Украинский парадокс. Как мы богатеем, но остаемся бедными

Точка зору

Подкожный мировой жир

Суммарно мировое богатство в отчете было оценено в $361 трлн. Сравним эту цифру с глобальным валовым продуктом, который в прошлом году составил $85 трлн, и получим существенный, более чем трехкратный разрыв. Уже эта цифра дает определенную пищу для размышлений – в среднем на одного жителя планеты приходится размер богатства, в три раза превышающий генерируемый им подушевой ВВП в год. Этот параметр можно соотнести с личным ощущением богатства – есть ли у каждого из нас этот самый трехлетний запас прочности в виде активов и сбережений.

Мировой уровень богатства имеет крайне неравномерную пирамиду распределения: примерно 10% самых богатых людей планеты владеют 80% всего имущества. И эту пропорцию вполне можно отнести к издержкам капиталистической системы перераспределения генерируемого мировой экономикой дохода.

По структуре это выглядит следующим образом: обладатели состояния в размере более $50 млн составляют группу из 168 тыс. человек, в группе "$10-50 млн" – уже 1,8 млн, в группе "$5-10 млн" – 3,7 млн участников, а самый большой сегмент миллионеров – это владельцы активов стоимостью от $1 млн до $5 млн – таковых 41 млн человек. А значит, сам термин "золотой миллиард", часто применяемый к описанию западной цивилизации, уже не вполне актуален. В частности, движение "желтых жилетов" во Франции показывает, что многие жители развитых стран считают себя бедными, во всяком случае – это их внутренняя уверенность.

Есть в отчете и анализ группы с крайне высокими доходами (мультимиллионеры). Их почти 56 тыс. человек – и входной билет в этот элитный сегмент начинается со $100 млн. Более 4,8 тыс. обладают активами в размере свыше $500 млн. В десятку стран, лидеров по количеству участников клуба "свыше $100 млн", входят (по мере убывания): США, Китай, Германия, Великобритания, Индия, Франция, Канада, Япония, РФ, Южная Корея (если не брать во внимание Гонконг).

Оценка уровня богатства проводится по двум основным составляющим: финансовое состояние и нефинансовые активы. К первому относят банковские депозиты, остатки на текущих счетах и оценочные данные по наличным. Ко вторым – недвижимость и прочее материальное имущество. Таким образом, можно выделить несколько ключевых факторов оценки богатства, которые влияют на его динамику, причем она порой может не зависеть от самого объекта исследования.

Начнем с финансового богатства. Очевидно, что более-менее стабильная кривая роста может быть лишь в развитых странах, эмитирующих резервные валюты, и с низкой инфляцией. Немного сложнее с развивающимися экономиками. Во-первых, более высокий уровень наличных в обращении. Во-вторых, динамика курса национальной валюты. Например, в Украине, в этом году гривневые депозиты за счет ревальвации автоматически "потяжелели" на 13% в долларовом исчислении. Зато в 2014-2015 гг. финансовые активы украинцев в нацвалюте обесценились примерно в три раза.

Та же вариативность наблюдается при оценке нефинансового богатства. Развитые рынки дают рыночные механизмы ценообразования, в том числе недвижимости. Это касается и прочих материальных активов. На развивающихся рынках все зависит от методологии оценки, уровня охвата аналитическими моделями теневой экономики и параметров капитализации местных активов. В период разогрева национального рынка капитала часть жителей таких стран, как Украина, становится миллионерами лишь за счет оценочной стоимости принадлежащей им недвижимости. Уровень этого богатства имеет тенденцию к быстрому "сдуванию" в процессе перманентных кризисов – как внутренних, так и глобальных.

Украина, которая за последние десять лет прошла два системных кризиса, в полной мере ощутила на себе действие таких факторов оценки, как девальвация и снижение внутреннего мультипликатора при оценке национальных активов. Именно поэтому мы сейчас и находимся по уровню богатства на 109 месте, между Никарагуа и Лаосом.

Как показали исследования аналитиков Credit Suisse Research Institute, начало нулевых годов нашего столетия стало поистине "золотым веком", по аналогии с 20-ми годами прошлого столетия, которые вошли историю под названием "век джаза", – между окончанием Первой мировой войны и Великой депрессией 1929-го. Обрыв кривой роста мирового богатства в результате глобального финансового кризиса 2008 г. привел к тому, что уровень благосостояния людей так и не вырос за последние 11 лет до предкризисного уровня.

Эволюция уровня мирового богатства связана с изменениями, вызванными вхождением в мировую лигу таких государств, как Китай и Индия. Именно страны с развивающейся экономикой в последние годы стали главными драйверами роста мирового богатства. При одновременном усилении уровня неравенства, так как существенная часть богатства формируется в странах, в которых нет рыночных системных механизмов перераспределения доходов по медианному уровню.

Очевидно, что не все страны, которые активно наращивают свой экономический потенциал, применяют модель рейнского или социального капитализма Людвига Эрхарда и его соратника Альфреда Мюллера-Армака, которая заключалась в реализации принципа "благосостояние для всех". Даже в Германии, которая продолжает развиваться в рамках данной концепции, происходит разрыв между уровнем богатства 10% социальной надстройки и остальным общественным базисом. И это при том, что социальный либерализм призван обеспечивать равно как максимальные экономические свободы и раскрепощение духа предпринимательства, так и наличие мощного блока социального обеспечения населения, гарантированного государством. В этой парадигме ни государство, ни частный бизнес не должны обладать монополией на принятие глобальных решений и в своей конечной цели все они обязаны служить простым людям и их интересам. Главный системообразующий элемент данной модели – наличие консенсуса между государством, бизнесом и наемными работниками относительно перераспределения национального продукта. Именно наличием/отсутствием этого консенсуса и объясняется богатство/бедность различных стран и уровень теневой экономики в них. Сегодня наиболее адекватный баланс интересов государства и бизнеса наблюдается в странах социального либерализма, таких как Германия, Австрия, Швейцария, и скандинавских государствах. 

Но если даже модели медианного распределения национального дохода в рамках концепции рейнского капитализма не полностью оправдывают себя, то что говорить о таких государствах, как Китай или Индия, где существуют ассиметричные механизмы распределения национального богатства между всеми слоями населения, в частности между городом и деревней.

Аналитики дают прогноз, что мировое богатство вырастет на 27% в течение ближайших пяти лет, увеличившись до $459 трлн, то есть среднегодовой темп роста составит более 5%. Роль развивающихся стран увеличится: при том что на них приходится 31% мирового богатства, их вклад в его прирост составит 38%. Таким образом, страны со средним уровнем дохода становятся главными драйверами процесса планетарного обогащения. Количество миллионеров вырастет до 63 млн (если брать отметку с начала нынешнего века – рост составит 49 млн), а мультимиллионеров – до 234 тыс. человек. Позиции США в списке мировых толстосумов будут ослабляться: численность миллионеров в Штатах в ближайшие пять лет увеличится на 23%, в Китае – на 55%, а в Индии – на 56%.

На данный момент средний уровень благосостояния на одного жителя планеты составляет $70 850, при этом более половины взрослого населения мира владеют богатством менее $10 тыс.

Особенности национального богатства

А что же Украина? Начнем с факторов, влияющих на определение размера богатства. В рейтинге, отражающем изменение номинального курса нацвалюты, мы занимает 12 место, по динамике капитализации национального рынка – на 13-м. То есть качественные факторы роста стимулируют процесс наращивания благосостояния наших домохозяйств: гривня укрепляется, растет и внутренний мультипликатор активов. Правда, на увеличение богатства пока не влияет динамика цен на рынке недвижимости. Да и все качественные показатели неплохо выглядят лишь в сравнении с ямой 2014-2015 гг.

Что касается фундаментальных параметров, то они следующие. В 2019 г. ВВП на одного взрослого жителя (в отчете указано, что их 35 млн, хотя перепись будущего года может серьезно скорректировать этот показатель) составит $3,7 тыс. Общее богатство страны оценено в $308 млрд (0,1% от мирового уровня), а богатство одного взрослого жителя – $8,79 тыс., из которых $2,933 тыс. – финансовое богатство, а $6,9 тыс. – нефинансовое. Уровень задолженности на одного взрослого составляет $1,07 тыс. Медиана богатства на одного взрослого – $1,223 тыс. При сопоставлении удельного веса нашей страны в общем размере мирового богатства и удельного веса в общемировой численности взрослого населения (0,1 и 0,7% соответственно) становится очевидно, что наш уровень благосостояния более чем в семь раз ниже по сравнению со среднемировым.

Финансовое богатство говорит о том, что в распоряжении украинцев находится примерно $100 млрд в виде денежных средств и прочих финансовых активов. На данный момент в банках размещено 517 млрд грн в виде депозитов физических лиц и денежных остатков на текущих счетах. Даже с учетом вложений в финансовые активы получается, что, по оценкам аналитиков, в Украине находится более $70 млрд в виде валюты, которая распределена между всеми социальными группами, от пенсионеров до олигархов. Материальные активы оценены примерно в $250 млрд. По классификации отчета, Украина – бедная страна.

Но поражает украинский прыжок с начала нулевых. В 2000-м мы обладали более многочисленным взрослым населением – 36,7 млн, и это составляло 1% от общего мирового показателя. В то же время наше совокупное богатство равнялось всего $32 млрд, и это был 0% в мировом рейтинге (столь малая величина, что она не отражалась в отчете). Благосостояние одного взрослого украинца тогда равнялось $874 (финансовое богатство – $142 и материальные активы – $751). Медиана по активам – $395. Зато был мизерный уровень подушевой задолженности – $18.

Если сравнить 2000-й и 2019-й, то украинцы увеличили свое совокупное богатство почти в десять раз, при этом финансовое выросло в 20 раз, а материальное – в девять. За этот же период мировое богатство повысилось в 3,1 раза. Таким образом, Украина полностью вкусила прелести конвергенции национальной экономики с мировым рынком капитала, в результате чего выросла не только капитализация национальных активов, но и финансовое благосостояние: если в 2000-м и стодолларовая купюра воспринималась как маркер успеха, то сейчас финансовые активы украинцев выросли в разы. Но основной вклад в увеличение национального богатства внес рост мультипликатора стоимости недвижимости, когда жители городов стали владельцами активов стоимостью десятки и сотни тысяч долларов. К сожалению, это тот вид богатства, которым украинцы пока не умеют эффективно пользоваться, а с учетом уровня коммунальных тарифов такой актив превращается в условный пассив. Из негативного отметим рост задолженности (чего не было в 2000-м), когда медианное богатство почти соответствует среднему уровню долгов, а также изменение структуры распределения доходов, когда существенный прирост богатства оседает в верхней части социальной пирамиды и концентрируется в руках 5-10% населения страны.

Именно капитализация материального богатства является у нас краеугольным камнем роста общего благосостояния населения, ведь несмотря на внушительный рывок показателя финансового благосостояния, материальные активы занимают в общей структуре ведущую роль.

Если рассмотреть диапазон благосостояния взрослых по группам, то 88,8% населения в Украине владеют активами стоимостью до $10 тыс., в группе от $10 тыс. до $100 тыс. находится 10,4% украинцев, в группе от $100 тыс. до $1 млн – 0,8%, в группе более миллиона долларов – 0,1% наших соотечественников.

Но данное расслоение общества по богатству не вполне отражает реальный уровень расслоения по причине наличия у украинцев неучтенных доходов, когда теневой миллионер может официально получать минимальную зарплату или вообще быть безработным. Более точную картину дают показатели удельного веса в мировых децилях богатства и верхних процентилях в зависимости от страны проживания. Дециль характеризует распределение величин совокупности, при котором девять значений дециля делят ее на десять равных частей. Любая из этих десяти частей составляет 1/10 всей совокупности. Например, первый дециль отделяет 10 % наименьших величин, лежащих ниже дециля, от 90% наибольших величин, лежащих выше дециля. А процентили используются для деления упорядоченного набора значений на 100 частей, каждая из которых содержит 1/100 от общего значения. Так вот, в Северной Америке верхние четыре дециля в удельном весе по уровню мирового богатства почти в два раза выше нижних четырех децилей, то есть основа страны – средний класс и богатые, а удельный вес группы бедных и богатых в мировой табели о рангах примерно одинаков.

В Украине же ситуация диаметрально противоположная: нижние пять децилей в пять раз превышают по удельному весу в мировом показателе значение четырех верхних децилей, то есть наше богатство – это в основном материальные активы относительно бедного населения.

И это, по сути, мировой феномен, когда раскрытие границ герметичного внутреннего рынка капитала привело к росту капитализации активов наших домохозяйств и повышению их удельного веса в мировых показателях, но при этом само население продолжает оставаться бедным, живя в дорогих квартирах и владея относительно дорогой землей.

С другой стороны, в верхних процентилях лишь 10% населения самого богатого населения попало в мировой ранжир, а 5% и 1% самых богатых статистически не улавливаются. Это говорит о том, что с точки зрения капитализации страны и ее восприятия через систему статистического охвата в контексте мировой экономики определенное значение играет лишь класс богатых украинцев, которые составляют 10% населения (активы в диапазоне $10-100 тыс.), а вовсе не наши мультимиллионеры и олигархи, которые на радарах мировой статистики практически не видны.

Ключевая задача для повышения богатства домохозяйств в Украине – вовлечение их в эффективные хозяйственные практики и подключение взрослого населения к рыночным механизмам и институтам. Люди должны научиться правильно управлять своими активами, зарабатывать пассивные доходы и пользоваться внутренними инвестиционными механизмами. Сейчас население и национальный рынок капитала – это две полусферы, разделенные жесткой перегородкой с минимальным уровнем проникновения. И нынешнее богатство украинцев – это недвижимость, полученная после развала СССР, и финансовые накопления «под подушкой», сделанные за последние 20 лет.

Алексей КУЩ

Новини

17 Квітня 2024

Rio Tinto за підсумками першого кварталу скоротила відвантаження залізної руди

Промвиробництво в ЄС скоротилося на 5,4%

Україна у лютому посіла друге місце за обсягами експорту катанки до США

Газопроводи між Німеччиною та Францією транспортуватимуть водень

Ferrexpo планує збудувати нову сонячну електростанцію

В Україні зросла частка імпортних будівельних матеріалів – дослідження

Споживання цементу в Україні минулого року збільшилося на 17% – Укрцемент

Виробництво сталі у Бразилії за підсумками березня зросло

Україна припинила експорт марганцевих руд

Запоріжсталь за 2 роки спрямувала на підтримку виробництва 1,2 млрд грн 

МВФ прогнозує Україні курс 54 грн/дол

З початку квітня Україна експортувала 3,5 млн тонн морськими шляхами

Росія продовжує нарощувати морський експорт нафти

Україна скоротила експорт титановмісних руд на 44%

Для відбудови Україна потребує залучення американських інвестицій – Шмигаль 

Україна вироблятиме компоненти малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢