Расход средств эконалога требует пересмотра
НовиниПлатежи по экологическому налогу в Украине растут, но они не используются на природоохранные цели. Об этом заявил финансовый директор горно-металлургического комбината "АрселорМиттал Кривой Рог" Сергей Пличко.
"Наше предприятие платит значительные средства по экологическому налогу, размер которого существенно увеличился в 2019 г. Если в прошлом году общая сумма уплаченного нами экологического налога составила более 223 млн грн., то только за I кв. 2019-го она возросла до 101,2 млн грн., из них 33 млн грн. — это платежи за выбросы СО2", — отметил он.
С.Пличко напомнил, что с января ставка налога на выбросы углекислого газа поднялась с 0,41 до 10 грн./т, или в 25 раз. Если в 2018 г. государство получило за выбросы СО2 стационарными источниками около 52 млн грн., то в этом сумма вырастет, по некоторым оценкам, до 1,2 млрд грн.
"Однако эти огромные суммы практически никак не повлияют на улучшение экологической ситуации. В том числе в тех городах, где сосредоточена крупная промышленность — Мариуполе, Запорожье, Днепре, Кривом Роге и других. В том же Кривом Роге большая часть уплаченных нашим предприятием средств по экологическому налогу теперь идет мимо городского бюджета", — сказал он.
Платежи за выбросы СО2 с этого года полностью зачисляются в доходы госбюджета Украины, местные бюджеты лишены этого важного источника дохода — они лишь частично получают отчисления от эконалога за другие виды (источники) загрязнения, пояснил финдиректор АМКР.
"Это означает, что городской бюджет Кривого Рога в 2019 г. и в последующем, если не внести изменения в налоговое законодательство, не получит от нашего предприятия налоговые средства, необходимые для улучшения экологической ситуации в городе", — отметил он.
По словам С.Пличко, из сложившейся ситуации существует один выход: экологические отчисления должны оставаться на местах и использоваться по назначению там, где непосредственно происходит загрязнение атмосферы или нанесение прочего экологического ущерба.
"Такой подход полностью соответствовал бы взятому государством курсу на децентрализацию и усиление финансовой самостоятельности местных общин. С другой стороны, это повысило бы целевое использование средств — они бы шли на экологические мероприятия, а не просто поступали бы как сейчас в общий бюджетный котел. А если бы еще предприятия-плательщики эконалога получили возможность самостоятельно использовать часть обязательных экологических отчислений на природоохранные меры, это бы позитивно повлияло на жизнь в тех городах, где расположены такие предприятия. Поскольку никто другой, кроме самого предприятия, не может знать лучше, какие именно меры следует предпринять для уменьшение негативного экологического воздействия от его деятельности", — сказал С.Пличко.
По его мнению, наиболее справедливой и прогрессивной системой экологических отчислений могла бы стать модель, при которой половина из них направлялась бы в местные бюджеты, а вторая оставалась в распоряжении предприятий-плательщиков и использовалась ими исключительно на мероприятия природоохранного характера.
Фискальные органы могут следить за соблюдением предприятиями целевого использования средств экологического налога, а в случаях выявления нарушений (нецелевых трат) — требовать от них уплаты штрафных санкций в бюджет.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram