Трубо-колесный взлет

Публікації

После нескольких тоскливых лет холдинг "Интерпайп" Виктора Пинчука, наконец, почувствовал крылья за спиной. Компания пока не обнародует финансовые результаты, но объемы продаж у нее по итогам 2017 года увеличились на 35%.

Нефть в помощь

Крыльев у "Интерпайпа" два – производство труб и железнодорожных колес. Но все же львиную долю выручки генерируют именно трубы. В целом за прошедший год "Интерпайп" продал 595 тыс. тонн труб. Это лучший результат за последние 5 лет. И что даже важнее, достигнут он благодаря успешному окучиванию американского рынка. Объемы поставки в США уже превысили 90 тыс. тонн годовых. Это в два с лишним раза лучше результата за предыдущий год. Летом прошлого года правительство США пролонгировало до 10 июля 2018 г. соглашение о ценовых обязательствах "Интерпайпа" при поставках на местный рынок. Такое решение позволило украинскому производителю и дальше избегать антидемпинговой пошлины в размере 7,47%, которая применяется к экспорту целого ряда его конкурентов.

Момент оказался очень удачным, поскольку во втором полугодии резко пошли вверх мировые цены на нефть, что тут же отозвалось активизацией буровых работ в энергетическом секторе. На этой волне "Интерпайп" сумел удачно распродать не только текущие партии, но и складские остатки трубной продукции. Впрочем, оживление в нефтяном секторе коснулось ка США, так и других добывающих регионов. Например, после долгого затишья холдинг В.Пинчука смог значительно увеличить отгрузки в Азербайджан и Узбекистан, где возобновили работу несколько ранее замороженных проектов. И даже поставки в Россию за прошлый год выросли более чем на 10%, несмотря на существование там ограничительных пошлин на трубы происхождением из Украины (19,5% – антидемпинговая + 7% – таможенная).

Впрочем, порадовал В.Пинчука и внутренний рынок. Продажи труб украинским покупателям выросли на 29%, достигнув уровня 148 тыс. тонн годовых, а спрос на трубы нефтяного сортамента вообще подскочил в 2,2 раза, превысив 50-тысячный рубеж. Тут драйвером покупательской способности выступила государственная компания "Укргазвыдобування" со своей программой интенсификации добычи природного газа "20/20". За 2016 год эта компания увеличила объемы бурения на 21%, а по итогам 2017-го планирует удвоить предыдущий результат, что сулит "Интерпайпу" хорошие заказы и в текущем году.

В других товарных нишах, например, электросварных труб, компания не ставит слишком высоких целей. Удержится в текущих объемах производства (70-80 тыс. тонн в год) – уже хорошо. Свежей попыткой освоить новую продукцию может стать запуск линии оцинкованных труб на заводе "НикоТьюб". По словам Дениса Морозова, директора группы "Интерпайп" по финансам и экономике, сейчас идет монтаж необходимого завода в цеху №7 никопольского предприятия, а выпуск первой продукции ожидается во втором полугодии-2018.

Не последний вагон

Еще одна госкомпания, на которую "Интерпайп" возлагает большие надежды, – это "Укрзализныця". Отечественный вагонный парк буквально валится с колес. Дефицит подвижного состава в Украине стал хроническим. И это, с одной стороны, побуждает крупные компании задумываться над закупкой собственных вагонов, а с другой – вынуждает "УЗ" заниматься ремонтом и обновлением своего парка в неотложном режиме. В прошлом году национальная ж/д компания декларировала намерения приобрести 8 тыс. новых грузовых вагонов, по факту получила около 3 тыс. Но и это для "Интерпайпа" весьма положительный показатель. Как по итогам года, так и на перспективу. Значит, остается отложенный спрос, который надо удовлетворять.

За прошлый год "Интерпайп" продал на внутреннем рынке 45 тыс. тонн и других изделий железнодорожного сортамента, из которых около половины – непосредственно "Укрзализныце". Остальное – вагоностроительным и ремонтным заводам, которые выполняют преимущественно ее же заказы. Прирост продаж на внутренний рынок составил впечатляющие 83%. Хотя, как отмечают в самом трубно-колесном холдинге, прошлогодним цифрам еще далеко до показателей 2011-2012 гг., когда внутренний рынок потреблял около 130 тыс. тонн подобной продукции.

Таким образом, в сегменте ж/д колес основным рынком сбыта для "Интерпайпа" остается регион СНГ. В прошлом году туда экспортировано 89 тыс. тонн продукции, т. е. более половины всех продаж. В России, правда, уже возникала тема ограничений на украинские колесные пары, подобно тем, что кардинально пресекли импорт труб от В.Пинчука. Но официальное расследование так и не было начато, и это позволяет "Интерпайпу" еще как минимум год не сдавать колесных позиций в РФ, нащупывая параллельно плацдармы в новых перспективных регионах. Так, в 2017-м холдинг осуществил первые поставки колесной продукции в Турцию и Иран. Пока там продано в сумме 1050 пар – начало положено. Учитывая озабоченность правительств обеих этих стран крупными железнодорожными проектами, данное направление может стать одним из будущих приоритетов интерпайповской маркетинговой политики. Кроме того, в начале прошлого года "Интерпайп" заключил 5-летний контракт на обеспечение железнодорожной продукцией одного из подразделений американской корпорации Caterpillar, который предусматривает ежегодную поставку более 10 тыс. механически обработанных ж/д колес и свыше 1 тыс. осей.

С легким прононсом

На европейских просторах главную ставку "Интерпайп", похоже, сделал на совместный бизнес с французской компанией Vallourec – одним из крупнейших мировых производителей бесшовных труб. Информация о будущем партнерстве появилась еще в прошлом году, но финализация сделки ожидается в 2018-м. В феврале текущего года она получила "добро" от Антимонопольного комитета Украины. Ранее, осенью 2017-го, ее одобрили антитрастовые органы Германии.

Почему Германии? Во-первых, там сосредоточены главные трубопрокатные мощности Vallourec – три завода в Дюссельдорфе и один в Мюльхайме. Ранее все они принадлежали немецкой промышленной группе Mannesmann, пока в 1997 г. не вошли в состав совместного предприятия с французами. С середины 2000-х годов Vallourec получил единоличный контроль над этими активами. Во-вторых, ключевым участником нынешней украинско-французской сделки выступает зарегистрированная в Дюссельдорфе фирма Vallourec Deutschland GmbН, действующая от лица материнской компании. В частности, она получила право на приобретение некоторых активов компании Interpipe Limited (Кипр). Задекларированная цель такой покупки – осуществление хозяйственной деятельности по реализации и продвижению стальных бесшовных труб на рынках ЕС.

Однако Interpipe Limited – не просто торговый агент холдинга В.Пинчука на внешних рынках. Именно на эту кипрскую компанию оформлена собственность большинства предприятий, что входят в холдинг "Интерпайп". Например, в уставном фонде Новомосковского трубного завода ей принадлежит 89,24% акций, Нижнеднепровского трубопрокатного – 21,84%, днепровского "Втормета" – 98,7%. На всех перечисленных предприятиях сегодня должность главы Наблюдательного совета занимает коммерческий директор "Интерпайпа" Фади Храйбе. В учредительных документах он же позиционируется как представитель Interpipe Limited и ее главный исполнительный директор.

Все это необязательно означает, что Vallourec войдет в состав владельцев украинского трубно-колесного холдинга, но наталкивает на мысль, что стороны подготовили такую возможность. Она вполне вписывается в стратегию, которой французская корпорация придерживается в последние годы. Стратегия заключается в постепенном сокращении мощностей в ЕС и Северной Америке, но увеличении их за пределами этих наиболее высокоразвитых регионов мира. В контексте подобного курса можно вспомнить, что за последние 2 года Vallourec закрыла два предприятия в США и продала одно во Франции, но в то же время она консолидировала свои активы в Бразилии и завершила сделку по приобретению крупного китайского производителя бесшовных труб – Anhui Tianda Oil Pipe (TOP). К последнему достижению Vallourec, кстати, шла целых 6 лет. Первый пакет TOP (около 20%) она выкупила еще в 2011 г., а владение контрольным пакетом (более 70%) финально оформила только в начале 2017-го. Не исключено, что в таком же динамическом ключе может развиваться и ее партнерство с холдингом В.Пинчука.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢