Уже без России, еще не в небе. Где Антонов заработает 6 млрд гривень

Точка зору

Прибыль уже есть, самолетов пока нет

7 февраля Кабмин утвердил финансовый план ГП "Антонов" на 2019 г., представленный Минэкономразвития. Из документа следует, что в нынешнем году госпредприятие планирует получить около 6,1 млрд грн чистого дохода от реализации продукции, что на 21% больше по сравнению с 2018-м. Из них львиная доля – 5,9 млрд грн – будет получена на зарубежных рынках, и только 200 млн грн поступят от украинских заказчиков. В том числе 263 млн грн поступят от предоставления инжиниринговых услуг, 73 млн грн – за счет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и 32,5 млн грн – от роялти. Ну а основную долю выручки "Антонов" получит за оказание транспортных услуг – перевозку грузов. Самый большой в мире транспортный самолет Ан-225 "Мрия" будет задействован мало: по предварительным планам, в этом году он налетает только 60 часов. Но вот имеющиеся в распоряжении компании семь самолетов Ан-124 отработают по полной: за 12 месяцев их налет при выполнении коммерческих перевозок должен составить более 5,5 тыс. часов.

От всей этой суммы в 2019-м в бюджет государства поступит более 1 млрд грн. Сюда войдут налоги, сборы, а также отчисления 30% чистой прибыли ГП "Антонов" на сумму 214,5 млн грн. Предприятие также планирует в 2019 г. повысить зарплаты своим работникам до 15,7 тыс. грн (средняя), то есть на 57,3% по сравнению с 2018-м.

Судя по представленному общественности финплану, предприятие, вынужденно "приземленное" в последние годы, хочет уже в нынешнем году "вернуться в небо", то есть если не возобновить выпуск самолетов, то по крайней мере активно участвовать в совместных проектах. Речь о направлениях "грузовой авиационный транспорт" и "производство летательных и космических летательных аппаратов, сопутствующего оборудования".

"Антонов" планирует продолжить реализацию программы импортозамещения (замены российских комплектующих на их украинские аналоги и комплектующие производства Канады, Китая и США), а также восстановить серийный выпуск самолетов Ан-148, Ан-158, Ан-178.

По поводу утверждения финплана "Антонова" первый вице-премьер Степан Кубив заявил: "Поддержка развития авиапромышленности – один из приоритетов Минэкономразвития и правительства Украины. В частности, год назад по нашей инициативе предприятия сферы самолетостроения были освобождены от уплаты ввозной пошлины и НДС на технические приборы и оборудование для производства авиатехники, чтобы направить больше средств на модернизацию продукции и производство новой".

Получается, что в 2019-м госпредприятие окажется в положении, когда оно уже достаточно успешно преодолевает разрыв отношений с Россией (крупнейшим и некогда основным рынком), но пока еще не готово начать выпускать из своих цехов новые самолеты. По крайней мере, серийно.

Если говорить непосредственно о самолетостроении (в финплане это статья "производство летательных аппаратов"), то здесь запланированные доходы компании составят только 238,5 млн грн. И это вовсе не выпуск новых самолетов, а продление ресурса и модернизация ранее выпущенных, а также продажа запчастей. Зарабатывать на сервисе – это мировая практика. В "Антонове" говорят, что у мировых авиагигантов реализация самолетов – это лишь 30% от дохода, а 70% дает обслуживание.

Наконец, еще 73 млн грн "Антонов" получит благодаря своему участию в проекте строительства китайского транспортного самолета YX. Это небольшой, но стабильный доход: по этой программе украинские специалисты работают с 2008 г.
Вернуть былую славу

Давайте вспомним: без малого год назад, 10 мая 2018 г., Кабмин утвердил стратегию возрождения авиастроения Украины до 2022 г., разработанную Минэкономразвития. Степан Кубив тогда комментировал это так: "Украина – одна из немногих стран мира, у которой есть возможности полного цикла производства авиатехники. Между тем сегодня мы наблюдаем падение производства и занятости на авиастроительных предприятиях. Авиационная отрасль чрезмерно зависит от российских контрагентов. Мы должны это изменить".

Принятая стратегия предусматривала много всего хорошего и полезного для отрасли, включая сокращение числа бюрократических заморочек и даже "удешевление кредитов украинских банков на разработку новых образцов авиатехники".

Применительно к "Антонову" стратегия предполагала преобразование госпредприятия в холдинговую компанию, завершение разработки и серийное производство турбореактивного авиадвигателя АИ-28, программу импортозамещения проектов самолетов Ан-140, Ан-74 и Ан-32 и увеличение их выпуска для украинских и зарубежных заказчиков, возобновление производства шасси для самолетов Ан-140, Ан-148/158, стимулирование закупок украинских самолетов.

Судя по нынешнему финплану "Антонова", реализация этой стратегии еще только готовится. Хотя в августе 2017 г. от власти звучали прогнозы о том, что мировой рынок до 2035 г. поглотит не меньше тысячи АНов. Приводился даже примерный расклад возможных продаж: 260 легких транспортников Ан-132 до 2035 г.; 70 средних транспортников Ан-178 – до 2027 г.; 650 региональных пассажирских лайнеров Ан-148 и Ан-158 до 2030-го.

В свою очередь само ГП "Антонов" бралось за ближайшие пять лет выпустить порядка 70 самолетов. В частности, предполагалось построить 20 транспортников Ан-178 для заказчиков из стран СНГ, Азии и Африки. Хотя к тому времени у компании были твердые контракты на поставку только 18 самолетов: десять Ан-178 для авиалиний Азербайджана, три Ан-148 для Минобороны Украины, четыре Ан-178 и один Ан-158 для Ирака. К слову, показ первого Ан-178 грузоподъемностью 18 т состоялся 24 августа 2018 г. Он стал "гвоздем" авиапарада в честь Дня Независимости и был представлен публике как новинка украинского оборонно-промышленного комплекса.

Хорошее начало, но пока Украине очень и очень далеко даже до Бразилии, у которой доля авиапрома (компании Embraer и Aeromot) в экспорте товаров составляет более 2% – около $4,5 млрд. Да и трезвые экономические расчеты показывают, что авиапром, даже хорошо развитый, вряд ли станет двигателем экономического роста Украины.

В ГП "Антонов" долгое время не оставляли надежды рано или поздно вернуться на российский рынок. Тем более что и российским владельцам АНов несладко: большая часть самолетов стоит на земле из-за того, что нет квалифицированного обслуживания и родных запчастей. Однако, судя по всему, Россия окончательно перестала рассматриваться как потенциальный клиент, и теперь "Антонов" полностью переориентируется на остальной мир. По крайней мере, о проекте создания сервисного центра (а потом и сборочного производства) АН в Беларуси, на базе Минского авиаремонтного завода, ничего не слышно с мая 2018-го.

Да, самолеты – это престижно, они красиво смотрятся в небе, их охотно показывают телевизионщики… Но это производство с очень высокой долей дорогого импорта (материалы и комплектующие), так что самим авиазаводам остается не такая уж большая доля от полученных за самолеты денег. "Двигателем" роста украинской экономики авиастроение не станет. Однако с государственной точки зрения смысл развития "небесной" отрасли – это сохранение в стране высоких промышленных технологий, квалифицированных кадров и поддержание имиджа Украины как современной индустриальной страны. А это дорогого стоит.
Справка

ГП "Антонов" – государственное предприятие, которое объединяет опытно-конструкторское бюро, завод по производству авиационной техники и летно-испытательный комплекс.

В активе госпредприятия 22 типа новых самолетов, более 110 специализированных модификаций различного военного и гражданского назначения.

В общей сложности за свою историю "Антонов" выпустил около 22 тыс. самолетов, из них более 1,5 тыс. продано в 50 стран мира.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢