Рыбалка на Трампа. Зачем Коломойскому возить нефть из США

Точка зору

Если Игорь Коломойский хотел привлечь к своей персоне дополнительное внимание, то у него это получилось. Уже несколько дней СМИ обсуждают тот факт, что Украина впервые в истории закупила нефть в США. Соответствующий контракт заключила контролируемая Коломойским компания "Укртатнафта" – оператор Кременчугского НПЗ.

Она приобрела у "Бритиш Петролеум" партию легкой нефти сорта Bakken. Партия объемом 75 тыс. т была доставлена на танкере Wisdom Venture в порт Одессы 4 июля, а через два дня началась ее разгрузка. "Сегодня в 7:20 утра к причалу №2Н нефтегавани Одесского порта был поставлен танкер Wisdom Venture, доставивший из США 75 тыс. т нефти", – говорилось в официальном сообщении администрации порта.

Далее американская нефть поступит на Кременчугский НПЗ по нефтепроводу "Одесса – Кременчуг". В ближайших планах "Укртатнафты" закупить еще одну танкерную партию американской нефти с поставкой в Одессу в августе. Известно, что сделка была заключена по цене с привязкой к котировкам рынка физических поставок сырой нефти (Dated Brent) на базисе CIF (поставка в порт назначения) Одесса, но детали (включая сумму сделки) не раскрываются.

Впрочем, можно посчитать самим. По данным Энергетического агентства США, баррель нефти сорта Bakken сейчас стоит $61,16. Получается $33,6 млн за всю партию. Крупной эту поставку, конечно, не назовешь даже с учетом второго танкера, ожидаемого в августе. Однако вполне возможно, что эти два танкера – только начало и поставки станут постоянными.

Заметим также, что на обычном нефтяном рынке нефти сорта Bakken не существует. Это очень специфический сорт, добываемый только на одной группе месторождений в США, на территориях Северной Дакоты и Монтаны. Но главное – это легкая сланцевая нефть, та самая, вокруг которой ломается столько копий в последние годы.

Итак, что мы видим? Нефть на мировом рынке стала настолько дешевой, что ее теперь выгодно покупать в США и везти в Украину на переработку? Не то чтобы очень, возможного падения цены до $40 или даже $30, которым пугают своих детей кремлевские сидельцы, до сих пор не произошло.

Закупил эту нефть Коломойский, которому россияне свою нефть не продают принципиально. Однако в данном случае, как ни удивительно, "Укртатнафте" действительно выгоднее покупать нефть в США. Все последние годы легкую нефть Коломойскому для Кременчугского НПЗ продает Азербайджан, но его нефть – довольно "грязная" (с сернистыми примесями). К тому же от такой торговли не в восторге Россия, у которой свои дела с официальным Баку.

Но главное все же – цена. На данный момент стоимость нефти марки Azeri Light составляет $65,46 за баррель. То есть уже дороже, чем американская Bakken ($61,16). Закупать нефтяное сырье в Штатах получается выгоднее даже с учетом транспортировки: Азербайджан ближе, но там присутствует неудобный транзит через Грузию. А Bakken из-за океана идет прямиком из порта в порт.

Причем Кременчугскому НПЗ нужна именно легкая нефть – та, которая дает наибольший выход бензина и дизтоплива. Из соседей Украины легкую нефть добывают только в Беларуси и Румынии. Но все 1,64 млн т нефти, добываемой в Беларуси ежегодно, прямиком продаются в Германию. Белорусские НПЗ перерабатывать ее не могут – они заточены под переработку тяжелой российской нефти марки Urals. Вряд ли официальный Минск согласится ради Коломойского разорвать контракт с немцами. Румынская нефть также вся законтрактована – то есть договоры на ее поставку на европейские НПЗ заключены на годы вперед.

Если в ближайшее время не случится резких скачков цен на нефть (а таких прогнозов сейчас нет), то поставки "Укртатнафты" из США могут стать постоянными. Тем более что дело тут, возможно, не только в бизнесе. Коломойский – персонаж, которого можно назвать нерукопожатным не только в РФ, но и в США, где, по упорно циркулирующей в последние месяцы информации из разных источников, по нему работает целый отдел в ФБР. И начать закупать сырье у США – то есть платить деньги американским добытчикам – вполне адекватный шаг в качестве приглашения начать диалог. Очень уж не хочется пойти по дорожке, проторенной Дмитрием Фирташем.

Итак, означает ли происходящее, что Коломойский инвестирует в американских сланцевых нефтедобытчиков, тем самым "покупая" благосклонность Белого дома? Или он просто купил по выгодной цене то, что было нужно для Кременчугского НПЗ? Это станет понятно позже. Пока же интереснее другое – настоящее безумие, охватившее российские СМИ.

По данным Государственной фискальной службы, в 2018 г. Украина импортировала нефтепродуктов на $5,54 млрд. На Россию пришлось 37,3% всех поставок ($2,07 млрд). Но с 1 июня этого года в России начал действовать запрет на экспорт угля, нефти и нефтепродуктов в Украину. Российское правительство ввело санкции, назвав их "симметричным ответом" на отказ Киева поставлять в РФ некоторые продукты питания и промышленные товары.

Тогда российские СМИ разразились лавиной статей, смысл которых сводился к тому, что теперь-то Украина точно загнется, оставшись без российской нефти. Казус в том, что в последние годы Украина почти не закупала нефть у РФ. Теперь история повторяется: российские СМИ, даже вполне серьезные, пишут, что Украина вынуждена покупать нефть у США по той причине, что РФ больше не продает. Что по-прежнему бесконечно далеко от реальности.

Но есть еще один важный момент. Возможно, происходящее связано с сокращением поставок нефтепродуктов из Беларуси. Еще в начале года доля Белорусской нефтяной компании в украинском импорте бензина достигала 81%, в импорте дизельного топлива – 40%. Но за последние пять месяцев Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов до 4,6 млн т против 5,7 млн в 2018 г. Причина – "грязная" нефть, поступление которой из РФ в апреле остановило белорусские НПЗ.

Проблема не решена до сих пор, и когда белорусская нефтепереработка вернется к прежним показателям – неизвестно. А значит, для Украины возрастает значимость Кременчугского НПЗ и его обеспечения качественным сырьем. В данном случае – из США.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢