Нужно ли Украине экспортно-кредитное агентство?

Публікації

В Украине затягивается предусмотренное законом создание экспортно-кредитного агентства. Учитывая важность вопроса, на нескольких примерах стоит показать, какова специфика работы ЭКА, в чем необходимость создания такой организации и как подобный инструмент будет способствовать развитию отечественного экспорта.

Самой истории создания проекта уже более 20 лет. Впервые вопрос о создании такого агентства поднимался еще в далеком 94 году, но тогда никто не видел целесообразности в нем. Второе дыхание проект получил в 2010 году. Тогда международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers даже предложила помощь в создании проекта "под ключ". И снова, проект встретил яростное сопротивление, которое свело на нет все попытки его создания. Вероятно, о проекте забыли бы на долгие годы, если бы не потеря значительной части экспорта после разрыва торговых отношений с Россией. Проект снова получил шанс на жизнь. Тем не менее, и эта попытка встретила яростное сопротивление. Противники придумывали разные формальные недостатки, таким образом, оттягивая его создание. Но в итоге формальности были утрясены и многострадальный проект получил одобрение парламента.

И вроде бы все уже готово. Закон принят. Деньги, пусть и копеечные, найдены. Но снова очередное торможение. МЭРТ вместо немедленного запуска отодвинул проект в долгий ящик. Аргументировалось это тем, что не все готово к запуску. Непонятные исследования, консультации, доработки, согласование приоритетных направлений финансирования и решение многих других второстепенных деталей привели к тому, что с момента принятия закона проект не продвинулся ни на шаг вперед. Прошел год, а воз и ныне там.

Именно по этому вопросу был собран круглый стол в парламенте на тему: "Год закона про ЭКА. Почему тормозят украинский экспорт?". Многие участники выступили с резкой позицией, критикуя бездействие МЭРТ в этом направлении. Высказывалось даже мнение, что МЭРТ умышленно саботирует создание агентства. Выдвигались предложения, что виновных нужно привлечь к ответственности. В свое оправдание замминистра Наталья Микольская пообещала, что он запустится только через 4 месяца. Другие же участники упрекнули ее в том, что оно должно было запуститься еще полгода назад. В целом, все участники круглого стола достигли согласия, что проект нужно запускать немедленно.

"Мы ждем ЭКА как инструмента, который создаст для нас внутренний рынок в Украине, ведь ЭКА потянет машиностроение на экспорт, а оно, в свою очередь, повлечет всех остальных, кто "наполняет" эту сферу. Эффект от работы ЭКА будет возвращаться государству деньгами в виде налоговых поступлений, генерируемых "белой" промышленностью Украины. Мы за ЭКА и рассчитываем, что оно будет создано как можно быстрее", – подчеркнул директор по корпоративным отношениям трубно-колесной компании "Интерпайп" Дмитрий Кисилевский.

Почему такое важное агентство встречает такое сопротивление? Вероятно, во многом из-за непонимания сути его работы. Да, сейчас действительно мало кто понимает специфику работы ЭКА. Потому необходимо показать на примерах, почему так критически важно его запустить.

Пример первый. Все помнят ситуацию в 2012 году, когда Украина перед Евро 2012 закупила корейские электропоезда Hyundai. Тогда многие критиковали правительство за то, что они купили корейские поезда вместо своих. Конечно, критика выглядит очень уместной, пока подробнее не узнать все особенности сделки. А согласно ее условиям украинскому правительству не нужно было сразу оплачивать всю сумму контракта. Их нам позволили купить в кредит. Кредит на покупку этих поездов Украине предоставил аналог ЭКА – Корейский Эксим Банк. Он дал Украине кредит, чтобы мы имели возможность оплатить покупку этих поездов. По факту, деньги мы даже не получали на счет. Они сразу были перечислены на счет компании Hyundai. Примерно таким образом работает ЭКА.

Отсюда возникает вопрос. Если бы контракт выиграл наш КВБЗ, то каким бы образом государство могло бы купить эти поезда? Например, за предоплату. Или, если бы оплата осуществлялась по факту поставки, сам завод вынужден был найти финансирование, чтобы иметь возможность построить эти поезда, которые бы он поставил украинскому правительству. Это бы заняло очень много времени. У корейцев эта процедура решилась автоматически быстро.

Пример второй. Если зайти на сайт "Рено Финанс", нетрудно увидеть, что там можно получить кредит под символическую, фактически нулевую ставку, на покупку авто. Откуда такая щедрость, если в нашей стране стоимость кредита превышает 20% годовых и выше? Снова же налицо работа ЭКА. Оно помогает французской компании финансировать наших граждан на покупку их же авто! Гениально, не правда ли?

В этом и заключается суть работы ЭКА. Оно кредитует иностранных граждан и предприятия для того, чтобы они имели возможность купить в рассрочку продукцию, производимую в нашей стране. Именно ЭКА является тем инструментом, благодаря которому развивается экспорт в современном мире. Именно ЭКА позволит украинским компаниям продавать даже в тех случаях, когда покупатель не может оплатить сразу стоимость нашей продукции. ЭКА также даст возможность украинским предприятиям не влезать в кредиты, так как кредит берет покупатель. Потому такое агентство критически важно иметь и нашей стране. Ведь в условиях низкого внутреннего спроса только экспорт позволит выбраться Украине из экономической ямы.

Павел Вернивский,
эксперт института им. Александра Поля

МинПром

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢