Logo
Будем платить за себя и за того дядю: Почему трудовая миграция ведет Украину в тупик
20.05.2019 11:56

Массовая трудовая миграция из Украины за последние годы приобрела масштабы национального бедствия. Она набирает обороты в условиях провальной экономической политики властей, которые используют ее для понижения градуса социальной напряженности и уменьшения показателей безработицы. Системно решением проблемы трудовой миграции никто не занимается, но на днях группа депутатов зарегистрировала в Раде законопроект, с помощью которого надеются урегулировать ряд связанных с явлением проблем. Впрочем, даже если его примут, улучшить ситуацию глобально это не поможет, считают эксперты. По их словам, если к решению трудовой миграции и далее не подходить системно, последствия будут самыми серьезными и необратимыми.

Депутаты вспомнили о гастарбайтерах

После длительного отсутствия инициатив и попыток власти урегулировать явление трудовой миграции из Украины 6 мая группа депутатов от разных политсил зарегистрировала в Раде проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в отношении преодоления и предупреждения негативных последствий массовой трудовой миграции украинцев за рубеж". Документ, в случае принятия, предусматривает запрет для компаний, которые работают в сфере международного трудоустройства брать плату за трудоустройство за рубежом с потенциального соискателя работы. Также он предполагает упрощение условий для приема на работу в Украине иностранцев путем отмены требования к размеру их минимальной зарплаты. Как пояснил 112.ua глава Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник, речь идет о дискриминационной норме, которая обязывала отечественных работодателей платить иностранцам сумму не меньше, чем 10 минимальных зарплат (то есть около 42 тыс. грн в месяц).

Директор по персоналу компании METRO Cash and Carry Ukraine (3 тыс. сотрудников) Ирина Брижак считает, что это одна из серьезных проблем, которая не позволяет компаниям замещать уехавших сотрудников иностранцами. Дело в том, что часто они требуются на должностях, которые не предполагают высокой квалификации. Другими словами, грузчику или уборщице, не имеющим гражданства Украины, придется платить 42 тыс. грн, что, конечно же, экономически нецелесообразно.

Даже если дискриминационная норма будет устранена, надеяться на скорые изменения и приток рабочей силы из-за рубежа было бы преждевременно. "Законодательные барьеры для привлечения рабочей силы из-за рубежа, которые имеют место в Украине, безусловно, представляют огромную проблему. Однако вряд ли с помощью их устранения можно надеяться на скорое улучшение ситуации. Уровень жизни в нашей стране очень низок, что является дополнительным осложнением. Кроме того, имеет место гораздо меньшая терпимость к посторонним культурным и религиозным явлениям, нежели в странах Европы. По этой причине даже находящиеся в достаточно бедственном положении сирийские беженцы, преимущественно исповедующие ислам, стремятся ехать во Францию, Германию, но не в Украину", - сказал 112.ua исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Трудовая миграция из Украины набирает обороты в условиях провальной экономической политики нынешних украинских властей, роста коммунальных платежей и цен на продукты питания внутри страны и полного бездействия властей в отношении этого явления, говорят эксперты. "Украинские власти все эти годы практически ничего не делали для решения проблем, связанных с трудовой миграцией. Я бы не исключал и того, что (по крайней мере на начальном этапе) бездействие властей было осознанным. Миграция, как это ни парадоксально, как массовое явление была даже выгодной. Она помогла канализировать протестные настроения и снизить социальную напряженность. Если бы не было трудовой миграции, то показатели безработицы в Украине могли бы быть в полтора раза выше, чем те, которые есть сейчас", - сказал 112.ua Олег Устенко.

 

Но сейчас от оттока рабочей силы страдает бизнес, а вскоре может страдать и вся страна, ведь государство не получает от гастарбайтеров налогов, но будет вынуждено платить им пенсии и другие соцвыплаты.

Министерство иностранных дел до сих пор даже не заключило договоры со странами, в которых работает больше всего украинцев, сказал экономист Александр Охрименко: "Это договоры о трудовой миграции, которые могут урегулировать такие вопросы, как налоги, пенсии и трудовые конфликты. Но пока МИД занимается чем угодно, но не тем, чем нужно".

Нужны системные шаги, а предлагаемый законопроект, затрагивающий лишь несколько аспектов проблемы, глобально ситуацию не улучшит, отмечают эксперты. В то же время он в очередной раз обрисовал масштабы бедствия, которые приобрела за последние годы трудовая миграция из Украины.

Масштабы бедствия

По данным Мирового банка, Украина находится в группе стран-лидеров по динамике трудовой миграции, сказал 112.ua экономист Алексей Кущ. Согласно выводам ведущих украинских экспертов в сфере демографии и экономики, Украина сегодня стоит перед критической ситуацией потери рабочей силы, говорится в пояснительной записке к документу: "Эта угроза сформировалась в результате действий многих факторов, в частности разницы в экономическом развитии между Украиной и ее соседями, политической нестабильности в стране, введения новой миграционной политики во многих странах ЕС, которые упростили привлечение украинцев в процесс производств на их территории". Размер как минимальной, так и средней зарплаты в Украине значительно более низкий в сравнении со всеми странами ЕС, включая страны Восточной Европы. Компании на территории бывшей Восточной Германии платят сотрудникам в среднем 2700 евро, а в Западной Германии – 3300 евро. Размер минимальной зарплаты в Германии – 1600 евро. В Польше средняя зарплата составляет 1150 евро, а минимальная – около 550 евро. В Украине же с 1 января 2019 года минимальная зарплата составляет 4170 грн, или приблизительно 150 долл., а средняя зарплата колеблется в районе 9 тыс. грн.

По данным Министерства социальной политики, на которое ссылаются авторы законопроекта, за рубежом постоянно работают 3,2 млн украинцев, а в принципе в процесс трудовой миграции вовлечены до 9 млн человек – четверть населения страны. И если в 2013 году количество трудовых приглашений для украинцев от Польши составляло 218 тыс., то уже в 2017 году возросло до 1,7 млн. "Эти показатели наочно демонстрируют масштабы явления, которое происходит в нашей стране. Действующие работодатели и инвесторы в Украине ощущают недостаток рабочих рук различных квалификаций, даже с конкурентной зарплатой. Особенно остро кадровый голод испытывает промышленность и сфера IT, ремонтные предприятия и автосервисы. Все это снижает конкурентоспособность страны и сдерживает привлечение прямых иностранных инвестиций, которые в первую очередь могут стимулировать рост экономики и способствовать социально-политической стабильности", - говорится к пояснительной записке к законопроекту.

Минусов намного больше, чем плюсов

Нельзя не отметить, что негативных последствий у этого явления гораздо больше, чем позитивных, отмечает Устенко. Когда речь заходит о плюсах от трудовой миграции, ее сторонники традиционно называют два аспекта: валютные переводы мигрантов в Украину и 0,5% роста ВВП за счет этих поступлений. В частности об этом говорит Александр Охрименко: рост ВВП в Украине в 2018 году на уровне 3,4% - в большей мере заслуга денег гастарбайтеров, которые с учетом передачи наличной валюты инвестировали в экономику Украины около 20 млрд долл. в 2018 году.

Однако не стоит забывать о подводных камнях. Тема трансфертов у нас чрезмерно мифологизирована. Как правило, когда речь заходит о валютных переводах из-за рубежа, анализируется "голая цифра", а не их структура, говорит Алексей Кущ. Он отмечает, что по данным Мирового банка, общая сумма частных трансфертов в прошлом году составила 14 млрд долл., а НБУ дает несколько иные данные – 11 млрд долл. "Расхождение можно объяснить тем фактом, что примерно 3 млрд долл. украинцы тратят на проживание в странах, где работают. Там же платят налоги: несколько сотен миллионов долларов в год", - сказал эксперт.

"Из 11 млрд долл., которые поступают в Украину, до 3 млрд долл. приходятся на схемные транзакции, когда по фиктивным договорам выполнения услуг на те же ФОПы заводится валюта, которая затем используется в теневой экономике и в коррупционном обороте. Из оставшихся 8 млрд долл. часть идет как оплата работы украинских специалистов на аутсорсе (тот же ИТ) либо как оплата за продажу товаров "хендмейд" на международных торговых площадках. Таких специалистов от 150 до 200 тысяч, и это так называемая внутренняя миграция. Что касается переводов от трудовых мигрантов, которые пребывают за рубежом более года, то их взнос крайне невелик – менее 1 млрд долл.", - пояснил 112.ua Алексей Кущ.

Что касается маятниковой миграции, по его словам, на нее приходится только несколько миллиардов поступлений. "В то же время, находясь в Украине, 3 млн постоянных мигрантов и 5-6 млн маятниковых могли бы производить более 60 млрд долл. ВВП, если бы для этого были созданы условия. А это 50% от нынешнего уровня валового продукта. Вместо этого имеем кумулятивное влияние на уровень ВВП в размере 0,5% и выравнивание платежного баланса на несколько миллиардов в профиците, что стоит рассматривать как лишь краткосрочный позитивный эффект. Перед нами своеобразные весы, когда на одной чаше до 8 млрд долл. и 0,5% роста ВВП в условиях миграции, а на другой – 60 млрд долл. и до 50% роста ВВП при условии ее прекращения", - говорит Кущ.

Не может не вызывать беспокойства и тот факт, что ежегодно в общей структуре доходов украинских трудовых мигрантов удельный вес переводов в страну своим семьям сокращается, сказал Олег Устенко: "А это уже свидетельство того, что все больше семей воссоединяются, забирают детей и остаются жить за границей. То есть, если раньше, например, у человека за границей работала жена и отправляла переводы в Украину, то после переезда у нее отпадает необходимость переводить в страну деньги". 

Что будет, если оставить все как есть

Если в краткосрочной перспективе не будут предприняты шаги по улучшению экономической ситуации внутри страны, созданию условий, мотивирующих людей не уезжать из Украины, последствия для государства могут быть самыми серьезными и необратимыми, предупреждают эксперты. "Трудовая миграция формирует средне- и долгосрочные риски для замедления экономики, не говоря уже об усилении фискальной нагрузки на оставшихся, когда те, кто трудится в Украине, должны обеспечивать пенсии для родителей тех, кто временно выехал, и содержать социальную инфраструктуру страны (медицина, образование), а также финансировать выплату субсидий и прочие расходы бюджета", - говорит Алексей Кущ.

Рост фискальной нагрузки на граждан, которые из страны не выехали, - серьезная проблема, соглашается Олег Устенко: "В частности, остро встает вопрос финансирования Пенсионного фонда, который уже сейчас испытывает серьезные проблемы с наполнением. И это на фоне ухудшения демографической ситуации и старения населения".

 

Прямым следствием роста трудовой миграции является то, что Украина лишается потенциала для экономического развития, снижается привлекательность для вхождения инвесторов в экономику страны, которая не имеет достаточных трудовых ресурсов и соответственно не может генерировать экономический рост. По словам Олега Устенко, это напоминает голодный кризис в Ирландии в середине 19-го века: "Тогда наблюдалась очень сильная миграция из страны, которая на долгий период потеряла трудовые ресурсы, а также возможности для экономического роста".

Елена Голубева

http://www.minprom.ua/page3/news253329.html