Сплит надзора: чего ждать рынку в случае принятия закона о сплите

Точка зору

Речь идет о принятии "Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций государственного регулирования рынков финансовых услуг" (№2413, или так называемый закон о "сплите").

Документом предусматривается разделение, или "сплит", функций Национальной комиссии, которая на сегодня регулирует сферу финансовых услуг.

В частности, надзор и регулирование рынка страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов и других финансовых компаний перейдет в Нацбанк Украины.

Что касается негосударственных фондов: пенсионных, финансирования строительства, операций с недвижимостью, их работу будет регулировать Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Принятие этого закона является одним из пунктов программы финансовой помощи МВФ Украине, срок которого заканчивается в ноябре 2019 года. В 2016 году Верховная Рада поддержала проект закона в первом чтении.

22 ноября 2019 года документ был вынесен на рассмотрение во втором чтении, но Рада так и не дошла до него. И несмотря на то, что закон все еще не принят, он уже сумел получить неоднозначное восприятие на рынке.

Мнение НБУ

Банковский регулятор уверен, что закон о "сплите" решит стратегически важные для рынка вопросы:

  • регулирование и надзор в небанковском финансовом секторе будет осуществляться по международным стандартам, как это происходит в банковском секторе;
  • будут развиваться украинские страховые компании и появляться иностранные;
  • за счет реформирования небанковского сектора произойдет устойчивое развитие экономики страны.

Абсолютный контроль

Есть и другая сторона медали. Получается, что с принятием закона НБУ наделяет себя неограниченными полномочиями. Ведь рынок будет регулироваться не законами, а нормативными актами.

Получается, что госрегулирование становится очень субъективным, а решения будут приниматься на усмотрение чиновников.

Это лишает операторов рынка любых гарантий относительно стабильности и предсказуемости контроля их деятельности, а также возможности эффективно решать спорные вопросы в правовом поле.

Кроме всего прочего, появление "человеческого фактора" в любых процессах (а на этом рынке это выдача лицензий, проверки и пр.), порождает коррупцию, с которой так активно борется страна в последние годы.

Слабые на выход

Сегодня на рынке небанковских финансовых услуг работает около 2200 компаний. Это огромная отрасль. Только кредитных организаций зарегистрировано около 1000. У НБУ нет отработанных механизмов регулирования такого числа учетных единиц, да еще и разного профиля.

Ведь помимо кредитных организаций, это еще и лизинговые, и страховые, и ломбарды, и так далее. Из опыта 2015-2016 годов, когда нет возможности управлять большим количеством структур, может начаться искусственное сужение рынка за счет различных механизмов.

Так могут ужесточиться требования к размеру собственного капитала и качеству собственных средств у бенефициаров. Давайте будем честными, не все из двух тысяч компаний смогут себе позволить докапитализацию.

Как следствие – многие игроки уйдут с рынка. Среди них и молодые, продвинутые финансовые компании, которые на сегодня активно применяют диджитал-инструменты в своей работе.

Такие организации повышают общий уровень финансовой инклюзии, о которой часто в последнее время говорит НБУ.

Последствия принятия закона о "сплите" для рынка

Вот только некоторые из них:

  • тормозится развитие рынка финуслуг: с точки зрения применения новейших технологий, инструментов и подходов отрасль будет оставаться на месте;
  • перекрываются возможности для развития украинского предпринимательства – отсутствие возможностей работать на благо родной страны, развивать экономику Украины;
  • сокращается конкуренция на рынке – уменьшается сумма кредита и возрастает процентная ставка, соответственно, ухудшаются условия для клиентов;
  • закрытие/ликвидация компаний приведет к безработице в финсекторе (более 75 тысяч рабочих мест);
  • сократятся денежные поступления в госказну (небанковские структуры ежегодно платят более миллиарда гривен налогов).

А что заемщик?

Современный потребитель финансовых услуг привык, что сегодня он может получить быстрый займ или страховку за несколько минут. Он не хочет, а в большинстве случаев, и не может, предоставить справку с места работы, информацию о поручителях, залоге и пр.

И на это часто есть свои объективные причины (неофициальная зарплата и так далее). В условиях конкурентного рынка клиент может выбрать для себя компанию, с наиболее выгодными условиями и лучшим сервисом.

На сегодня небанковские финансовые компании выручают людей, когда возникает такая необходимость. Жесткий надзор и вмешательство со стороны НБУ приведет к тому, что клиенты потеряют возможность получить просто и быстро деньги на срочные нужды.

Фактически останутся без помощи. Кто-то, конечно, будет заимствовать у подпольных контор, ростовщиков или родственников, но это уводит огромную часть экономики Украины в тень.

Как решить

Возможным решением проблемы может стать предложенный совместно всеми игроками (операторы и регуляторы) механизм оптимизации рынка. Как минимум, должны быть ликвидированы так называемые "ловцы быстрых денег", например, страховые компании-однодневки.

Они работают для быстрого заработка, совершенно не думая об исполнении закона, регуляторных требованиях, клиентах, сотрудниках и о собственной репутации.

Единственная цель – заработать деньги и бросить компанию. Эти "конторы" испаряются, тем самым подрывая репутацию всей отрасли.

Грамотный подход должен строиться на четкой сегментации небанковских финансовых структур и разработке подходов к их регулированию.

Ведь те инструменты надзора, которые применяются к банкам, не могут быть задействованы к микрофинансовым организациям, страховым и так далее. Это разные бизнес-модели, и в конце концов эти компании решают разные социальные задачи.

Вероятно, прежде чем включать "админресурс" и принимать столь важный не только для рынка, но и для государства закон, регуляторам нужно начать выполнять существующие законы.

Сейчас мы наблюдаем ситуацию, как со скоростным режимом в городе: все знают, что нужно ехать не больше 50 км/час, но по факту каждый едет со своей скоростью.

Необходимо наконец обеспечить "живое" госрегулирование, которое бы реально работало, а не имитировало работу. Так делается во всех цивилизованных странах, в том числе европейских, по стандартам которых стремится работать НБУ.

Сергей Симак

Новини

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

Автогаз на АЗС подешевшав ще на 40 копійок

Інвестиції в інфраструктуру Дунайських портів становили 100 млн доларів

Ключовий рудний порт Австралії знизив перевалку до 505 млн тонн

Індія збільшує імпорт сталі

Бензин та дизпаливо продовжують дешевшати на заправках

В НБУ бачать можливість для подальшого зниження облікової ставки

Металурги Польщі країни скоротили виробництво сталі на 14,9% 

Українська енергосистема надавала аварійну допомогу Польщі

Польські фермери розблокували один з пунктів пропуску на кордоні з Україною

Україна отримала від Світового банку 1,34 млрд дол допомоги

Перебої в судноплавстві в Червоному морі призвели до подорожчання деяких металів

ВСІ НОВИНИ ⇢