Нужно ли Украине становиться аграрной сверхдержавой?

Точка зору

В феврале 2016 года тогдашний посол США в Украине Джеффри Пайетт сказал: "Украина уже является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственных товаров, но она должна стать аграрной сверхдержавой".

Прочитав тогда это выражение Пайетта, я сразу вспомнил о так называемом плане Моргентау. Ганс Моргентау, министр финансов США, сначала был фермером-любителем и соседом Франклина Рузвельта (в те времена, когда тот еще не был президентом). И другом Уоррена, специалиста по экономике сельского хозяйства Корнельского университета.

А стал министром финансов Моргентау благодаря тому, что подобранный Рузвельтом на эту должность Вудин почти сразу после назначения был вынужден уйти в отставку из-за проблем со здоровьем. Поэтому спешно и назначили Моргентау.

Кстати, перед этим назначением он был председателем Сельскохозяйственной консультационной комиссии, которую основал Франклин Рузвельт, будучи губернатором штата Нью-Йорк. Там Моргентау и понравился ему. Ганс Моргентау если и был финансистом, то с сельскохозяйственным уклоном. Что идеологически и обусловило разработанный им план в отношении Германии – превращение ее в сельскохозяйственную державу.

Казалось бы, у Украины хорошие перспективы, если она сделает основной акцент на развитие сельского хозяйства, как нам это советуют. Однако ни одной стране не удалось разбогатеть без развитого промышленного сектора и сектора услуг (я имею в виду не периодические экономические всплески, длящиеся 5-7 лет, а стабильный экономический рост в течение многих десятилетий). Развивающиеся страны никогда не войдут в клуб развитых, делая ставку исключительно на экспорт в богатые страны продовольственных товаров.

Приведу сравнительные показатели экспорта из Украины (по данным Госстата) сельскохозяйственной и промышленной продукции, начиная с 2016 года (это год, когда наша страна вышла из экономического кризиса).

В 2016 году Украина экспортировала продукции на сумму 36,36 млрд долларов, в том числе экспорт сельхозпродукции – 15,26, ее удельный вес составлял 42%, экспорт промышленной продукции – 4,9 млрд долларов (13,5%). В 2017-м аналогично – 43,27 млрд долларов, сельскохозяйственная продукция  – 17,79 млрд (41%), промышленность – 5,8 млрд (13,4%); за 11 месяцев 2018 года – 43,25 млрд долларов, сельскохозяйственная – 16,81 млрд, или 39%, промышленная продукция – 5,8 млрд, или 13,4%.

Конечно, и сельскохозяйственная продукция может быть товаром с высокой долей добавленной стоимости. Но, к сожалению, удельный вес экспорта готовой продукции в общем объеме ее экспорта у нас хоть и стабильный, но довольно скромный: 2016 год – 16%, 2017 год – 16,3, 2018 год (11 месяцев) – 16,1%.

Деструктивные изменения продолжаются более десяти лет. Если взять докризисный 2007 год и сравнить с нынешней ситуацией, то удельный вес сельского хозяйства в экономике Украины увеличился более чем вдвое, а доля обрабатывающей промышленности снизилась в 1,5 раза.

Украина пока отстает от развитых и многих развивающихся стран по уровню производительности труда в сельском хозяйстве вследствие деиндустриализации аграрного производства, невысокого урожая сельхозкультур, избыточной занятости, нерациональной организации производства.

Невысокий уровень производительности обусловливают изношенные производственные фонды, использование самых современных технологий, недостаточно развитая инфраструктура. Эти факторы снижают не только производительность, но и качество сельхозпродукции. Условия хозяйствования в аграрном секторе нашей страны нередко носят экстенсивный характер.

Означает ли это, что развитие сельскохозяйственной отрасли – малоперспективный путь? Не все так однозначно. Третья часть мировых черноземов, выгодное географическое расположение, благоприятные климатические особенности – разве можно не использовать эти факторы? Но важно определиться, для чего использовать.

Потенциал экспортно-сырьевого развития экономики Украины исчерпан, это аксиома независимо от того, идет речь о продаже на внешних рынках ячменя или чугуна. Ведь, по сути, как была у нас экономика, ориентированная на экспорт сырья, так и осталась. Просто металлургия потеряла лидирующие позиции, передав их сельскому хозяйству.

Но цены на сырьевые товары и продукцию с низкой долей добавленной стоимости зачастую падают в периоды замедления темпов роста мировой экономики, о чем нас и предупреждают и МВФ, и ВБ, и многие видные международные экономисты. Да и долгосрочные тренды цен на сырьевые товары не дают надежды на их рост. Например, в динамике нисходящая тенденция цен на сельхозкультуры и продовольствие наблюдалась на протяжении всего ХХ века.

Но у нас есть возможность получить стратегическую пользу от сложившейся ситуации, основываясь на стабильном мировом спросе на продовольствие, создавая условия для рационального направления ресурсов в перспективные отрасли промышленности. Украина может построить новую промышленность, что соответствует вызовам третьей и четвертой промышленных революций.

Поэтому тактический акцент на сельскохозяйственном секторе, особенно если конъюнктура будет благоприятной, можно и нужно использовать с целью развития в экономике Украины индустриального и постиндустриального секторов. Это реальный путь осуществления модернизационного рывка украинской экономикой.

А еще одной задачей должно стать построение в Украине современного сельского хозяйства, основанного на инновационных технологиях в агросекторе, на бизнес-приложениях новой индустриальной и информационной эпохи.

Именно так украинское сельхозпроизводство будет двигаться в сторону высокой производительности. И подталкивать развитие современной украинской промышленности путем спроса на ее высокотехнологичную продукцию.

Богдан Данилишин

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢