Logo
Posco: усталость от расширения
12.04.2019 07:00
Южнокорейская корпорация Posco, пятый по величине стальной производитель в мире, в начале текущего года объявила об отказе от крупных инвестиций за рубежом, завершив десятилетие активной экспансии на внешних рынках.

Вместо этого компания, которая 7 раз признавалась наиболее эффективной в мировой металлургической отрасли по версии World Steel Dynamics, решила сосредоточиться на улучшениях существующих процессов на своих базовых комбинатах в Пхохане и Кванъяне.

Чтобы остальные не чувствовали себя полностью "забытыми", председатель правления Цой Чон У в конце марта отправился в турне по зарубежные подразделениям. Первым пунктом его визита стала Индонезия.

Ознакомившись с работой комбината PT Krakatau Posco, глава компании заверил, что Posco считает важными все свои зарубежные активы. Тем не менее ждать дальнейшего появления новых проектов от южнокорейцев не стоит.

В Индию – ни ногой

Индия опередила Японию в рейтинге крупнейших мировых производителей стали по итогам 2018 г. – тем не менее Posco отвергла идею расширить присутствие в Индии за счет строительства там своего предприятия. Причем отвергла решительно и категорично – насколько это вообще возможно для корейцев, которые вместе с японцами славятся своей невозмутимостью.

Заявление Цой Чон У об отказе от зарубежных инвестиций появилось на следующий день после сообщения информагентства Bloomberg о планах официального Дели привлечь Posco к созданию совместного предприятия с SAIL и RINL, №1 и №2 в рейтинге индийских стальных производителей. Такая быстрая реакция указывает на то, что партнерством с индусами в Posco уже "наелись".

Дело в том, что обосноваться в Индии южнокорейская корпорация пыталась с 2005 г. У нее в разработке имелись три проекта, предусматривающие строительство комбинатов в штатах Одиша, Карнатака и Джаркханд мощностью 12,6 и 3 млн т. соответственно. Но все они так и не перешли в стадию практической реализации из-за проблем с местными властями, которые выливались в затягивание согласования землеотвода, выдачи экологических разрешений и других процедур.

Поэтому похоже, что спустя 14 лет безуспешных попыток Posco окончательно отказалась от попыток получить полноценную прописку в Индии – несмотря на всю перспективность ее рынка с быстро растущей экономикой. Неудачные кейсы у южнокорейцев есть и в других странах.

В частности, в Китае, крупнейшем глобальном производителе и потребителе стальной продукции. Там предполагалось строительство цеха по выпуску х/к проката для автопрома на площадке действующего комбината, принадлежащего госкомпании Chongqing Iron&Steel.

В перспективе планировалось наращивание мощности до 3 млн т в год, но в ноябре 2017 г. Posco объявила о выходе из этого проекта, так и оставшегося на стадии переговоров. А уже через неделю Chongqing Iron&Steel признали банкротом и передали в управление комитету кредиторов. Получается, что китайская сторона рассматривала СП с южнокорейцами как способ избежать финансового краха – а те в итоге не захотели играть роль палочки-выручалочки.

В "замороженном" состоянии находится и бразильский проект, предусматривающий строительство завода по выпуску 200 тыс. т. г/к рулонов и 600 тыс. т х/к рулонов в год. Компанией-оператором здесь является Companhia Siderurgica de Suape, в которой Posco в 2010 г. купила 10% за 600 млн долл. Предполагалось, что завод приступит к работе уже в 2014 г. – но кризис внес коррективы в планы акционеров.

Сначала запуск перенесли на 2016 г., потом и вовсе отложили на неопределенный срок. Вероятно, это связано с планами одного из крупнейших бразильских стальных производителей Companhia Siderurgica Nacional расширить производство листового проката в 2019–2023 гг. Дело в том, что бразильской экономике удалось преодолеть снижение, но и выходом на траекторию устойчивого роста она пока не может похвастать. И "проглотить" дополнительные объемы сразу от CSN и CSS не в состоянии.

Нулевой приоритет

Таким образом, на американском континенте Posco сейчас присутствует только в Мексике, где у нее есть два металлопрокатных завода, позволяющих суммарно выпускать 900 тыс. т. х/к проката для местного автопрома. Первое предприятие на 400 тыс. т введено в эксплуатацию в 2009 г., второе на 500 тыс. т – в 2014 г., как ответ на бурное развитие мексиканского автопрома благодаря открытию заводов Toyota motors, General motors и др.

Помимо упомянутого комбината в Индонезии мощностью 1,8 млн т слябов и 1,2 млн т листового проката в год у Posco есть прокатный завод на юге Вьетнама Posco VST с годовой мощностью 250 тыс. т х/к рулона. Стоит особо отметить эту характерную деталь зарубежной инвестиционной стратегии Posco.

Она никогда не вкладывается в покупку действующих активов – предпочитая строительство новых предприятий "с нуля". Во-первых, это гораздо дешевле, во-вторых позволяет избежать неприятных кейсов, которые имеют другие компании.

Пожалуй, наиболее ярким примером является сделка индийской Tata steel, купившей в 2007 г. британско-голландскую Corus group, крупнейшего стального производителя Великобритании – за 11,3 млрд долл. Затем, когда грянул кризис и эти активы стали убыточными (чему способствовала и политика нового британского правительства Джеймса Кэмерона, сделавшего тарифы на электроэнергию самыми высокими в мире), индусы продали несколько заводов.

За один из них покупатель, французская инвесткомпания Greybull Capital, заплатила… 1 фунт стерлингов. Можно вспомнить и пример американской US Steel. В 2003 г. она купила сербский метзавод Sortid за 33 млн долл., чтобы в 2012 г. продать его обратно сербскому правительству за… 1 долл. Posco же ничего не покупает – только строит "с нуля". И ничего не продает.

При этом для строительства метзаводов южнокорейская корпорация имеет собственный полный цикл, начиная от разработки проектных решений и до пуско-наладочных работ. Фирменной фишкой корейцев является технология Finex (разработана совместно с немецким концерном Siemens VAI), позволяющая снизить производственные затраты и выбросы парниковых газов, а также использовать более дешевое сырье (железорудную мелочь и некоксующийся уголь).

И сейчас Posco снова решила вернуться к улучшениям на базовых предприятиях. В соответствии с презентованной в конце февраля инвестпрограммой акцент сделан на повышении их энергоэффективности. С этой целью корпорация в 2019-2021 гг. потратит 957 млн долл. на модернизацию электростанций на комбинатах в Пхохане и Кванъяне. До 2021 г. будут закрыты 6 из 21 действующего энергоблока, на строительство новых блоков пойдет 307 млн долл.

На остальных 15 энергоблоках установят каталитические системы, способные разлагать оксиды азота на безопасные составляющие. На это потратят 290 млн долл. Еще 264 млн долл. до 2020 г. пойдет на строительство 10 газоочисток, призванных резко сократить пылевые выбросы. Совет директоров ожидает, что все это поможет Posco усилить конкурентные преимущества.

Вместе с тем надо отметить, что 70% продукции у корпорации идет на внутренний рынок и лишь 30% экспортируется. Т.е. основной сбыт для нее обеспечивают южнокорейский автопром и судостроение. Но поскольку сами они являются экспортно-ориентированными, то и у Posco есть высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Игорь Воронцов

МинПром
http://www.minprom.ua/page2/news252579.html