Рост цен на заправках: почем будет бензин в Украине

Точка зору
В Украине нет дефицита нефтепродуктов, но цены на бензин и автогаз растут. Связано это в первую очередь с ослаблением курса национальной валюты и возросшими котировками нефти на мировых рынках. Учитывая традиционную девальвацию гривны в осенне-зимний период, а также прогнозируемый рост цен на нефть, в скором времени украинцев может ожидать существенное подорожание горючего. "Апостроф" выяснил, до каких уровней повысятся цены.

В Украине снова дорожают нефтепродукты и сжиженный газ. Как писал "Апостроф", в течение большей части лета цены на автозаправках страны оставались достаточно стабильными, однако в августе ситуация изменилась – за месяц бензин вырос в цене в среднем на 1 гривну.

В сентябре тенденция удорожания продолжилась. По данным консалтинговой компании UPECO, в течение 8-10 сентября цены на бензины и дизельное топливо на отечественных АЗС выросли на 0,1-1 гривну/литр и по состоянию на конец первой декады бензин марки А-95 в среднем стоил 30,9 гривны /литр, бензин А-95 Премиум – 31,97 гривны/литр, дизтопливо – 28,78 гривны/литр.

Автогаз также дорожает. По данным ежедневного мониторинга консалтинговой группы "А-95", цены на этот вид топлива в последние дни выросли на 1-25 копеек/литр. Средняя цена автогаза в Украине по состоянию на 10 сентября была 14,36 гривны/литр.

Гривна подкачала

Эксперты, опрошенные "Апострофом", утверждают: дефицита на рынке нефтепродуктов и сжиженного газа на сегодня дня. Соответственно, причины роста цен в другом.

По словам директора специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, подорожание нефтепродуктов напрямую связано с ростом курса доллара к гривне, который начался в конце июля.

"Сейчас мы имеем доллар по 28,2 гривны, тогда как в июле было чуть больше 26 гривен. Получается, что мы с того времени получили лишние 2 гривны в курсе", – сказал эксперт изданию. По его словам, Украина на 75-80% зависит от импорта нефтепродуктов, а они закупаются за валюту. "Каждая лишняя гривна в курсе – это примерно 70-80 копеек в цене бензина. Поэтому, умножая эти 2 гривны на 0,7 по минимальной шкале, получаем тот рост, который наблюдаем сейчас", – заявил он.

Другие эксперты согласны с этим. "По гривне мы видели девальвацию на протяжении полутора месяцев", – отметил в разговоре с "Апострофом" аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Специалист также отметил, что на цены нефтепродуктов в Украине влияют и мировые котировки сырой нефти. "В мире дорогая нефть – баррель держится выше 75 долларов и не дает ценам (на нефтепродукты) снизиться", – отметил он.

"Растут цены – ищи два фактора: либо нефть, либо курс. А сейчас мы имеем и то и другое – к прежнему фактору роста курса доллара еще получили прирост котировки нефти", – резюмировал в комментарии "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Что касается автогаза, то здесь ситуация аналогична той, что сложилась на рынке бензинов и дизтоплива. "Котировки ушли в верх, а также валюта, которая прибавляет в неделю по 30 копеек" – отметил Александр Сиренко.

С повышением

Что будет с ценами дальше? Скорее всего, они продолжат расти. По словам Сергея Куюна, в ближайшие несколько недель или даже раньше цены на АЗС вырастут на 1 гривну/литр бензина.

Как отметил в свою очередь Геннадий Рябцев, трейдеры, помимо прочего, повышают цены, потому что в них учитывают свои возможные риски. "Если трейдеры видят, что сформировалась тенденция к падению гривны, то они могут поднять цены на 50 копеек (за литр), хотя необходимо поднимать, условно, на 30 копеек", – пояснил он. Эксперт добавил, что, когда гривна укрепляется, операторы АЗС часто не спешат вслед за этим снижать свои цены, но это происходит на всех рынках. "Если сравнить украинский рынок с европейским, то там тоже рост происходит быстрее, чем снижение", – сказал Рябцев.

В последнее время появились прогнозы, что нефтяные котировки на мировых рынках будут расти, что связано в первую очередь с санкции США в отношении Ирана, одного из ключевых глобальных импортеров сырой нефти. Александр Сиренко считает, что, если котировки достигнут 80 долларов за баррель, цены на украинских АЗС также вырастут: "Я думаю, что мы увидим бензин в районе 34-35 гривен/литр на премиум-сетях. Лоукостеры будут тянуть до последнего, но там тоже запас прочности небольшой".

 

Сергей Куюн в свою очередь отмечает, что мировые котировки нефти хоть и влияют на цены на бензин в Украине, но все же больший эффект на них оказывает курс гривны.

Как в Европе

В любом случае подорожание нефтепродуктов ударит прежде всего по потребителям. На сегодня украинцы платят за бензин по ценам, сопоставимым с европейскими. Цена бензина в Украине в рознице составляет в среднем почти 1 евро (на сегодня 32,5 гривны), при этом в премиум-сетях бензин А-95 продается по цене, превышающей 33 гривны/литр. В Молдове цена бензина примерно такая же, как и в Украине. А вот в других странах бывшего СССР (не считая стран Балтии, которые входят в состав ЕС) она ниже, в некоторых даже существенно. В Европейском Союзе самая низкая цена в Болгарии – 1,16 евро. Во многих странах "старой Европы" бензин, конечно же, подороже – от 1,3 евро/литр до 1,7 евро/литр. Но в них применяются довольно ощутимые "экологические" налоги. Кроме того, там более высокие в сравнении с Украиной расходы, связанные со стоимостью труда.

Повышение цен в любой сфере ведет, как привило, к снижению потребления. Это же характерно и для рынка нефтепродуктов. "У нас потребление падает из-за высоких цен. И из-за этого сокращаются поступления в бюджет", – говорит Александр Сиренко. По его мнению, правительство могло бы снизить акцизы на нефтепродукты, чтобы не дать ценам взлететь до заоблачных высот. "Я думаю, было бы неплохо озадачиться этим вопросом – сесть и посчитать, какой эффект получит в целом бюджет, сколько сэкономят граждане и сколько заработает государство", – резюмировал эксперт.

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢