В Киеве готовят резкое повышение цен на проезд: что известно на данный момент

Точка зору

Проезд в городском транспорте Киева может подорожать уже нынешним летом – в финансовый план коммунального предприятия "Киевпастранс" заложен тариф 8 грн за одну поездку. Окончательного решения еще нет, но эксперты не сомневаются, что повышение будет, хоть, возможно, и не до заявленного уровня. При этом уже сегодня по факту киевляне платят за проезд не намного меньше, чем жители европейских столиц. С чем это связано и что нужно менять в украинской системе тарифообразования, разбирался "Апостроф".

Власти Киева задумались о повышении стоимости проезда в городском транспорте. Ожидается, что тариф поднимется с нынешних 4-5 грн сразу до 8 грн, произойти это должно в середине июля.

Новый тариф заложен в финансовый план коммунального предприятия "Киевпастранс" на текущий год. Пока что речь идет о повышении стоимости проезда в наземном коммунальном транспорте – трамваях, троллейбусах, автобусах, фуникулере и городской электричке (проезд в маршрутках после этого наверняка подорожает минимум до 10 грн).

При этом городские власти подчеркивают, что окончательное решение еще не принято, и сейчас эта инициатива проходит стадию общественной дискуссии.

Повышать или не повышать

Директор программы "Инфраструктура будущего" аналитического центра "Украинский институт будущего", бывший первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер считает, что повышение тарифов неизбежно. "Если мы как пассажиры, клиенты хотим получать качественный сервис, к сожалению, тарифы нужно будет повышать", – сказал он в комментарии "Апострофу".

При этом, по его словам, власти должным образом не обосновывают необходимость роста тарифов и не дают прозрачных расчетов, которые бы подтверждали необходимость увеличения стоимости проезда.

 

"В идеале на месте власти я бы полностью открыл калькуляцию, показал бы, по какой причине какой подвижной состав не может покупаться или не может содержаться по тем тарифам, которые сегодня существуют, и это дало бы больше доверия и к власти, и к тому, что власть делает. К сожалению, когда просто декларируется повышение тарифов без всяких обоснований финансово-экономических, это, мягко говоря, ведет к сомнениям и к недовольству – грубо выражаясь", – считает Шульмейстер.

Специалист также отметил, что "обязательно должна присутствовать социальная составляющая": "Часть тарифа на месте городских властей я бы из бюджета каким-то образом компенсировал".

Эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов, в свою очередь, считает, что повышение тарифов на проезд в столичном транспорте "нецелесообразно однозначно и не имеет никакого под собой основания".

 

По его словам, во многом убыточность коммунальных транспортных компаний связана с неэффективностью их работы, в частности, в проведении ремонта подвижного состава. "Накапливается определенный процент отложенных ремонтов, и машина, которая должна ездить как часы, становится чуть ли не на капитальный ремонт. С бешеным постоянством автобусы выходят из строя, троллейбусы горят", – отметил он в комментарии изданию.

 

Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава также считает нецелесообразным увеличение стоимости проезда. "Бюджет Киева позволяет компенсировать разницу между себестоимостью и тарифом без проблем", – пояснил он "Апострофу".

Кава подчеркнул, что городской транспорт убыточен во всем мире, поэтому говорить о том, что "тариф должен быть близок к себестоимости, абсолютно неправильно". "Городской транспорт убыточен и в Берлине, и в Париже, и в Риме, и для городских властей нормально дотировать перевозки за счет бюджета, потому что они смотрят на городские перевозки не как на бизнес, а как на часть городской инфраструктуры", – рассказал эксперт.

Новым тарифам быть

Так, все же, стоит ли ждать повышения тарифов в Киеве? Опрошенные "Апострофом" эксперты полагают, что да. Вопрос только – когда и на какую сумму.

"Я думаю, что в этом году повышаться тарифы будут", – отметил Владимир Шульмейстер. При этом он не уточнил, когда может произойти заявленное повышение.

По словам Вячеслава Коновалова, киевлян уже достаточно давно готовят к увеличению тарифов: "Нас пугают: сейчас транспорт остановится, надо срочно в два раза повышать тариф, мы сейчас закупим транспорт и улучшим сервис. Что мы имеем в итоге? Повышают в среднем (тариф) на гривну-полторы-две, все вздохнули с облегчением – хоть не в два раза. Опять пообещают закупить кучу техники и ничего не закупят или, скорее, демонстративно купят "полторы калеки".

Александр Кава, в свою очередь, не уверен, что повышение тарифа произойдет, тем более до 8 грн. "Возможно, повышение будет, но в меньшем размере. Это такая политическая игра – пообещали до 8 грн, подняли до 7 грн или даже до 6 грн. То есть как бы пошли навстречу гражданам, но, с другой стороны, тариф все равно повысили", – отметил он.

В вопросе тарифов есть один нюанс – пока что речь идет о росте стоимости проезда только в наземном транспорте, но не в метро. "Возможно, потому, что здесь (в метро) самая большая доля пользователей, социальная составляющая самая большая", – не исключил Владимир Шульмейстер.

Однако, возможно, рост тарифа на проезд в метро – лишь вопрос времени. "Я думаю, что повышение будет на все виды транспорта", – прогнозирует Александр Кава.

Коррупционная составляющая

Одной из проблем столичного транспорта является значительный процент нелегальных перевозок. "У нас велика доля серо-черных перевозок, когда не сильно-то и открываются данные по объемам перевозок, более того, билеты не выдаются", – отметил Вячеслав Коновалов.

Эту проблему, по идее, могло бы решить внедрение так называемого электронного билета. Его введение в масштабах всей Украины определено законом, который Верховная Рада приняла в январе нынешнего года, а президент Петр Порошенко подписал в начале февраля. В Киеве внедрение электронного билета в городском наземном транспорте планировалось на апрель 2018 года, однако сроки сместились – тестирование должно начаться в середине июля – тогда же, когда запланировано повышение тарифов – а полноценное использование – еще позже, ориентировочно в октябре.

При этом власти ранее заверяли, что само по себе внедрение электронного билета не приведет к увеличению стоимости проезда.

Более того, считает Владимир Шульмейстер, в случае введения электронного билета "получится больше контроля над безбилетниками, над льготниками, а в этом случае как раз поводов для повышения становится меньше, потому что тогда лучше учитывается реальный пассажиропоток". "Он поможет заработать лучше и больше даже при текущих тарифах, потому что будет меньше утечек денег налево", – считает эксперт.

Однако с этим тоже не все так просто.

 

"Электронный билет хотят внедрить, вроде как, чтобы вывести из тени денежные потоки, а как выясняется, уже год между собой торгуются и никак не могут этот электронный билет ввести. Почему? Потому что есть определенная мафия, которая на этом зарабатывает", – убежден Вячеслав Коновалов.

Александр Кава также считает, что в Киеве все, что связано с электронным билетом, является "большой коррупционной схемой, на которой недобросовестные чиновники хотят заработать". Он отметил, что во многих европейских городах нет электронного билета. "Например, в Женеве – но там транспорт работает идеально. А чиновники просто вводят в заблуждение граждан и пытаются показать прямую увязку между электронным билетом и качеством обслуживания. Это не соответствует действительности, это – манипуляция со стороны чиновников", – уверен специалист.

 

Европейский опыт

Власти любят повторять, что на сегодня тарифы на проезд в Украине, в том числе в Киеве, существенно ниже, чем в Европе. Это действительно так. Например, в Италии (в частности, в Риме), где в сравнении с другими странами "старой" Европы тариф относительно невысок, одна поездка на городском транспорте стоит порядка 1,5 евро (47 грн). В Барселоне проезд стоит 2,2 евро (68 грн), в Берлине – 2,8 евро (87 грн).

Однако следует знать, что в том же Риме с одним билетом можно пересаживаться с одного вида транспорта на другой в течение 100 минут, тогда как в Киеве на каждый вид транспорта нужно покупать новый билет.

Кроме того, в европейских странах существуют гибкие системы оплаты проезда. Например, в Барселоне при стоимости одной поездки 2,2 евро 10 поездок обойдутся в 10,2 евро (316 грн) – это чуть более 1 евро за поездку (32 грн). В Берлине месячный билет на все виды транспорта и неограниченное количество поездок стоит 81 евро (2500 грн), а в Риме – всего 35 евро (1100 грн) – то есть чуть более 1 евро в день. Разумеется, в Украине также есть месячные проездные. Однако в Киеве месячный билет на четыре вида транспорта – автобус, троллейбус, трамвай, метро – стоит 710 грн (23 евро, 0,76 евро в день). При этом за городскую электричку придется платить отдельно, не говоря уже о маршрутках, в которых пока сложно представить проезд по месячным билетам.

 

"Стоимость городского транспорта для горожан в Киеве давно сравнялась с европейскими городами. Разница только в том, что разовый билет в Киеве дешевле, чем в других городах (Европы)", – отметил Александр Кава.

Таким образом, в случае дальнейшего повышения тарифов без изменения всей системы ценообразования проезд в городском транспорте Киева может стать даже дороже, чем в отдельных европейских столицах. Соответственно, увеличение тарифов целесообразно в случае введения сквозных билетов на все (или почти все) виды городского транспорта и более гибких моделей оплаты проезда.

Вот только готова ли Украина к таким новациям?

"Любая система стремится к равновесию. Украина не является исключением из мировых правил. Понятно, что мы очень особенные, но мы пойдем цивилизованным путем. И эта система под названием Украина, тоже придет к цивилизации – рано или поздно", – убежден Владимир Шульмейстер.

 

Уже после выхода данной статьи стало известно, что власти Киева все же решили повысить стоимость проезда в городском транспорте, включая метро, до 8 грн. При этом, по данным властей, пассажирам, которые пользуются проездными месячными билетами и бесконтактными карточками, одна поездка будет обходиться в 6,3-6,5 грн.

 

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢