Скрытые налоги и тайна военного сбора. За что мы платим государству

Точка зору

От того, сколько денег поступает в бюджет и как эти средства прозрачно и эффективно перераспределяются, зависит благосостояние украинцев. По данным статистики, в Украине растет и валовой внутренний продукт (ВВП), и реальные доходы населения, и доходы бюджета по сравнению с предыдущим периодом… Но большинство украинцев эти улучшения не ощутили. Почему?

Сколько отдаем государству?

В 2018 году украинцы заплатили на 158,1 млрд грн больше налогов, чем в 2017-м. С получаемых доходов мы отдаем в бюджет налог с доходов физических лиц — 18% и военный сбор — 1,5%. За счет таких отчислений казна пополнилась за прошлый год на 229,9 млрд грн, что больше поступлений предыдущего года на 23,8%.

При начислении зарплаты даже в минимальном размере украинцы отдают почти пятую ее часть государству. И получают на руки доход меньше минимальной зарплаты.

Куда идет военный налог?

Временно введенный (с августа 2014 г.) военный сбор украинцы платят уже пятый год. Причем эти средства поступают в общий котел, и проследить, на что они конкретно были израсходованы, невозможно.

В общей сложности с августа 2014-го по декабрь 2018 года украинцы отдали государству военного сбора на сумму 56,9 млрд грн. Это соизмеримо с двумя годовыми бюджетами таких городов как Харьков и Днепр!

Исходя из данных статистики о средней зарплате за 2018 год, можно определить, что средний годовой размер зарплаты на одного работника составил 106 408 грн. А значит за год из нее был уплачен военный сбор в размере 1596,12 грн. Для сравнения, на первичную медицинскую помощь на одного человека из бюджета выделяется 370 грн в год (базовый тариф), и то при условии подписания декларации с врачом. То есть более чем в четыре раза меньше. А при условии отмены военного сбора каждый украинец мог бы расходовать эту часть своей зарплаты по своему усмотрению, в том числе и на лечение.

Социальная льгота, которой нет

Кроме того, украинцев фактически лишили права на социальную льготу. Так, в 2018 году норма о социальной льготе применялась к зарплате, которая не превышала в месяц 2470 грн (в 2019 г. — 2690 грн). А так как установленный размер минимальной зарплаты превышает этот уровень, то льготой практически никто не может воспользоваться. И даже если кому-то из работников "посчастливилось" попасть под нее, то лишь с части его дохода, равной 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в 2019 г. это 960,5 грн), не будет удержан налог на доходы с физлиц. Вот какая щедрость от государства!

К тому же редко какая семья даже с двумя детьми до 18 лет может претендовать на эту льготу, так как зарплата одного из родителей не должна превышать 5380 грн. И это при средней зарплате по Украине больше 10 тыс. грн.

К примеру, в Германии не платят налог при доходах ниже €9 тыс. в год (€18 тыс. — для супружеской пары, которая подает совместную декларацию). Необлагаемый налогом минимум в США — $9075 в год, а для супружеской пары —$18 150 в год. Во Франции не берут налог с дохода в размере €6011 в год.

При этом ставка подоходного налога растет вместе с увеличением доходов — чем выше доход, тем больше нужно платить налогов. Минимальная ставка в Германии — 14%, в США — 10%, во Франции — 5,5%. А в Украине, где самая низкая зарплата в Европе, граждане даже с мизерными доходами платят налог с доходов физических лиц. К тому же ставка налога не зависит от уровня доходов.

Кому мы платим в магазине?

Кроме таких прямых налогов украинцы платят и косвенные. Это налоги на потребление, которые включены в цену товаров или услуг. И платит их конечный потребитель, а не продавец. К таким налогам относится налог на добавленную стоимость. И именно за счет уплаты этого налога больше всего пополнилась казна.

За 2018 год в бюджет поступил НДС в размере 374,5 млрд грн (с учетом возмещенных сумм налога из бюджета), или на 19,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Совершая свои покупки, украинцы уплачивают и НДС в размере 20%, заложенный в цене товара. С ростом цен на товары и услуги растет и сумма налога.

Например, цена на природный газ выросла с 6957,9 грн до 8548,92 грн за 1 тыс. куб. м. А так как НДС исчисляется в процентном отношении (20%) от цены, то за счет такого скачка цен сумма налога увеличилась на 265,17 грн (с 1159,65 грн до 1424,82 грн). При объеме потребления газа населением, предприятиями теплокоммунэнерго (ТКЭ) в размере 17,6 млрд куб. м за год бюджет дополнительно получит НДС за счет повышения цены в размере 4,7 млрд грн (а еще плюс 9 млрд грн рентной платы).

Опять же в большинстве стран Евросоюза применяются пониженные ставки налога на добавленную стоимость на социально значимые товары и услуги в пределах 5%. А в Украине, несмотря на низкий уровень доходов населения и его слабую покупательную способность, пониженная ставка установлена разве что на лекарства. Хотя снижение ставки НДС с 20% до 5% на социально значимые товары и услуги позволило бы снизить розничные цены на продукты, детские товары, предметы первой необходимости, тарифы на услуги ЖКХ.

Так, например, пенсионеры всю свою мизерную пенсию тратят в основном на продукты и коммуналку. А значит они шестую часть от своей пенсии отдают государству в виде налога на добавленную стоимость. При средней пенсионной выплате в размере 2645,66 грн (по состоянию на 1 января 2019 г.) это составляет 440,94 грн в месяц, а в год — 5293,28 грн, или две пенсии. При снижении НДС на продукты и услуги ЖКХ до 5% пенсионеры могли бы сэкономить в год 3781,47 грн.

К тому же НДС, который платит конечный потребитель, в бюджет попадает не в полном объеме, так как часть налога или оседает на счетах некоторых недобросовестных бизнесменов, или «распиливается» чиновниками.

Почему в бюджете дыра?

Украинцы платят еще целый ряд других налогов и сборов: при покупке бензина, сигарет, алкогольных напитков — акцизный налог, при покупке импортных товаров — импортную пошлину, при оплате услуг за мобильную связь — сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% и др. 

Каждый украинец в среднем отдает треть своих доходов государству в виде налогов и сборов, но бюджет страны так и остается дефицитным, то есть расходы превышают доходы бюджета.

В 2018 году в сводный бюджет поступило 1184,3 млрд грн, но расходы превысили доходы на 65,9 млрд грн и составили 1250,2 млрд грн. Бюджетный дефицит прошлого года был профинансирован за счет средств, полученных от приватизации в размере 0,3 млрд грн (при ожидаемых 18,8 млрд грн) и за счет привлечения заемных средств. То есть дыру бюджета закрыли, но долг нарастили.

Реальная дыра бюджета прошлого года намного больше. Ведь расходы (в том числе и социальные), предусмотренные в бюджете, не были профинансированы в полном объеме. Так, при запланированных расходах сводного бюджета в размере 1334,3 млрд грн было профинансировано 1250,2 млрд грн.

И такие маневры правительства уже дают свои плоды: в январе 2019 г. из бюджета вернули бизнесу рекордную сумму НДС — 19,7 млрд грн, что больше на 7,7 млрд грн, или на 64,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И как итог: бюджет страны за январь 2019 год не выполнен. В общий фонд государственного бюджета за первый месяц года поступило меньше на 10,3 млрд грн, или 18,9% от запланированных.

Какие меры предприняло правительство в этой ситуации? Сработало по накатанной дорожке: Минфин занял денежные средства «на проедание» под неподъемные проценты. В январе 2019 г. Минфин разместил ОВГЗ и привлек в бюджет 41,7 млрд грн. А в феврале ожидает еще получить заем в сумме 17,6 млрд грн под гарантии Мирового банка.

И при этом правительство для доверчивых граждан приводит показатель, что долг государства по отношению к ВВП сокращается. Но реальность такова, что долг растет, но и растет ВВП в номинальном выражении (за счет роста цен), но более стремительными темпами. Поэтому и создается видимость сокращения долга.

А в абсолютных значениях (в долларах, гривне) за прошлый год долг государства увеличился. Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Минфина, за 2018 год государственный и гарантированный государством долг в долларовом эквиваленте вырос на $2 млрд и по состоянию на 1 января 2019 г. составил $78,3 млрд.

На что тратили?

Основное направление, куда были потрачены бюджетные деньги, — это оборона, общественный порядок, безопасность и судебная власть. Расходы на эти сферы превысили траты на образование. Так, за прошлый год на нужды армии и правоохранителей ушла шестая часть бюджета — 215 млрд грн, или 17,2% от общей суммы расходов сводного бюджета. Но заплатив такую огромную сумму денег (6% от ВВП), украинцы так и не получили от государства услугу надлежащего качества по безопасности. Иначе как объяснить, что полиция не может поймать квартирных воров, на улицах все чаще стреляют, а авто угоняют средь бела дня.

По уже сложившейся отрицательной традиции наибольшая сумма денег из бюджета уходит в последний месяц года. Так, в декабре расходы бюджета составили 197,8 млрд грн, что больше шестой части годовой суммы расходов. При среднемесячных расходах на оборону за 11 месяцев в размере 6,8 млрд грн в декабре из бюджета было направлено на оборону 22,2 млрд грн, или в 3,3 раза больше среднемесячных расходов.

Также в декабре финансирование таких направлений как общественный порядок, безопасность и судебная власть было увеличено в 2,4 раза по сравнению со среднемесячными расходами на эти цели — до 21,5 млрд грн.

Кстати, эксперты склоняются к мысли, что военное положение было введено в том числе для того, чтобы нарастить в декабре бюджет силовых ведомств.

Кому не хватило?

Но на многие другие статьи расходов у правительства денег не хватило. Так, на дорожное хозяйство из запланированных на год 70,6 млрд грн было выделено 60,5 млрд грн, из которых 11,2 млрд грн — в декабре. Насколько эффективно были освоены бюджетные средства в декабре, можно уже увидеть сейчас на трассах, которые покрылись огромными ямами.

В бюджете также не хватило денег, чтобы профинансировать запланированные расходы на здравоохранение. Недофинансирование по году составило 4,8 млрд грн, в том числе не получили 1,4 млрд грн больницы общего профиля.

К тому же государство потратило за прошлый год на здравоохранение страны меньше средств, чем отдало кредиторам за обслуживание долга — всего 115,9 млрд грн. А общая сумма расходов на медицину составила 3,2% от ВВП, в то время как, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, они должны быть на уровне 7% от ВВП. В бюджете прошлого года также были сокращены расходы на образование в размере 13,8 млрд грн, в том числе на школы — 4,7 млрд грн, вузы — 5,4 млрд грн.

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢