французское государство продает французские товары иностранным государствам. Политическая поддержка французским правительством сделки между иностранным государством (Украиной) и частной французской компанией не вызывает удивления во Франции. Ведь это доходы французского бюджета, рабочие места для французских рабочих, рост французской экономики. Украина наоборот – гордится покупкой иностранной техники, преподносит это как внешнеполитическую победу, радуется тому, что не допустила украинского производителя к сделке.

Экспортное финансирование машиностроения. Французское правительство, чтобы поддержать своего судостроителя, дает покупателю французских катеров – Украине, кредит. Чтобы не только сама продукция, но и финансовые условия ее приобретения были привлекательными для покупателя. 2,5% годовых в евро с участием французского экспортного агентства Bpifrance Assurance Export. Что же в Украине? Экспортного финансирования у нас нет и в помине. Зато Укрэксимбанк вместо кредитования экспорта кредитует импорт белорусской техники. А на экспортно-кредитное агентство ушедшее правительство даже не удосужилось заложить средства в бюджет.

Требование покупки французских товаров, работ и услуг прямо зафиксировано в договоре. Не менее 50% суммы контракта должно уйти французским производителям. Знаете, что в этом договоре написано про украинские компоненты? Украинские компоненты значатся с формулировкой не "не менее 30%", а "не более 30%". Украинская сторона, вероятно, стараясь поклониться как можно ниже, поставила верхнее ограничение на использование украинских товаров, работ и услуг в этом контракте вместо нижнего.

В данном случае правительство Франции с помощью 3 инструментов промышленной политики – политического лоббирования интересов своих производителей, экспортного финансирования и требования покупки французских комплектующих обеспечило свою судостроительную отрасль хорошим заказом от Украины.

А украинские судостроительные заводы (и частные, и государственные), украинские производители двигателей, комплектующих, металла, электротехнической продукции остаются в стороне от выполнения этого контракта.

Уж не знаю, нужно ли комментировать связь каждого такого случая с ростом или падением ВВП, промышленного производства, занятости, уровня доходов населения. Похоже, для Франции такая связь очевидна. А для Украины нет.

А что же украинское правительство? Украинское министерство экономики согласовало этот контракт без замечаний. Хочется спросить: они его действительно читали?

Еще любопытная деталь. В пакете документов к ратификации договора есть Анализ влияния нормативного акта на заинтересованных сторон. Так вот, там об экономике ни слова. Как будто покупка 20 катеров страной, имеющей собственную судостроительную отрасль, это норма и не предмет интереса вообще.

Тем временем на сайте Министерства внутренних дел опубликована информация о достижении договоренности о 25%-й локализации производства этих катеров в Украине. На мой вопрос, почему из договора следует противоположное, министр заверил, что локализация будет отражена в других документах.

Поскольку Рада голосует только за договор, и эти документы не были предоставлены, я голосовал против ратификации договора, где нет гарантий локализации. Готовим на этот счет депутатский запрос от членов комитета экономического развития. В случае, если МВД все-таки добьется локализации от французских партнеров, это будет поводом похвалить их за защиту экономических интересов нашей страны. Надеюсь, такой же повод порадоваться разумной промышленной политике когда-нибудь появится и в отношении профильного министерства – экономики.

Дмитрий Кисилевский, народный депутат, заместитель председателя комитета ВР по экономическому развитию

Новини

25 Квітня 2024

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

ВСІ НОВИНИ ⇢