Logo
Как США подтолкнули Украину к продаже Китаю завода Мотор Сич
10.09.2019 09:34
Однако, в процесс вмешался главный стратегический партнер Украины — США, и теперь все покрыто мраком неизвестности.

Американский след

Посетивший Киев с трехдневным визитом советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон попытался разубедить Владимира Зеленского в целесообразности китайского контракта, припугнув возможными финансовыми последствиями.

В интервью «Радио Свобода», данном по приезду в Украину, Болтон признался, что не собирается встречаться с руководством «Мотор Сич», но затронет вопрос продажи акций предприятия в беседах с украинскими властями.

«Не хочу говорить о конкретных сделках, но действительно считаю, что правительство, которое действует в собственной суверенной сфере, имеет право защищать свою оборонную отрасль и желать благосостояния для украинского народа. Поэтому я думаю, что новая украинская власть президента Зеленского, очевидно, сейчас считает это своим высоким приоритетом, и он должен был бы убедиться, прежде чем операцию такого рода позволят осуществить, что от этого действительно выиграет украинский народ», — заявил советник президента США.

В интервью он также затронул тему реализации геополитического проекта Китая — «Шелковый Путь» и высказал убеждение, что КНР добивается своих целей, в том числе, с помощью коррупции.

«Речь идет о долгосрочной стратегии Китая увеличить свое влияние по всему миру, у них — свои представления о том, как должен был бы выглядеть мировой порядок», — сказал Болтон.

«Сначала соглашения Китая могут иметь очень благоприятные условия финансирования, но чуть позже они оказываются не такими благоприятными… китайцы идут на откровенно коррупционные действия во многих странах, чтобы гарантировать коммерческий успех для своих компаний, — цитирует «Радио Свобода» советника Дональда Трампа.

Ответ Поднебесной

Такие высказывания не могли остаться без реакции официального Пекина. В минувшую пятницу посол КНР в Украине Ду Вэй провел пресс-конференцию, на которой прокомментировал высказывания Болтона, в том числе относительно военно-технического сотрудничества и сделки по продаже контрольного пакета «Мотор Сич», которую он назвал «делом частных компаний».

«Болтон сильно интересовался китайско-украинским сотрудничеством в сфере военных технологий. Это важная составляющая сотрудничества между нашими странами. Отмечу, США не предоставляли крупных инвестиций в украинскую оборонную промышленность, как и не размещали на ваших предприятиях каких-либо значительных военных заказов. Наоборот, американцы еще и диктуют, что вам нужно делать, безответственно заявляя по поводу сотрудничества Украины с другими странами в сфере военных технологий. Неужели настоящие намерения США — умерщвление оборонной промышленности Украины, уничтожение конкурентов, порождение социальных протестов из-за роста безработицы среди сотрудников вашей оборонной отрасли?», — отметил посол КНР в Киеве.

Как сватали «Мотор Сич»

Между тем, о сделке, вызвавшей эмоциональную реакцию двух супердержав, было известно, как минимум, два года назад.

В мае 2017 года первый вице-премьер министр и глава Минэкономразвития Степан Кубив, побывавший на экономическом форуме в Пекине, сообщил на своей странице в Facebook, что «китайская Skyrizon и украинская «Мотор Сич» планируют построить завод в городе Чунцин (центральная часть Китая), где будут производить и обслуживать авиадвигатели по украинским технологиям. А еще компания планирует инвестировать $250 млн. в модернизацию украинских производственных и проектных мощностей «Мотор Сич».

Заявление Кубива подогрело интерес к запорожскому предприятию. Вскоре выяснилось, что еще 6 апреля 2016 года ПАО «Мотор Сич» получило от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Британские Виргинские острова) $100 млн под 0,3% годовых в рамках договора займа от 29 января 2016 года с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. Обе компании связаны между собой отношениями собственности и принадлежат владельцу телекоммуникационного холдинга Xinwei Group — миллиардеру Ван Цзину.

Далее в течение 2016 года руководитель и бенефициар «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев продал в совокупности 56% акций этого предприятия доверенным лицам владельца китайской Beijing Skyrizon.

Речь идет о 15,83% акций предприятия, принадлежавших Богуслаеву как физическому лицу. Он также владел 17,3% ПАО «Мотор Сич» через подконтрольную ему Business House Helena и 15,7% через компании ООО Гарант Инвест, ООО Гарант Альфа, ЗАО Торговый дом «Елена», СК Мотор Гарант и другие структуры.

Атака СБУ и русский след

СБУ, узнавшая о сделке слишком поздно, пыталась заблокировать ее. Открыла в июле 2017 года уголовное производство по статьям «диверсия» и «подготовка к преступлению». В апреле 2018 года в рамках этого производства на предприятии прошли обыски и изъятие документации.

Однако, предъявить что-либо реальное владельцу запорожского моторостроительного холдинга в СБУ не смогли. По версии следствия, через Китай запорожские двигатели, которыми комплектуются российские вертолеты, в том числе боевые, могли поставляться в РФ.

При этом, именно украинские власти, запретив «Мотор Сич» торговать со страной-агрессором даже продукцией двойного назначения, толкнули предприятие в объятие Китая.

Легендарные двигатели

Между тем, другого емкого рынка, как российский, для «Мотор Сич» не существует. С середины 70-х гг. прошлого века двигателями серии ТВ3-117 комплектовались гражданские и военные вертолеты Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27, Ка-28, Ка-31, Ка-32. Всего было выпущено более 2 тыс. двигателей. И все эти машины нуждаются либо в замене, либо в ремоторизации.

После распада СССР «Мотор Сич» продолжила работы над модификацией этой серии, в том числе для самолетов Ан-140.

В 2010 году вертолет Ми-8МТВ с двигателями модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В установил мировой рекорд, поднявшись на высоту 8100 метров за 13 минут. Оснащенный такими же двигателями вертолет Ми-24 поднялся на высоту 5000 м. за 9 минут.

В 2013 году вертолет собственной разработки «Мотор Сич» — Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е, установил мировой рекорд высоты для вертолетов — 9150 м.

Андрей Суховый

http://www.minprom.ua/page3/news255774.html