Потерялись миллиарды. Почему в новом проекте бюджета нет ни денег от налоговых реформ, ни рывка экономики

Точка зору

Стало известно на какие деньги украинцы будут жить в следующем году. Кабмин Гончарука, пообещавший стране рекордный рост ВВП (на 40% за пять лет) и кардинальные реформы, в том числе, налоговую и земельную, представил свою первый бюджет.

Проект презентовали на выходных. Тогда же законопроект под номером 2000 был зарегистрирован в Верховной Раде. Правда, сам текст, пояснительная записка и многочисленные дополнения появились уже в понедельник, 16 сентября.

Впрочем, назвать проект бюджета-2020 совсем уж новым, и тем более приписать его правительству Гончарука язык не поворачивается.

"Проект  практически полностью "списан" с майской бюджетной декларации, которую готовил еще Кабмин Гройсмана. По всем ключевым показателям – просто один в один", – отмечает экономист Виктор Скаршевский.

Еще один нюанс: в документе почему-то не нашли отражения последние налоговые инициативы новой власти. А их немало. Парламент буквально пачками принимает законопроекты по налогам (о РРО для мелких предпринимателей, о резком повышении ренты для горно-металлургического комплекса, о легализации добычи янтаря и игорного бизнеса и др.), причем большинство норм должно вступить в силу либо уже с 1 января, либо с 1 июля 2020 года.

Но в доходной части бюджета этих увеличенных платежей пока не видно.

"К примеру, в этом году от добычи янтаря заложены поступления на уровне 1 млрд гривен, а на следующий год, уже после легализации, 1,1 млрд. То есть, эффект от легализации этого промысла – всего 100 млн гривен в год?", – недоумевает Скаршевский.

Не учтены в проекте и дополнительные поступления от рынка земли, который тоже обещают открыть уже в следующем году, или, к примеру реформы на таможне. А ведь успешная "Контрабанда -стоп" – это плюс 80-90 млрд гривен поступлений в год.

В итоге доходная часть проекта бюджета- 2020 не намного превышает показатели этого года: планируется получить около 1,08 трлн гривен против порядка 1,03 трлн в 2019 году. Нет доходов – нет и расходов.

"Этот бюджет явно не социальный", – пояснил заместитель председателя Федерации профсоюзов Александр Шубин. По некоторым статьям не только не обещают прибавки, но и даже урезают расходы, к примеру, меньше денег выделят на субсидии.

Конечно, можно предположить, что проект подавали в спешке (нужно было уложиться до 15 сентября), потому и воспользовались наработками "попередникив". А корректировки внесут уже при подготовке ко второму чтению. Но тогда законопроект придется почти полностью переписывать. Как и когда это будут делать, и, главное, не случится ли так, что проект примут по быстрому и без особых согласований, – вопрос.

"Страна" разбиралась как в этом году верстается бюджет, и можно ли будет по нему жить.

Пол-бюджета на долги

Общие бюджетные показатели, собственно, были известны еще до презентации Кабмина. В майской бюджетной резолюции фигурируют те же цифры, что и в проекте бюджета -2020. Так, общие доходы запланированы на уровне около 1,08 трлн гривен.  Это больше чем в 2019 году, но не кардинально (сейчас – порядка 1,03 трлн). Расходная часть тоже вырастет примерно в этих пропорциях – с  1,11 трлн в этом году до 1,17 в следующем.

ВВП должен вырасти на 4,1%. Это больше, чем в 2019 году (ожидается плюс 3,8%), но явно мало, чтобы, согласно заявлениям премьер-министра Алексей Гончарука, вырасти на 40% за 5 лет.

Цены производителей вырастут примерно на 6,1%, а средняя зарплата – на 1,7 тысяч гривен (до 15224 гривен). Минималку повысят на 550 гривен (до 4,7 тысяч).

При этом в деньгах вырастет и бюджетный дефицит – с 90 млрд до 95,1 млрд гривен. Впрочем, в относительных показателях правительство обещает сокращение дефицита – с 2,28% до 2,09% ВВП.

Также должна уменьшится долговая нагрузка на бюджет. В этом году общий долг составил 62% от ВВП, в следующем будет 54,1%. По планам Минфина, в следующем году Украина заплатит по долгам 438,1 млрд гривен (а это почти 15 млрд долларов), что почти на 21 млрд гривен превышает показатели 2019 года. И больше 145 млрд гривен из этой суммы уйдет на обслуживание долга.

Самые большие выплаты – по ОВГЗ, "пирамиду" из которых Минфин строит в течение последнего года. В общей структуре долга выплаты по гривневым ОВГЗ займут больше 38%, в валюте – 19,5%.

Как отметили в Кабмине, цель долговой политики – постепенно уменьшить соотношение долга к ВВП. К концу 2020 года планируется снизить этот показатель к 46,7%. А "одним из способов достижения этой амбициозной цели является постепенное уменьшение дефицита госбюджета (до 2,09% в 2020 году), – заявляют в правительстве. То есть, формально основные требования международных кредиторов, и, прежде всего МВФ, миссия которого сейчас находится в Киеве, будут соблюдены. Собственно, на такие же цели ориентировался и Кабмин Гройсмана.

Интересно, что курс доллара в проекте бюджета заложили на уровне 28,2 гривны, а на конец 2020 года – 29,4 гривны за доллар. Это заметно выше, чем сейчас. Если реальный курс окажется ниже заявленного, бюджет снова будет хронически не выполняться, как это происходит в нынешнем году. По итогам 8 месяцев реальные поступления ниже запланированных на 31 млрд гривен (минус 4,5%), а расходная часть недофинансирована на рекордные 60 млрд гривен.

Без налоговой революции и рынка земли

В пояснительной записке к проекту №2000 прямо говорится, что документ сверстан на базе старых расчетов.

"Прогнозы доходов госбюджета учитывают макропоказатели экономического и социального развития по сценарию 1, утвержденные постановлением КМУ от 15 мая 2019 года", – указано в пояснительной записке. Понятно, что все расчеты основаны на действующих на тот момент нормах налогового и бюджетного законодательства

Это, в частности:

– продолжения взыскания военного сбора

– поквартальное начисление налога на доходы. Всего планируется получить порядка 114,6 млрд гривен. Это при том,  что бизнес с нетерпением ждет обещанного президентом налога на выведенный капитал и отмены налога на прибыль.

– сохранение действующих ставок рентной платы на газ, нефть и газовый конденсат

– не применение с 1 января 2020 года повышающего коэффициент 1,1 к ставке рентной платы на добычу железной руды (8%). О резком повышении ренты для ГОКов, прописанном в законопроекте №1210, который уже принят в первом чтении, в проекте бюджета нет даже намека.

– перечисление с 2020 года 100% поступлений акцизного налога с топлива и транспортных средств, ввозной пошлины на нефтепродукты и авто к специальный дорожный фонд. Опять таки: о том, как могут измениться поступления от растаможки авто (а сейчас разрабатывается новая формула) ничего не сказано.

Интересно, что в проекте предусмотрено снижение поступлений от приватизации. Вместо 17 млрд гривен, которые уже несколько лет кряду кочевали из одного бюджета в другой, хотя  ни разу не выполнялись, на следующий год заложили всего 5 млрд гривен. В пояснительной записке указано, что эта сумма будет обеспечена за счет продажи объектов большой приватизации, которые не были проданы в 2019 году и объектов малой приватизации.

Что явно противоречит планам Зеленского, который поручил правительству готовить масштабную распродажу государственных активов. Ведь по – сути 5 млрд гривен – это она удачная приватизация. К примеру, в прошлом году "Центрэнерго" выставляли на продажу за 6 млрд гривен.

В проекте бюджета не предусмотрены и масштабные налоговые новации, скажем, нулевая декларация, РРО для мелкого бизнеса, повышение акцизов на табак и алкоголь, легализация игорного бизнеса и добычи янтаря, то есть, все те проекты, которые сейчас активно обсуждаются в парламенте (а некоторые уже приняты в первом чтении).

"Только борьба с контрабандой должна дать до 90 млрд гривен дополнительных поступлений, если, правда, она будет удачной", – говорит Виктор Скаршевский.

"Без учета всех этих дополнительных нюансов верстать бюджет на следующий год – все равно, что строить дом даже не имея проекта. Все равно все придется переписывать – или сразу или по ходу, на коленках", – добавил Шубин.

"Потерялось" 7 миллионов украинцев

Соответственно планировались и расходы – на основании старой базы, доставшейся в наследство от Кабмина Гройсмана. Только если по традиционной схеме в проект всегда закладывались более низкие цифры, а потом министерства и ведомства за них "торговались", то в этот раз всем выдали по минимуму.

"Этот бюджет однозначно нельзя назвать социальным. Минимальная зарплата увеличена всего на 550 гривен (до 4,7 тысяч гривен). Это при том, что зарплатная динамика в прошлые годы у нас отставала. В итоге минималка оказалась ниже реального прожиточного минимума, который, по нашим расчетам, сейчас составляет 4,8 тысяч гривен, а в следующем году вырастет до 5,1 тысячи", – говорит Шубин.

В проекте бюджета прожиточный минимум заложен на уровне 2102 гривны. Правда, в пояснительной записке есть приписка, что Кабмин должен принять "решительные меры", чтобы повысить эту цифру до 4251 гривен – именно таким, по расчетам Минфина, является реальный прожиточный минимум в стране.

Александр Шубин обращает внимание на еще одну странность проекта.

В пояснительной записке указано, что все расчеты велись 35,5 млн населения. "Но по Госстату у нас проживает 42, 153 млн человек, то есть, на 7 млн больше. Численность населения – это база для расчета финансирования медицины, образования, социальных выплат, субсидий. Получается, что их автоматически урезали на 15%", – говорит Шубин.

Без книг и зарплат, но с президентским фондом и кино

Собственно, результаты таких расчетов уже налицо.

"С учетом бюджета на образование, ремни таки нужно затянуть. Повышения зарплаты педагогов не будет. Оптимизируемся, потому что дефицит образовательной субсидии неминуем", – написала в Facebook аналитик Ассоциации городов Украины по вопросам образования Людмила Мозговая.

Образовательная субвенция местным бюджетам должна составить 77, 5 млрд гривен против 69,6 млрд в этом году. То есть, увеличение есть, но оно не настолько большое, чтобы покрыть обещанный рост зарплат. Напомним: одним из последних решений Кабмина Гройсмана стало повышение зарплат педагогам на 20-70%.

"На повышение зарплат нужно было от 19 до 25 млрд гривен, а таких денег в проекте бюджета нет, поэтому и значительного повышения зарплат ожидать пока не стоит", – пояснил эксперт в сфере образования Андрей Черных.

Правда при этом вдвое больше – 1 млрд вместо 500 млн – дадут на модернизацию материально-технической базы ПТУ. На 200 млн гривен увеличат также финансирование "Новой украинской школы" (НУШ).

Интересно с фондом президента. Речь идет о том  самом фонде по поддержке талантливой молодежи в сфере образования и науки, который создали накануне предвыборной кампании  в ноябре прошлого года и в который экс-президент Порошенко влил миллиард гривен. Зеленский, судя по всему, от фонда имени себя тоже отказываться не намерен. В проект бюджета на следующий год в него направят 500 млн гривен.

"На сегодняшний день не реализован ни один проект по этому фонду. Так что весь прошлогодний миллиард перейдет в бюджет следующего года. Плюс добавят еще  500 млн, итого в фонде будет 1,5 млрд и ожидается также  поддержка на спортивные проекты", – отмечает Черных.

На медицину хотят выделить более 108 млрд гривен.

"В этом году медицинский бюджет составляет на бумаге 113 млрд. Но весь год по поступлениям –  дефицитный. Поэтому, очевидно, в качестве базы для расчета взяли не заявленную сумму в 113 млрд, а прогнозируемую на конец 2019 года – 98 млрд. Именно на нее "накинули" прибавку в 9,8 млрд, и вышли на минимальный уровень рекомендованный ВОЗ – 3,5% ВВП. При этом статьи расходов расписаны на 94 млрд, а 14 млрд – с неизвестным назначением. Исходя из этого можно предположить, что медицина в 2020 году получит только 80 млрд реальных денег", – подсчитал глава Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко.

Если учесть, что на следующий год запланирована реформа вторички, то есть, больницам будут платить за каждый пролеченный случай, денег может и не хватить. Как их не хватило, скажем, в этом году на запуск программы бесплатной диагностики.

"Судя по цифрам в проекте бюджета, не стоит также ожидать большого увеличения пенсий. На 2019 год бюджет ПФ верстался  с дефицитом 167 млрд грн, а в реальности, после всех пенсионных индексаций он составил 182 млрд. На следующий год закладывается "дыра" в 172 млрд, то есть, особых перерасчетов по пенсиям не предвидится", – добавил Скаршевский.

Правительство расшивает сэкономить и на субсидиях – в следующем году на них потратят порядка 48 млрд гривен, что почти на 10 млрд меньше, чем в этом году. "Формально около 10 млрд сэкономят уже  этом году – за счет сокращения количества получателей. Поэтому эту уменьшена базу решили заложить и в проект бюджета-2020. Но при этом не учитывается, что со следующего года у нас будет полностью рыночной ценообразование на газ и электроэнергию, а это значит, что платежки у украинцев могут заметно вырасти", – отметил Скаршевский.  Правда, власти уже готовят план масштабной верификации льготников, по которому отсеивать претендентов на государственные компенсации будет еще проще, чем сейчас.

На самом деле "мелочей", которые пустят под нож в новом бюджете – масса. Так, на поддержку книгоиздания предусмотрели вдвое меньшую сумму, чем в этом году – всего 100 млн гривен. При этом государственное финансирование кинопроизводства составит 1,3 млрд гривен.

Людмила Ксенз

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢