Аналитический обзор: Рынок нефти и нефтепродуктов

Точка зору

В первой декаде сентября европейский рынок расставил новые ориентиры для Украины. С начала месяца нефть и нефтепродукты успели как набрать в весе, так и подешеветь до значений конца июля. Так, 10 сентября на Лондонской бирже стоимость североморского сорта Brent составила $68,8 за баррель, а российский Urals продавался по $68,6 за баррель.

Прошедшее в австрийской столице заседание Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) закончилось вполне предсказуемо: квоты на добычу были сохранены на отметке 24,85 млн. баррелей в сутки. Последний раз картель снижал квоты в декабре 2008 года, когда официальный уровень нефтедобычи был сокращен на рекордные 4,2 млн. баррелей в сутки. С того времени цены на нефть выросли практически вдвое и закрепились на уровне около $70 за баррель.

По всей видимости, нынешняя стоимость сырья приемлема для большинства участников рынка. К примеру, министр нефти Анголы (председатель ОПЕК) Жозе Мариа Ботелью ди Вашконселуш заявил, что стоимость нефти в районе $70-75 за баррель устраивает как производителей, так и потребителей.

Между тем 10 сентября премиальный бензин в Средиземном море стоил $650 за тонну, а цена российского дизтоплива составляла $561 за тонну. Будущий вектор цен однозначно определить довольно сложно. Однако нельзя не отметить, что за последние 30 дней стоимость бензина держится ниже $700 за тонну.

Политика выжидания

Украинским трейдерам, похоже, еще как минимум неделю будет сниться ужасно дорогой доллар, который наконец-то перестал дорожать и даже немного ослаб. Как бы то ни было, украинский рынок занял выжидательную позицию: цены на нефтепродукты за неделю практически не претерпели изменений. Даже реакция трейдеров на 4%-ное укрепление гривни, случившееся в конце первой декады, была если не запоздалой, то как минимум нерешительной. Снизить цены на топливо решились единицы оптовиков. Отечественные производители маржей рисковать не стали и сохранили стоимость производимых нефтепродуктов, которая, напомним, не менялась с конца августа.

Уцелевшим после недавних осложнений на рынке импортерам предстоит адаптироваться к новым условиям: в ближайшей перспективе последует корректировка географии импорта нефтепродуктов. В частности, с сентября помельчают объемы казахстанского топлива на внутреннем рынке Украины. Причиной этого стало решение правительства Казахстана о запрете экспорта бензинов и ДТ в связи с дефицитом топлива в азиатской республике.

По инерции

Реакция на просевший доллар нашла отражение в розничном звене обеспечения нефтепродуктами. Так, в начале второй декады сентября ряд национальных операторов (бренды ОККО, «Лукойл», Shell, WOG, «Золотой Гепард») снизили цены на топливо на 10 копеек за литр. В итоге средняя стоимость по Украине самой популярной марки бензина А-95, согласно мониторингу UPECO, на 11 сентября составила 7,70 грн. за литр.

При этом в Сумской, Черниговской, Днепропетровской, Житомирской, Кировоградской и Черновицкой областях средняя цена «девяносто пятого» не превышала 7,60 грн. за литр. Лидирующими регионами по максимальным ценам остаются неизменные Крым, Киевская, Донецкая, Ивано-Франковская и Тернопольская области, где цены на бензин А-95 были зафиксированы на отметке выше 7,75 грн. за литр.

Дальнейшего снижения цен от крупных операторов стоит ожидать в случае укрепления национальной валюты. При возврате стоимости американской валюты к значению в 8,0 грн. за $1 расчетная цена литра бензина А-95 не должна превысить 7,30 грн. за литр.

Александр Сиренко

Новини

2 Лютого 2024

Tata Steel хоче додатково інвестувати у меткомбінат в Порт-Толботі

Мораторій на відключення боржників від електрики скасували для справедливості

У нинішніх умовах фінансове навантаження від CBAM буде надмірним для економіки, — ЄBA

Експортні вантажоперевезення залізницею в січні перевищили внутрішні

Україна використовуватиме будівельні відходи від руйнувань для відбудови 

1 Лютого 2024

Минулого року обсяг виробництва на кар’єрах УЗ зріс на 35%

У промисловості покращились очікування ділової активності

Україна розраховує отримати перший транш нової програми допомоги ЄС у березні

У листопаді минулого року промислове виробництво Японії знизилося на 0,9%

Уряд Австралії виділив кошти на декарбонізацію Liberty Steel 

POSCO відкрила центр розробки технології водневого відновлення заліза

Бізнес погіршив оцінки результатів своєї діяльності

ЄС затвердив 50 млрд євро допомоги Україні

Британські профспілки закликають уряд виділити більше коштів на декарбонізацію заводу Tata Steel

Національна система торгівлі викидами в пілотному режимі запрацює у 2025 році

У 2023 році Туреччина скоротила імпорт металобрухту на 10%

ВСІ НОВИНИ ⇢