Окрыление авангарда

В постоянной экспозиции искусства ХХ века в Новой Третьяковке на Крымском Валу появилось одно из самых известных произведений русского авангарда — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер «Летатлин».

О шедевре, обретшем наконец правильный дом, рассказывает Кира Долинина.

«Высокий человек стоял на маленькой сцене. Зал был переполнен. Высокий человек не был актером, он не пел, не читал, не играл на скрипке, у него были красные руки мастерового.

Над публикой колыхалась ширококрылая птица, напоминавшая альбатроса с известной картинки. Она парила над стульями, подвешенная к потолку, и было непонятно, как попала она сюда, как влетела она в этот зал.

Птица была без оперения. Это был остов, но уже живой.

Татлин говорил со сцены:

— Расчеты? Пусть товарищи инженеры не обижаются на меня: а вы спрашивали ворону, по каким расчетам сделаны ее крылья?

В зале засмеялись, кто-то хлопнул в ладоши.

— Вы спрашивали, почему она летает,— продолжал он,— нет? И напрасно. Я был матросом. Чайки летели за нашей кормой и, заметьте, не уставали. Три дня летели и все не уставали… Выходит, что они устроены совершеннее наших аэропланов. Действительно, у птиц пластичная конструкция, а у аэропланов — жесткая. У них живые, мягкие крылья, а у аэропланов — мертвые».

Свидетельство писателя Исая Рахтанова, который видел первый показ «Летатлина» на вечере Владимира Татлина в Московском клубе писателей в 1932 году, передает голос. Голос художника, который в этот момент еще верил в полет своего «Летатлина», в возможность одарить человечество средством индивидуального свободного полета: «Летать птицы учатся с детства, и люди также должны этому учиться.

Когда у нас будут делать столько же “Летатлинов”, сколько сейчас делают венских стульев, тогда ребятам придется учиться летать лет с восьми… Во всех школах будут уроки летания, потому что летать человеку тогда будет так же необходимо, как сейчас ходить».

Но «Летатлин» не полетел, даже хуже — он и не попытался взлететь: по дороге к первым испытаниям одно крыло махолета было повреждено, и взлет стал невозможен. В том же 1932-м три аппарата и набор чертежей были выставлены в Государственном музее нового западного искусства, но вскоре уже и весь полет русского авангарда был прерван.

Сам Татлин нашел пристанище в академичнейшем МХАТе, два из трех его «Летатлинов» разошлись по кускам, а третий, самый технически многообещавший, после долгих мытарств оказался в составе фонда Центрального музея военно-воздушных сил Российской Федерации в Монино, где жил в мирном соседстве с другими махолетами, позабыв свое романтическое происхождение. Его создатель утверждал, что сделает вещь «ну не меньше Венеры Милосской», но кто помнит о Венере, разглядывая протосамолеты?

Формально Музей ВВС передал «Летатлина» галерее на временное хранение, и все же его новоселье — огромное событие. До сих пор «Летатлина» если показывали, то в копиях, а во всех историях искусства он живет и вовсе в туманных фотографиях. Отныне он, наконец-то отреставрированный, будет парить над залом, в котором будут размещены другие работы Татлина, и девятиметровым размахом своих крыльев напоминать о художнике, который мечтал осчастливить человечество.

Образ орнитоптера, родившийся в стихах Хлебникова в 1912 году, у Татлина обрел чистую форму предмета-идеи, художественного концепта с изначально заложенной в него прагматической функцией. Дерево, сталь, китовый ус, ткань, чистейшей прелести изгиб основной части, ребра и фаланги крыльев, прекрасное отсутствие плоти, невесомая люлька-корзина для лежащего пилота. Не столько инженерия, сколько дизайн.

Не столько утопия, сколько воплощенная мечта. «Изобразительное дело», как называл то, что он производит, сам Татлин. Здесь нет места многовековым сомнениям и надеждам, что человек сможет полететь, здесь твердая уверенность в этом. Именно такие «птицы» должны летать вокруг 400-метровой Башни Третьего Интернационала, именно об этом писал Хлебников свое «Пусть Лобачевского кривые покроют города» — это даже не будущее, это просто реальное завтра.

Говорят, на летательном аппарате Леонардо можно летать. «Летатлина» так никто и не испытал. Художнику, наверное, было бы приятно, если бы он полетел. Но нам все-таки важно иное: его присутствие в нашем культурном бэкграунде, его реальный полет под потолком Третьяковки, его существование в нашем бренном мире — это тихий голос самого романтичного и самого земного из мастеров русского авангарда.

Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

МинПром

    

Новини

12 Лютого 2024

Велика Британія розпочне перегляд квот на імпорт г/к прокату

Єврокомісія розглядає можливість розширення захисних квот на сталь

Польські фермери заблокували ще три пропускних пункти на кордоні

На кордоні з Польшею вже накопичилося більше тисячі вантажівок

Україна скоординувала з партнерами процес конфіскації активів рф

Конфлікт на Близькому Сході загрожує світовій економіці – МВФ

Експорт сталі з ЄС у січні-листопаді скоротився на 3% 

Ставки фрахту в портах Дунаю та Великої Одеси стабілізувалися

Rio Tinto та BHP співпрацюватимуть з BlueScope у виробництві зеленого чавуну

На завершення розпочатих проєктів відновлення треба ще 10 млр грн

За добу Україна експортує більше електроенергії, ніж імпортує

Японія виділить 106 млн дол на підтримку України

Aurizon знизила прогноз обсягів видобутку австралійського вугілля

Укргазвидобування встановило п’ятирічний рекорд з видобутку газу 

Українським морським коридором експортували вже понад 22 млн тонн вантажів

ЄС збирається відмовитися від ртуті

ВСІ НОВИНИ ⇢