С МЭРТ или с МИД: как заработает торговая дипломатия в 2020 году

Точка зору

С 2020 года украинскому бизнесу будет проще продавать свою продукцию на внешних рынках. Произойдет это за счет усиления торговых представительств – института при украинских посольствах, который пытаются воссоздать уже несколько правительств подряд. Ранее это не получалось осуществить из-за противоречий между МИДом и Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), споривших, кому же должно достаться управление внешнеэкономической дипломатией.

Начавший свою работу в сентябре 2019 года торговый представитель-советник министра экономики Тарас Качка, ранее работавший советником главы МИДа, уже не раз заявлял о необходимости реформировать нынешнюю систему торговой дипломатии, а открытие торгпредств анонсировал практически с момента своего назначения.

Тарас Качка обещает, что торговые представительства появятся в следующем году в 5 приоритетных для Украины регионах, включая Ближний Восток, Китай, Северную Африку. По словам чиновника, если созданная структура докажет свою эффективность, в дальнейшем она расширится и в других направлениях. На пилотные торгпредства МЭРТ пока что запросило из бюджета 28 млн. грн. Согласно программы деятельности правительства, торговые представительства должны появиться до конца 2020 года. Их открытие является одной из задач по достижению цели увеличения экспорта в 2 раза.

Однако вопрос, какие функции будут иметь торговые атташе, а также, кто будет назначать их на должности и контролировать работу – МЭРТ или МИД, – пока остается открытым.

МИД и МЭРТ

В составе украинских посольств в странах ЕС появятся торговые атташе, заявил еще 21 октября 2014 года на тот момент президент Украины Петр Порошенко. Через год, 25 ноября, о планах открыть торговое представительство уже в 8 странах мира, включая США, Китай, а также в Брюсселе и Женеве заявлял Арсений Яценюк. По прошествии 4 лет, в сентябре 2019 года, о планирующемся открытии торгпредств в практически неизменённом составе государств заявил уже нынешний заместитель главы МЕРТ Тарас Качка. К середине ноября, сузив широту дипломатической экспансии до 5 стран, он, тем не менее, подтвердил: торгпредства будут созданы.

Ранее главной причиной того, что непоколебимая решимость украинских чиновников год за годом терпела фиаско, состояла в нежелании МИДа перепоручать внешнеэкономические полномочия в другое министерство. Стоит отметить, что при посольствах экономические отделения существуют и сейчас, однако, как по мнению властей, так и бизнеса, с обязанностями они не справляются.

«Раньше сеть торгпредств существовала параллельно и подчинялась министерству экономики, выполняя те задачи, которые касались экономической деятельности. Потом в силу финансово-экономических и, я бы сказал, политических вопросов, торгпредства присоединили к посольствам, сократили им финансирование и оставили по одному торгпреду в статусе советника посланника, и, по сути дела, подчинили вопросы торгового представительства структуре министерства иностранных дел», – объясняет UBR.ua суть проблемы директор Экономического дискуссионного клуба (ЭДК) Олег Пендзин.

По мнению эксперта, дипломатическая служба руководит торговыми атташе исходя из своих целей и задач, которые напрямую поддержки отечественного предпринимательства не касаются.

Согласна с мнением Пендзина и Наталья Микольская, работавшая торговым представителем с 2015 по 2018 год. Во время своей каденции она активно поддерживала создание сети торгпредств, объясняя причину необходимости их открытия тем, что экономическое продвижение продукции не должно находится в компетенции дипломатов.

Задуманные новации, по ее словам, стояли практически на грани осуществления, так как бюджет уже выделил на них средства. Стоит отметить, что утверждение сети торгпредств также было заложено в экспортной стратегии до 2021 года, утвержденной правительством Владимира Гройсмана.

«К сожалению, МИД не согласовывал соответствующие акты, которые касались их создания. Причину отказа мне объяснить сложно и сейчас, как и было понять ее тогда, будучи торговым представителем», – объясняет причину провала Микольская.

Какой бы не была формальная причина несогласования МИДом проекта реформы, реальная может скрываться за более банальными мотивами.

«Всегда эти планы в какой-то степени упирались в позицию МИДа, потому что у них забирали финансирование, а это больно ударяло по послам», – пояснил причину дипломатических «протестов» Олег Пендзин.

Несмотря на негативный опыт, шансы наконец-то добиться успеха у новых руководителей проекта все же существуют: Тарас Качка обращает внимание на усилении экономической роли МИДа, не стараясь перетянуть «бюджетное одеяло» на свое нынешнее ведомство. Однако, учитывая, что конкретики относительно функций и формы управления торгпредств со стороны властей пока не прозвучало, их будущее все еще остается неопределенным.

«Вопрос заключается не в том, при ком будут работать торговые представительства – они всегда, так или иначе работают при посольствах, – а кто будет назначать людей на должности, кто будет нести ответственность за утверждение и реализацию их задач, как и кем будет измеряться их KPI. Если все это останется в руках МИДа, то, по сути, ничего не поменяется, – считает Пендзин, – Сейчас Кабмин и торговый представитель Тарас Качка, который, как генерал без армии, имеет внутреннюю структуру и полномочия, но не имеет внешних рычагов для их осуществления, находятся на этапе, который проходили все прошлые правительства. Что из этого выйдет, пока не ясно», – заключает директор ЭДК.

Украинская дипломатия неэффективна

Пока министерства продолжают выяснять условия соглашения, украинский бизнес остается один на один с иностранными конкурентами.

«Необходимость в торговых представительствах давно назрела и «перезрела». Конечно, у нас есть офис продвижения экспорта, который работает в Украине, который обучает и развивает украинский бизнес с точки зрения развития экспорта, он создает и поддерживает ряд торговых миссий и участие украинский миссий в выставках за границей. Но там украинский бизнес, на сегодняшний день, не получает должной помощи от наших учреждений. И это не потому, что они плохие, а потому что у них на это нет финансового ресурса», – поясняет проблему Наталья Микольская.

Тем не менее, поддержка бизнеса на внешних рынках больше зависит от успешности другого института – Экспортно-кредитного агентства, которое уже год не может начать полноценную работу.

«На него никто не дал денег, поэтому у них нет конкретного механизма стимулирования будущих покупателей в других странах. Европейские, китайские, американские торговые представительства, если вам необходим какой-нибудь дорогостоящий товар, к вам обязательно придут и сделают все, чтобы вы купили именно у них его в кредит», – отметил Олег Пендзин.

Торгпреды скорее помогут крупному бизнесу

Открытие специального института, лоббирующего украинского производителя на внешних рынках, неоднократно поддерживали и в бизнес-среде. На Киевском экономическом форуме об этом, в частности, сказал и советник главы правление Мироновского хлебопродукта по внешнеэкономическим вопросам Дмитрий Лось. Он также отметил, что торговые атташе поддержали бы малый бизнес, которому не к кому обратиться за помощью заграницей, в отличии от крупных компаний, которые могут воспользоваться частными консультативными услугами.

В свою очередь, с этим мнением не согласен Олег Пендзин, аргументирующий свою позицию условиями работы подобных дипломатических структур.

«К ним попадает огромное количество обращений, и когда Вы обратитесь со своим частным вопросом касательно сделки на некрупную сумму, у них просто не хватит времени его рассмотреть. Играет роль и сложность в обращении к украинским консульствам. В случае же с крупным бизнесом, когда в этом заинтересованы деловые круги страны-импортера, помощь посольства может оказаться полезной», – поясняет Олег Пендзин.

 

Дмитрий Кругликов

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢