Экономические риски для Украины в 2019 году

Точка зору

Лето обещает быть бурным в политическом плане, вряд ли спокойнее на политическом фронте будет и осенью. А какие риски для экономики Украины во второй половине 2019 года? О некоторых важных аспектах – в сегодняшней колонке.

Начну с вопроса госдолга. 2019 год – период наибольших выплат по внешнему госдолгу. На начало года объем выплат по обслуживанию и погашению внешнего госдолга оценивался в 6,3 млрд долларов. На недавней встрече президента Украины с представителями МВФ (основного кредитора нашей страны) обсуждали, как один из вариантов, начало новой программы сотрудничества с Фондом.

Журналисты спрашивают – как к этому относиться? Нет однозначного ответа. В продолжение сотрудничества с МВФ – положительно, но действующая программа stand-by предусматривает выделение двух траншей – 1,3 млрд долларов в мае (время переносится) и 1,2 млрд долларов в ноябре (в случае, если бы наша страна выполняла условия Меморандума о сотрудничестве с Фондом, в частности, для получения первого из двух траншей было выполнено только одно условие из четырех – монетизация субсидий).

Добавим к этому 0,5 млрд евро макрофинансовой помощи от ЕС и 1 млрд долларов кредитов Всемирного банка (в виде двух траншей по 0,5 млрд), которые Украина получила бы после предоставления соответствующих траншей кредита МВФ. Суммарно – 4,1 млрд долларов. В варианте с новой программой сроки получения кредитов предсказать сложно.

Работа над новой программой может занять в лучшем случае пару месяцев. Учтем и то, что представители Фонда для ее обсуждения приедут не раньше формирования нового правительства по итогам парламентских выборов. Получается, раньше сентября представителей МВФ ждать не придется, поэтому подписание документов стоит ожидать не раньше конца сентября – начала октября. Да и выделение кредитов происходит отнюдь не сразу после подписания программы.

За три летних месяца Украине нужно будет выплатить внешние долги на сумму 1,8 млрд долларов, в сентябре – 1,7 млрд. Плюс к этому – ожидаемый в июле-августе выход нерезидентов с гривневых ОВГЗ, которые они покупали в январе-апреле, примерно на эквивалент 1 млрд долларов, с последующей конвертацией полученных денег в валюту.

Справимся? Справимся. Но за счет заимствований правительства, в отдельных случаях – международных резервов НБУ, которые уже по итогам мая снизятся из-за выплаты по госдолгу 1,7 млрд долларов. Поэтому, если сохраняется возможность продолжения сотрудничества с МВФ в рамках действующей программы, целесообразно этим воспользоваться.

Нужно также учитывать, что согласно закону Украины "О Национальном банке Украины" золотовалютный резерв используется исключительно для обеспечения внутренней и внешней стабильности денежной единицы Украины. Не допускается использование золотовалютного резерва для предоставления кредитов и гарантий и других обязательств резидентам и нерезидентам Украины.

Поэтому правительству следует иметь в виду эти позиции. Думаю, что независимость НБУ позволяет проводить достаточно взвешенную, не зависимую ни от кого политику использования золотовалютных резервов. Как говорят – не одним днем живем.

Итак, плавно переходим к рискам на валютном рынке. Возможное заметное уменьшение международных резервов само по себе способно дать психологический сигнал участникам валютного рынка. Нельзя забывать и то, что до начала отопительного сезона, то есть до октября Украине необходимо закачать в подземные газохранилища 15-16 млрд куб. м природного газа за летний сезон (май-сентябрь).

При нынешних рыночных ценах для этого понадобится около 2,5 млрд долларов, которые придется найти в ближайшие четыре месяца (в целом нужны 3 млрд долларов, но у "Нафтогаза" есть кредитная линия на 0,5 млрд).

Какой может быть динамика ВВП? У меня, скорее, сдержанный прогноз, чем оптимистичный, готов разделить позицию аналитиков "Нацбанка", которые считают, что в этом году не исключено замедление темпов экономического роста (2,5-2,7%).

Украина – страна с малой открытой экономикой, ориентированной на экспорт агропродукции, сырья и полуфабрикатов с низкой добавленной стоимостью. То есть серьезно зависит от мировых цен на сырье и ситуации в экономиках стран, наших основных торговых партнеров.

Согласно прогнозам продовольственной организации ООН, в 2019 году мировое производство зерна может увеличиться на 2,7% после сокращения, наблюдавшегося в 2018 году. Следовательно, серьезных предпосылок для роста цены зерновых – основной статьи украинского агроэкспорта – нет.

С другой стороны, если вдаваться в нюансы, появится повод для осторожного оптимизма – согласно прогнозам, мировое потребление зерновых в сезоне 2019-2020 годов вырастет на 1,5%, но увеличение в наибольшей степени коснется фуражного зерна, уровень потребления которого повысится на 1,7% по сравнению с сезоном 2018-2019 годов.

А Украина – крупный игрок мирового рынка как раз фуражного зерна. Аграрии дают прогнозы об очередном рекордном урожае в 2019-2020 маркетинговом году – 63-65 млн тонн, из которых 43-46 млн тонн будет экспортировано.

Вероятно, благодаря большому объему продаж на внешних рынках, экспортная выручка украинских сельхозпроизводителей и агротрейдеров может вырасти. Это, вместе с перечислениями от трудовых мигрантов, поспособствует балансировке ситуации на валютном рынке.

Вторая по значимости часть украинского экспорта – продукция черной металлургии. Прогнозы по готовой продукции и по железной руде отличаются: если мировые цены на сталь в 2019 году вряд ли снизятся (правда, и прогнозов на их повышение нет) и будут колебаться в пределах 440-450 долларов за тонну, то стоимость железной руды может упасть и довольно сильно – с нынешних 80 долларов за тонну до 65, что не обещает хорошего как в плане ВВП, так и по торговому балансу, а также валютному рынку.

Не дают повода для оптимизма и прогнозы развития экономик стран, являющихся основными торговыми партнерами Украины. У большинства из них ожидается снижение темпов роста в 2019 году по сравнению с 2018 годом: в Турции – на 1 процентный пункт, в зоне евро – на 0,7 процентных пункта, в Польше и Чехии – на 0,5 процентных пункта, в Белоруссии = на 0,7 процентных пункта, в России – на 0,2 процентных пункта.

Есть еще один серьезный риск для экономики, находящийся на пересечении внешнеполитических и энергетических вопросов. Дело в том, что 31 декабря заканчивается срок действия контракта о транзите российского газа через территорию Украины. Россия подходит к этому вопросу не согласно ее планам – очевидно, что "Северный поток – 2" до того момента не будет построен, а из трех запланированных веток "Турецкого потока" для экспорта в Европу в лучшем случае может быть задействована одна.

Поэтому транзит газа по территории Украины придется осуществлять не в объеме 15 млрд куб. м, как предполагали руководители "Газпрома", а в объеме 70-80 млрд куб. м. Очевидно, что выстраивание переговорных позиций относительно объема транзита и ставки за транзит будет вестись российской стороной в привычном агрессивном стиле.

Кроме возможного военного обострения, нам стоит готовиться к возможным новым эмбарго и ограничениям в торговле. С учетом того, что РФ по-прежнему является крупнейшим экономическим партнером Украины (если рассматривать страны ЕС отдельно), это серьезный потенциальный риск. Думаю, утвержденному в последний день весны составу СНБО нужно рассмотреть возможные варианты противодействий возможным торговым ограничениям со стороны РФ.

Как видим, острая чувствительность платежного баланса к конъюнктуре международных сырьевых рынков и состоянию экономик основных торговых партнеров обусловливает для Украины как риски торможения динамики ВВП, так и валютные риски. К сожалению, у нас пока сохраняется экспортно-сырьевая модель экономики, которая сама по себе является автоматическим ограничителем для экономической динамики – концентрация на экспорте сырья, полуфабрикатов и продукции с низкой добавленной стоимостью ведет к сокращению отдачи от масштабов производства.

Критическая зависимость украинской экономики от конъюнктуры мировых сырьевых рынков приводит к периодическим кризисам платежного баланса, что чревато угрозами для валютного рынка. Больно смотреть на украинскую структуру экспорта. Даже на фоне наших соседей – бывших соцстран. В Польше в структуре экспорта преобладают машины и оборудование, текстиль и стройматериалы, в Чехии – продукция автомобилестроения и машиностроения, в Словакии – автомобили, запчасти к ним и бытовая техника. А у нас – пшеница и кукуруза, чугунные чушки и стальные слябы…

Что делать? В мире не было стран, которые экономически процветали в течение длительного времени, но при этом не имели развитого промышленного сектора. Государства, добившиеся успеха, часто не гнушались протекционистской политикой и переходили к открытой международной конкуренции лишь после того, как национальные производители были технически, технологически и финансово подготовлены к успешному противоборству с конкурентами.

При этом повышался уровень жизни населения и качество окружающей среды. Итак, выбор правильной экономической политики должен быть главным приоритетом для нашего государства. Именно поэтому к началу осени должна появиться новая Стратегия развития Украины до 2030 года.

И это должна быть Стратегия сбалансированного развития, которая учитывает возможности как ускорения экономического роста, так и роста благосостояния народа и возможности воспроизводства качества окружающей среды. Первые шаги этой Стратегии должны быть озвучены в послании президента Украины к новоизбранной Верховной Раде Украины, которое должно быть дорожным полотном этой политики.

Инициативу в этом плане должны взять на себя Национальная академия наук Украины и Национальный институт стратегических исследований.

Богдан Данилишин

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢