Держи карман шире: Что ищет Зеленский в доходах граждан?

Точка зору

Недавняя инициатива Владимира Зеленского внедрить всеобщее декларирование доходов изрядно разозлила часть социума. В частности, журналиста Александра Дубинского, который отреагировал возмущенным постом в Facebook: "Перед введением всеобщего декларирования доходов гражданами я хочу сначала увидеть, как налоги с доходов " начнут платить олигархи, политики, крупные бизнесмены, чиновники, прокурорско-сбушно-ментовська мафия. Методы хочу увидеть. Процесс. Результат. Прозрачность обеспечьте, чтобы как минимум чиновники превратились в "слуг народа", и только после этого уже в наш карман лезьте".

Однако Дубинского можно успокоить: в его карман залезли давно. Принятая в 1996 году Конституция Украины, хоть и пережила политреформу, норму о декларировании доходов оставила нетронутой. 67 статья Основного закона звучит так: "Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Все граждане ежегодно подают в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном положении и доходах за истекший год в порядке, установленном законом".

В нашей стране, где, согласно Конституции, есть бесплатная медицина и образование, формально существует и всеобщее декларирование доходов. То есть ничего нового экономические советники Зеленского не придумали. Только выдали за свежую идею норму, давно прописанную в законодательстве.

Примерно то же можно сказать и в отношении налоговой амнистии, которую также обещает ЗеКоманда. Подобные попытки предпринимались уже неоднократно, но при этом сектор теневой экономики не был радикально сокращен.

То, почему в украинских условиях не сработает ни всеобщее декларирование, ни налоговая амнистия, объясняют экономист Алексей Кущ и аналитик компании "МПП Консалтинг" Павел Мельник.

Налоговые декларации как признак высокого уровня жизни

Эксперт команды Зеленского Даниил Гетманцев, который отвечает за сферу экономики, финансов и налогообложения, говорит дословно следующее: "Следующий пункт наших предложений – всеобщее декларирование доходов. Оно не будет касаться только тех, кто получает доходы от государства. Скажем, пенсионеров. Всеобщее декларирование – это та фишка, которая позволит нам подходить по-европейски к вопросу.

Не только требовать от государства, но и от себя. Подходить к финансам по-европейски, считать свои деньги. Вот вы знаете, сколько вы в этом месяце заплатили государству? Обычно людям трудно дать ответ на этот вопрос. Вы не чувствуете, сколько вам стоит государство".

Дело, однако, в том, что для того, чтобы подходить к вопросу по-европейски, как это предлагает делать Гетманцев, надо завести у себя европейскую систему налогообложения. Или хотя бы американскую. И та, и другая коренным образом отличается от того, что мы имеем сейчас в Украине. "У нас зарплату платит работодатель. А в США, например, каждый платит за себя сам.

Гражданин понимает, сколько он платит государству и имеет моральное право и контролировать эти деньги, и требовать от государства эффективной работы. Реализовать в Украине такое получится лет через 5-7, не раньше.

Ибо это радикальное изменение налогового законодательства, и потом еще долго переучивать людей – даже за год это будет сделать нереально. Плюс произойдет провал в бюджете, потому что будет очень большое количество неуплат, ошибок – забыли, "провтыкали" или просто не хотят.

Образуется большой долг плюс избиратели Зеленского почувствуют большой негатив, потому что они голосовали, чтобы все работало нажатием одной кнопки, а не за то, чтобы заполнять какие-то бумажки и еще и отдавать свои деньги", – комментирует Павел Мельник.

Он предлагает провести параллель с монетизацией субсидий: после внедрения такой новации долги за услуги ЖКХ не только не уменьшились (на что рассчитывали авторы идеи), а только выросли. С чисто психологической точки зрения этому есть вполне разумное объяснение. "В целом уровень долгов за ЖКУ на конец февраля составил рекордные 69,5 млрд гривен.

Нет сомнения, что на конец марта мы снова увидим резкий прирост долгов. Конечно, так проводить монетизацию в таких условиях было неправильно. Бедные люди будут действовать, как бедные люди, и для понимания этого не надо заканчивать Гарвард", – говорил недавно Андрей Герус – энергетический эксперт, а с недавних пор – еще один советник президента Зеленского.

На бедность населения как на основную причину того, почему всеобщее декларирование обречено на провал, указывает и Алексей Кущ. "В Украине до 30% населения, по данным Госстата, находится на минимальном уровне жизнеобеспечения, когда приходится получать субсидии и не хватает денег на лекарства и врачей. Накапливать и инвестировать могут лишь 5-10%, которые имеют более одного источника дохода", – говорит он.

При этом даже если украинец крутится на двух или трех работах одновременно, он все равно получает один вид дохода – доход от работы. Тогда как на Западе существует понятие пассивного дохода, объясняет Кущ – от покупки недвижимости, от инвестирования в ценные бумаги, от игры на фондовом рынке, от участия в системном предпринимательстве. Именно так живет средний класс, который в Украине почти отсутствует как явление.

Естественно, что западный средний класс (если только он является законопослушным), подводя итоги финансового года, указывает в налоговой декларации все виды прибыли. Учитывая при этом и зарплату с основного места работы – без вычетов налога. В Украине такую зарплату называют "грязной", а на Западе используют термин "брутто".

Алексей Кущ объясняет: на Западе "именно "грязная зарплата" до налогообложения и указывается в трудовых контрактах. Если речь идет о минимальном доходе, то наемный работник, чтобы не тратиться на налоговых консультантов по итогам года, может попросить работодателя вычитать налоги при выплате зарплаты и выплачивать уже доход "чистыми". Но украинцы такой возможности лишены.

"Формат обязательного декларирования доходов, если мы равняемся на цивилизованный мир, предусматривает, что украинцы должны получать зарплату без удержания налога на прибыль и самостоятельно его уплачивать по итогам календарного года. В таком случае бюджет потерял бы ритмичные ежемесячные отчисления, а сама сумма налога сократилась бы по предварительным оценкам вдвое", – говорит Кущ.

Население не станет платить, потому что когда придет "час Икс", то есть время подачи декларации, окажется, что вся брутто-зарплата давно потрачена, и денег на налоги не осталось. Да и государство никогда не пойдет на то, чтобы отдать свою фискальную прерогативу в руки не очень добросовестных и достаточно малоимущих граждан.

"Вот и получается двуликий Янус: с одной стороны, европейские обязательства, а с другой – азиатские права. Как показывает опыт развитых стран, обязательное декларирование эффективно работает только в паре с правом на самостоятельную уплату налога на прибыль. Попытка создать "одноруку" систему декларирования – это только обычные поиски миллиарда-второго дополнительных налогов и забросы фискальной сети для снятия с системы субсидирования еще одной порции домохозяйств. К Европе это имеет такое же отношение, как и размер самих зарплат", – резюмирует Кущ.

Налоговая амнистия: так дела не делаются

Теперь что касается второй инициативы, с которой выступила ЗеКоманда. Опять – слово Даниилу Гетманцеву, который говорит, что Зеленский "поддержал проведение налоговой амнистии в Украине, вспомнив пример Аргентины, где в 2016 году президент Маурисио Макри провел амнистию капитала и призвал вернуть деньги в страну".

"И это позволило вывести на свет божий 117 миллиардов долларов, не только в деньгах, но и в других активах. Ведь амнистировать нужно не только капитал, но и, скажем, недвижимость в Украине и за рубежом, другие ценности", – рассуждает эксперт, добавляя, что такая амнистия не коснется чиновников, которых подозревают в коррупции.

Увы, логичный вопрос относительно того, кого же тогда коснется амнистия, ведь амнистируют обычно преступников, а не честных людей, Гетманцеву никто из его собеседников не ставит.

"В нашем проекте закона записано, что если доходы получены преступным путем, получены от коррупции или торговли людьми, то на них не будет распространяться амнистия. И если некий условный коррупционер воспользуется амнистией, а затем будет доказано, что он является преступником, деньги будут конфискованы", – говорит он.

"Такая амнистия – это вообще ни о чем. Амнистия уже проводилась несколько раз. Впервые – во времена Кучмы. Потом сказали: просто платите налоги, и мы все забудем. То, что сейчас говорится – абсурдно. Как можно нажить капитал законно, но не уплатить с него налоги?" – спрашивает Павел Мельник.

И добавляет: "Для кого эта амнистия? У того, кто хотел жить честно, давно уже белый бизнес. А черный рынок как существовал, так и существует. Вопрос лишь в том, каков процент этого теневого бизнеса. Сейчас он меньше, а во времена Януковича был существенно большим.

Тогда было процентов 60, сейчас где-то 52%, но считать можно тогда, когда страна в течение значительного времени находится в более-менее стабильном состоянии. Мы не развиваемся стабильно хотя бы 10 лет подряд, чтобы вычислить теневой сектор".

Мельник прав относительно того, что идея налоговой амнистии, или – как ее еще называют – подачи "нулевых деклараций" – является старой как мир. По крайней мере, как украинский мир. Цель акция понятна: это и сокращение "тени", и наполнение бюджета.

Это и, наконец, ценная информация о доходах и расходах граждан, которые подали нулевые декларации, которую можно будет впоследствии внести в базы данных и потом проверять, соответствуют ли доходы декларанта его расходам.

Напомним, что в 2015 году в Верховной Раде был зарегистрирован "Закон о нулевой декларации", который не предусматривал обязательного декларирования. Но предполагал, что многие представители бизнеса захотят подать такую декларацию, поскольку получат шанс легализовать имущество, приобретенное "в тени", и освобождение от юридической ответственности за старые нарушения налогового законодательства.

Правда, податели декларации должны были бы заплатить "налог на декларирование доходов, имущества и имущественных прав", за счет которого планировалось пополнить бюджет. Впоследствии этот законопроект был отозван.

Но в 2016-м появился еще один. Согласно с ним, декларантами предлагалось считать не только представителей власти, но также военных и других силовиков, каждого представителя контролирующих и проверяющих служб, весь юридический корпус, нотариусов, общественных активистов и тому подобное.

Другими словами, каждый, кто имеет доступ к материальным ценностям или деньгам. Это не было бы "всеобщим декларированием" в прямом смысле слова, но декларации стали бы обязательными, пожалуй, для большинства взрослого населения страны. Через год подобный законопроект сняли с рассмотрения.

Наконец, в 2017 году вновь ожила идея "нулевого декларирования". Был внесен законопроект "О легализации имущества в связи с добровольным декларированием имущественного состояния и незадекларированных доходов физических лиц".

Как "плату за прощение" декларанту предлагалось или сразу заплатить все налоги на "отбеливание" имущества, или купить гособлигации на сумму, равную 10-12% стоимости задекларированного имущества. Этот документ до сих пор находится "на рассмотрении" комитетов.

Комментируя идею "нулевых деклараций", Алексей Кущ говорит, что у Зеленского (впрочем, как и у других власть имущих) телега стоит впереди лошади. Потому что начинать надо не с общего прощения, а с того, чтобы убрать причины появления теневой экономики. А их экономист видит три: чрезмерное фискальное давление, зарегулированность и доминирование монополий.

"Максимальную фискальную нагрузку необходимо снизить, провести дерегуляцию, антимонопольные процедуры… И производить надо не амнистию капиталов, а теневых активов. Плюс определить переходный период, чтобы бизнес мог адаптироваться к новым практикам.

Но что предлагает Зеленский? Просто провести какую-то амнистию капитала, без устранения причин – в этом случае она не приведет к должным результатам. Сейчас бизнес не стремится к детенизации, потому что ему это невыгодно. Если невыгодность сохраняется, значит, ничего не будет", – говорит Кущ.

Он же добавляет, что наиболее парадоксальным является то, что как раз бизнеса (в классическом понимании этого слова) налоговое "прощение" от Зеленского не коснется. "Кому амнистия? Чиновникам, которые ни дня не работали в бизнесе и заработали капитал коррупционными методами? А бизнесу – что? Ничего? Поддержка подпольных миллионеров еще больше ухудшит политическую ситуацию в стране, потому что те несколько миллионов, которые они заплатят в виде налогов, уже через пару месяцев они же и вернут. Тот случай, когда за красивыми фразами – недостойные цели…".

Отдельно эксперт анализирует и память о Маурисио Макри. "Отсылки к Макри – это своего рода оговорка по Фрейду. Ведь в первую очередь этот аргентинский президент обозначил такие направления реформ, как сокращение социальных статей. В качестве первого и весьма непопулярного шага была изменена индексация пенсий, в результате чего государство экономило, а пенсионеры, соответственно, недополучали до 3 млрд песо ежегодно.

Его жесткая политика дала обратный эффект: в 2016-м было зафиксировано падение ВВП на 2,3%, а инфляция выросла до 40%. Страна столкнулась с ужасным явлением – стагфляцией. Аргентина наглядно показала нам, как на практике работают те западные модели, которые или не вовремя имплементируются, или выполняют роль дымовой завесы для других, скрытых целей".

Коллега Куща Павел Мельник добавляет ко всему сказанному, что налоговая амнистия и всеобщее декларирование – еще не самые "конгениальные" идеи новой власти. "Кто-то из советников Зеленского также обещал запустить печатный станок.

И это при том, что увеличение монетарной базы любой валюты в объеме 1% от существующей массы дает 3% инфляции. Так мы можем получить инфляцию в 15-20%, и это при том, что больше 10% – это уже проблема.

Пока мы еще держимся, но как дальше? В течение полугода мы можем столкнуться с новым финансовым кризисом, с уменьшением кредитования, потому что если у людей упадут доходы, они не будут брать кредиты вообще – начнется рецессия", – отмечает он.   

Хотелось бы, конечно, чтобы новоизбранный президент Украины стал не так Макри, как Макроном (хотя его французский коллега переживает падение рейтинга и протесты "желтых жилетов", охвативших страну). Но куда заведет нас каденция Зеленского – к условной Аргентине или Франции, мы узнаем лишь со временем.

Наталья Лебедь

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢