Последний прогноз. Какой курс гривни оставит в наследство слугам народа уходящий Кабмин

Точка зору

Среди изменений последних лет есть несомненное достижение – своевременный бюджетный процесс. В этом контексте новая бюджетная декларация, которая должна быть утверждена Кабмином и подана в парламент, является лебединой песней нынешнего состава правительства. О чем она, эта песнь?

Узкий горизонт

Сама структура украинского бюджета как в части расходов, так и в части доходов может вызывать массу замечаний. Например, в плане стимулов для развития экономики: кому-то кажется, что бюджет слишком социальный, учитывая удельный вес чисто социальных статей расходов, кому-то – что он антисоциальный в контексте абсолютного низкого значения соцстандартов, таких как прожиточный минимум. То же самое можно сказать и в отношении доходной части: увеличение прямых налогов и недостаточный удельный вес рентных платежей за использование природных недр или экспортных пошлин. Превышение показателей сбора подоходного налога с физических лиц над поступлениями от корпоративного налога на прибыль предприятий. Хотя в последнем случае стоит отметить, что бюджет разрабатывается на той налоговой базе, которая в данный момент принята. У Кабмина есть право законодательной инициативы, но в части реализации широкого фискального маневра нужна консолидация всех ветвей власти, так как такие решения влияют на тренд развития страны минимум в горизонте 5-10 лет.

Но факт остается фактом – свою часть домашнего задания Минфин выполнял вовремя, как в части подачи и разработки бюджетных документов в парламент, так и по их сопровождению. Дальнейшее голосование в Верховной Раде за принятие госбюджета чуть не в новогоднюю ночь – целиком и полностью на совести народных избранников, которые всегда пытаются по шумок нафаршировать расходную часть своими хотелками в виде выплат на округа или "пожарные машины".

Еще одно новшество – переход на трехлетние бюджетные декларации, которые, по идее, должны были предоставлять инвесторам базовые структурные маяки развития страны. Одна из проблем, почему в Украину идут краткосрочные спекулятивные инвестиции в государственные долговые инструменты, а не долгосрочные прямые в реальный сектор, – крайне ограниченный горизонт планирования, который в развивающихся странах составляет до трех лет, в развитых – более пяти, а у нас – примерно до года, в некоторые периоды даже до шести месяцев.

Это формирует завышенные девальвационные и инфляционные ожидания и удерживает планку риска на крайне высоком уровне. Если инвестор не знает, какой примерно будет обменный курс или показатель инфляции через три года, не говоря уже о темпах экономического развития, вряд ли он будет реализовывать в такой стране, похожей на ящик Пандоры, долгосрочные инвестиционные проекты. Здесь стоит отметить, что развитие производств с высоким уровнем добавленной стоимости предполагает как минимум пятилетний цикл окупаемости. Так что понятно, почему в Украине реализуются лишь простые сырьевые циклы, срок жизни инвестиций которых составляет максимум год. Либо логистические проекты, обслуживающие те самые сырьевые потоки с инвестиционным циклом до трех лет.

Но если мы хотим развивать машиностроение, электронику, легкую промышленность и прочие капиталоемкие отрасли, нам придется сформировать для инвесторов именно долгосрочные маяки. И главные среди них – те, что непосредственно влияют на факторы производства, то есть цена материальных ресурсов, рабочей силы и уровень фискальной нагрузки. А это все можно легко рассчитать, если в базовом уравнении четко определены следующие неизвестные: обменный курс национальной валюты, инфляция, прожиточный минимум и минимальная зарплата, темпы роста ВВП, доходная часть бюджета.

Не менее важно и сформировать доверие инвесторов к официальным прогнозам: это как английский газон, который нужно всего лишь стричь и поливать – и так сто лет. В контексте трехлетних деклараций важно как минимум несколько раз попасть с плановыми показателями "в яблочко". В противном случае доверие к трехлетним прогнозам будет на уровне экономического фэнтези.

Съежившаяся модель

Ориентировочные показатели бюджетной декларации на 2020-2022 гг. позволят нам провести сравнительный анализ ее соответствия предыдущим прогнозам правительства. Более того, данный документ чрезвычайно важен с точки зрения подписываемого ныне политическими элитами страны акта приемки-передачи государства. Есть достаточно четкие параметры, которые можно зафиксировать на дату смены политических элит: соцстандарты, среднемесячный остаток на едином казначейском счету, объем золото-валютных резервов НБУ, динамика роста экономики. Все это необходимо зафиксировать по состоянию на июль 2019 г., то есть на условную дату завершения прежнего политического цикла. Следующий, третий, квартал в этой классификации станет переходным. А уже с четвертого – вся полнота ответственности перейдет на действующую власть, причем даже в случае коалиционного блэкаута и проблем с формированием нового состава правительства (ведь досрочные выборы парламента были инициативой действующего главы государства).

То есть уже через полгода мы сможем сравнить экономическую динамику новой политической модели управления страной с аналогичными показателями прошлых периодов. Кроме того, новое правительство вполне сможет инициировать составление альтернативных экономических прогнозов, рассчитанных на изменившуюся фискальную базу и с учетом корректив в проводимой экономической политике. Сравнивать следует подобное с подобным: темпы роста ВВП "новые" и "старые", уровень соцстандартов и размер внутренних госрезервов. Но с поправкой на экзогенные факторы внешней среды.

Изменившиеся маяки

Если Верховная Рада утвердит разработанную правительством бюджетную декларацию, то нас ждут существенные корректировки структурных маяков, определенных прошлогодней бюджетной декларацией на 2019-2021 гг.

Источники: бюджетные декларации Кабмина

Источники: бюджетные декларации Кабмина

В декларации-2018 темпы роста ВВП на 2019-2020 гг. были определены на уровне 3,6 и 4% соответственно. В нынешнем проекте указанные индикаторы существенно снижены: в 2020-м ожидается рост на уровне 3,3%, а в нынешнем – в соответствии с текущими корректировками – и вовсе 2,8%. Относительное отклонение прошлогодних прогнозов составило примерно 20% от первоначального уровня, что достаточно много для категории достоверных оценок.

Базовый экономический сценарий существенно изменился. Предыдущая модель предполагала выход из диапазона умеренного роста в пределах 2-3% (характерен больше для динамики развитых стран) в новую фазу, начинающуюся от базовой точки 4%+ (характерно для успешных развивающихся стран, эффективно преодолевающих фактор бедности и минимизирующих риск трудовой эмиграции).

Нынешние оценки более скромны. Естественно, что при таком существенном экономическом замедлении достаточно сложно бороться с бедностью внутри страны, не говоря уже о том, что низкие темпы роста – это объективные ограничения в части увеличения соцстандартов и зарплат, то есть системные причины трудовой миграции и социальной фрустрации общества минимизированы не будут.

Хотя у таких темпов роста могут быть и свои конспирологические причины: в соответствии с условиями реструктуризации, которые были достигнуты Украиной и внешними кредиторами в 2015 г., наша страна должна выплачивать кредиторам по варрантам восстановления стоимости (VRI) существенные бонусы "за рост", но при достижении определенных параметров, в частности, при росте ВВП на уровне 3-4% сумма выплат составляет 15% от размера прироста экономики и 40% в случае достижения динамики валового продукта 4%+. Период таких выплат: с 2019 по 2038 гг., но с задержкой в два года, то есть график платежей соответствует диапазону 2020-2040 гг. На период с 2020 по 2025 гг. сумма выплат не может превышать 1% ВВП. В таком случае при достижении в 2020 г. темпов роста валового продукта на уровне 4% и выше Украине пришлось бы заплатить дополнительно к погашению тела задолженности и процентов по нему еще примерно $1,4 млрд бонусов за суверенное право динамично развиваться.

Нынешняя модель роста экономики и управления госдолгом предполагает весьма комфортный для Минфина режим: высокий дефлятор ВВП на уровне 10% и более на фоне долгосрочной курсовой стабильности национальной валюты. В таком случае номинальное значение ВВП в ближайшее время превысит 4 трлн грн, или эквивалент $140 млрд.

Очевидно, что при наращивании номинального значения и курсовой стабильности отношение долга, номинированного в иностранной валюте, к размеру валового продукта будет уменьшаться даже без снижения самого размера долга как такового. Насколько жизнеспособна такая модель, функционирующая с жестким диспаритетом между темпами инфляции и уровнем девальвации гривни, покажет время.

Источники: бюджетные декларации Кабмина

Ну а пока в бюджетной декларации существенно улучшен прогноз среднегодового курса гривни на 2020 г.: 28,2 грн/$, против 31,4 грн/$. Курс на конец года определен на уровне 29,4 грн/$.

По сути, данный прогноз свидетельствует, что на ближайшие два года лучшим сценарием для Украины будет медленный рост, в котором основным драйвером развития страны останется сектор розничной торговли, а относительная стабильность гривни будет куплена с помощью частных переводов из-за рубежа и рефинансирования текущих долговых выплат с помощью новых кредитов, предоставленных в том числе такими международными донорами, как МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и ЕС. Внутреннюю структуру экономики будет определять сырьевая парадигма, а фискальную базу – налогообложение конечного потребителя, в основном за счет роста поступлений от импортного налога на добавленную стоимость.

Источники: бюджетные декларации Кабмина

Эта же модель предполагает и консервацию нынешнего социального уровня: в отличие от существенных корректировок динамики ВВП и обменного курса показатели прожиточного минимума в двух бюджетных декларациях этого года и прошлого отличаются на считанные гривни – 2027 грн в месяц в соответствии с новым базовым прогнозом. В 2020-м данный индикатор вырастет на 8% – до 2189 грн. То же самое можно сказать и про уровень минимальной зарплаты: рост на 13,2% – до 4720 грн в месяц, что составит по прогнозному курсу на конец 2020 г. эквивалент $160, то есть сохранится практически нынешнее значение.

Возможность НБУ проводить квазифискальное замещение за счет перечисления в доходы государственного бюджета своей прибыли также сократится: 47,6 млрд грн в 2020 г, или на 6,9 млрд грн меньше.

Подобное бюджетирование вполне оправдано с точки зрения уходящего правительства: если у будущих чиновников появится желание играть в популизм или на повестке дня возникнут олигархические "модели роста" в виде государственного протекционизма в пользу отдельных ФПГ, всегда можно будет сравнить новации с тем, что было ранее. Но, скорее всего, именно параметры нынешней бюджетной резолюции будут использованы новым Кабмином на новых переговорах с МВФ о новом формате сотрудничества.

Алексей КУЩ

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢