Госкомстат согрешил на $10 млрд.

Точка зору

Официально представители Госкомстата озвучили результаты зеркального сопоставления только данных внешней торговли товарами между Украиной и Германией. Оказалось, что разница составила 1,6 млрд. евро. Заместитель главы Госкомстата Вадим Пищейко высказал мнение, что разночтения вызваны отсутствием в Европе единых таможенных норм, поэтому товар, который завозился в Украину из Германии, мог быть произведен в Бельгии. Отсюда и несоответствия

ТЕОРЕТИЧЕСКИ такая версия имеет право на существование. Дело в том, что при осуществлении импортных операций указывается страна происхождения товара, тогда как при экспорте — только страна назначения. Но все же либерализм европейских таможенных норм тоже имеет свои границы. И если товар привезен из ЕС, в какой бы стране союза он не был произведен, в украинской статистике он должен быть как-то отображен. Но, как оказалось, не обязательно.

Если посмотреть статистику всего ЕС-27 за прошлый год, то украинский Госкомстат утверждает: товарооборот со всеми странами составляет около $47 млрд. Тогда как аналогичный показатель Евростата — более $57 млрд. Получается, что в рамках всего Евросоюза потерялось около четверти товарооборота. Что интересно, основные разногласия в данных между Украиной и ЕС наблюдаются в вопросах украинского импорта. Если по данным Евростата из Европы в Украину было вывезено товаров на $36,5 млрд., то ввезено — лишь на $28,8 млрд.

Еще интересней по странам Евросоюза в отдельности. Как уже говорилось, по дороге из Германии и обратно потерялось 1,6 млрд. евро, или $2,32 млрд., из которых на импорт в Украину приходится $2,25 млрд., или 31% всего ввезенного из Германии. А это государство — наш серьезный европейский торговый партнер. Кроме того, в десятку крупнейших украинских импортеров входит еще две страны ЕС — Польша и Италия. Так вот, по дороге из Италии в Украину затерялось товаров почти на $990 млн. (или 40% от украинских официальных данных), а по дороге из Польши — на $2 млрд. (47,2%). Впрочем, Польша далеко не рекордсмен. К примеру, наши и венгерские показатели по импорту в Украину разнятся в 1,7 раза — 2,2 млрд. против 1,28 млрд.

Разночтения всегда можно списать на ошибки методологии. Эксперты называют не менее пяти технических и методологических причин, по которым отчетность может быть искажена. Первое — это погрешности в информации в зависимости от принципов системы торговли. У нас экспорт/импорт учитывается при пересечении границы, тогда как в Европе — после прохождения таможенных процедур. Соответствующий временной лаг может составлять до месяца. Временной фактор присутствует и при внешнеторговых операциях со странами, которые не имеют общей границы. Правда, если анализировать данные за год, то влияние этого фактора на отчетность минимально — не более 2–2,5% в сторону занижения оценки импорта или завышения оценки украинского экспорта.

Второе — это определение статистической стоимости. Согласно международным стандартам стоимость импортируемых товаров определяется на условиях СИФ, тогда как экспортируемых — ФОБ или ДАФ. Расходы на транспортировку и страхование, по мнению аналитиков, могут искажать статистику на 5–7%. Кроме того, как правило, при зеркальном сопоставлении используется усредненный коэффициент трансформации цен, тогда как стоимость перевозки или страхования может существенно отличаться в зависимости от товара.

Третье — это курсовая разница. В Евросоюзе весь товарооборот оценивается в евро, тогда как украинский Госкомстат ведет расчеты в долларах. При приведении этих показателей к единому знаменателю, как правило, используется средний валютный курс за определенный период. И если учесть, что евро по отношению к доллару за прошлый год подешевел на 4,23%, то получается, что статистические данные в евро были занижены по отношению к украинскому экспорту на этот же показатель и соответственно на столько же завышен импорт. Четвертое, что нужно учитывать, — таможенные органы разных стран устанавливают различные пороги стоимости для учета ввозимых и вывозимых товаров. В Украине тоже существуют индикативные цены на ввоз-вывоз продукции, правда, в плане импорта они как раз не позволяют показать слишком низкую стоимость. Но иногда могут сыграть и в обратную сторону. И пятое — в некоторых случаях товар, зарегистрированный страной-экспортером, не доходит до страны назначения по причине его порчи или конфискации в одной из стран транзита.

Все эти факторы, конечно, играют немаловажную роль при сопоставлении статистики, но, по словам эксперта ИК «Драгон Капитал» Виталия Ваврищука, они не могут дать расхождения больше чем на 10–15%. «Конечно, при зеркальном сопоставлении данных свою роль играет и курсовая разница, и временной лаг, условия поставки товара. Это, конечно, дает определенные отклонения, но они могут быть «в пике» 15%. Все остальное — это занижение таможенной стоимости и минимизация таможенных платежей».

Если говорить по Евросоюзу в целом, то разница по импорту у нас составляет $7,7 млрд. По отношению к украинским данным это около 27%. Если списать 12% несоответствий на технические и методологические ошибки, то все равно по заниженной стоимости в Украину завозится товаров на $4,25 млрд. И это только серый импорт, ведь обычная контрабанда, как правило, не учитывается в статистике и государства-экспортера.

По состоянию на начало этого года средневзвешенная тарифная ставка по всей номенклатуре украинского импорта составляла 7%. Это значит, что только от серого импорта из Европы украинский бюджет потерял около $300 млн. Но, по мнению экспертов, по заниженной стоимости оформляются обычно товары, у которых пошлина намного выше — от 15 до 35%. (А таких в нашей структуре импорта почти треть.) Получается, мимо бюджета проходит больше миллиарда долларов. И это только за счет импорта из Евросоюза.

Что интересно, минимальные расхождения наблюдаются между статистикой Украины и США. Так, по данным Госкомстата в прошлом году мы экспортировали в США товаров почти на $2 млрд., а импортировали — на $2,8 млрд. По информации же американского департамента торговли эти показатели равны $1,86 и $2,3 млрд. соответственно, что вполне можно списать и на временные лаги, и на другие методологические ошибки. Видимо, такое незначительное расхождение статданных связано с тем, что из Штатов в Украину практически не завозятся товары массового потребления, на долю которых по экспертным подсчетам приходится больше половины серого импорта. А куриные окорочка, ранее закупаемые в США стараниями Госкомрезерва, и так шли на пределе индикативных цен — 0,46 $/кг.

Кроме того, минимальные расхождения ранее наблюдались между статистическими данными Украины и России. В 2006 году мы занизили товарооборот с РФ на $1,75 млрд. (или 7,8%), а в 2007 году — на $0,25 млрд. (или менее 1%). Правда, уже в прошлом году разница оказалась более существенной — $4,64 млрд. (или 13,2%). Но причиной этому стала существенная разница между курсами Центробанка и НБУ — гривня девальвировала почти на 70%, тогда как рубль (согласно официальной статистике) — на 20%. Эксперты видят такое согласие не только в близости методологий, но и в действующем режиме свободной торговли. Компаниям-импортерам нет необходимости прибегать к различным ухищрениям, чтобы беспошлинно завезти товар из России.

Зато сопоставление товарооборота с Китаем дает вполне закономерную картину. «Похожие зеркальные расчеты по импорту из Китая на основании данных за 2007 год показывают расхождения в полтора раза», — рассказывает «k:» Виталий Ваврищук. За прошлый год украинский Госкомстат констатировал импорт из Китая на сумму в $5,6 млрд. Можно предположить, что в таком случае мимо бюджета прошли еще $500–700 млн.

Сэкономить такие деньги бизнесу в принципе несложно. Эксперты называют два наиболее распространенных способа снизить таможенную пошлину. Первый — это использование двойных счетов-фактур, где в предъявляемой при оформлении импорта бумаге указано заниженное количество товара. Второй — это декларирование товаров под ложными товарными кодами, что тоже позволяет минимизировать ставки таможенных платежей. Но все это возможно только при соответствующем уровне коррупции.

Виктория Пода

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢