Итальянская прописка для Миттала

Публікації

Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.

Впервые за последнее время Италия опередила Украину и вошла в десятку лидеров по версии ассоциации World steel в октябре 2016-uj. После чего страны периодически менялись 10-11 местами. Это произошло из-за перебоев в снабжении сырьем металлургических комбинатов в Мариуполе. А на них приходится 25% всей стальной выплавки в Украине.

Перебои возникли по вине руководства железнодорожного госмонополиста ПАО "Укразизныця", которое вот уже 3 года кормит мариупольских металлургов обещаниями улучшить пропускную способность по грузовым поездам на проблемном перегоне "Камыш-Заря  Волноваха". Но дальше обещаний, к сожалению, дело не двигается. Между тем планируемый выход меткомбината в Таранто, крупнейшего в Европе, на проектную мощность 12 млн тонн в год позволит Италии вернуть статус одного из ведущих игроков на европейском стальном рынке.

Миссия в Таранто

Трудности на комбинате, который в то время входил в группу Riva Steel, начались в 2008-2009 гг. В результате первой волны глобального кризиса в металлургии численность занятых на производстве Ilva уменьшилась с 20 до 16 тыс. чел., выплавка стали  до 8,5 млн тонн. Затем на комбинат обратили внимание государственные контролирующие органы.

Его владельцев, семейство Рива, обвинили в уклонении от уплаты налогов и нецелевом использовании денег, которые выделялись из бюджета на экологические программы. В итоге все закончилось национализацией Ilva в 2013 г. Однако самостоятельно управлять данным активом правительство Италии не имело то ли желания, то ли возможности и практически сразу взялось подыскивать для комбината нового владельца.

Поиски затянулись почти на 4 года. За это время численность занятых упала до 3-5 тыс., соответственно снизились и объемы производства. Год назад оно полностью прекратилось. Много кто присматривался к активу в Таранто, но до покупки дело не дошло. Одной из причин было начатое Еврокомиссией в 2016 г. расследование относительно незаконного финансирования экологических программ Ilva итальянскими властями.

Изначально речь шла о 300 млн евро, потом сумма была увеличена без указания итоговой цифры расходов, которые официальный Брюссель посчитал сомнительными. Данное расследование, кстати, еще не закончено и сейчас не ясно  придется ли комбинату, точнее, его новому владельцу, возвращать деньги в итальянский госбюджет и платить штрафные санкции. Между тем речь идет о довольно больших суммах.

Возвращаясь к продаже Ilva, стоит отметить, что местные игроки оказались слишком слабы, чтобы самостоятельно "проглотить" такой актив. Даже после присоединения государственного банка Cassa Depositi e Prestiti к холдингу Delfin Леонардо дель Веккио и стальной компании Arvedi летом 2016 г. этот консорциум смог предложить за комбинат цифру в диапазоне от 500 млн до 1 млрд евро, по данным СМИ.

И только благодаря подключению крупных индийских компаний правительство Италии смогло выручить за Ilva фантастическую, как по нынешним временам, сумму. В итоге главными претендентами оказались Jindal Steel и ArcelorMittal, которым итальянские власти уже давно "сватали" комбинат в Тарранто. Но индусы, как переборчивый жених, все приценивались, не решаясь сделать предложение требовательной невесте.

Победа в приватизационном конкурсе ожидаемо досталась ArcelorMittal. Черная полоса для концерна Л.Миттала закончилась в 2016 г., по итогам которого он получил чистую прибыль 1,78 млрд долл. по сравнению с убытком 7,95 млрд долл. за 2015 г. Чистый долг ArcelorMittal в 2016 г. уменьшился на 4,6 млрд долл., до 11,1 млрд долл. Результаты за I кв. текущего года оказались не менее впечатляющими: операционная прибыль выросла на 140% в годовом сравнении, до 2,231 млрд долл.

У Jindal Steel все гораздо менее радужно. Компания по итогам 2016-2017 финансового года с окончанием 31 марта вырвалась в лидеры по стальному производству в Индии, опередив SAIL и Tata Steel. Но при этом осталась убыточной. По итогам января-марта текущего года отрицательный финансовый результат составил 15,46 млн долл. Тем не менее финальные предложения AM и JSW оказались довольно близки.

Л.Миттал предложил за Ilva 2 млрд евро плюс инвестиции в его модернизацию 2,3 млрд евро, но с условием сократить штат до 8,4 тыс. чел. с прежних номинальных 16 тыс. Невин Джиндал был готов заплатить 1,85 млрд евро и обязался немедленно задействовать 9,8 тыс. рабочих, инвестировав в производство 3,1 млрд евро.

Нюанс только в том, что изначально JSW вместе с партнерами хотели задействовать только 7,8 тыс. чел. персонала в 2018 г. и далее увеличить его до 10,3 тыс. чел. к 2023 г. Именно это и стало решающим аргументом в пользу АМ  поскольку повысить ставки JSW решила уже после того, как победитель конкурса был определен  хотя и не объявлен официально.

Ilva-индикатор для еврометаллургии

Продажа меткомбината Ilva стала крупнейшим событием M&A в европейской металлургии за последние 10 лет. Для сравнения: китайская Hebei Steel купила сербский меткомбинат Zelezara Smederevo в апреле 2016 г. за… 46 млн евро, пообещав инвестировать в комбинат, по меньшей мере, 300 млн евро и сохранить его 5-тысячный персонал. Проектная мощность этого предприятия – 2,2 млн тонн в год.

В пересчете на тонну выпускаемой готовой продукции получим, что китайцы за Zelezara Smederevo заплатили из расчета 21 евро/тонну, а Л.Миттал за Ilva  166 евро/тонну, т.е. в 8(!) раз дороже. Разница получается просто колоссальная. Конечно, Л.Митталу не впервой переплачивать: например, комбинат "Криворожсталь" в 2005 г. он купил за 4,79 млрд долл., тогда как аналитики оценивали его рыночную стоимость в 3,1 млрд долл. Тогда в пересчете на единицу готовой продукции индус заплатил 536 евро/тонну, в 3,23 раза дороже, чем за итальянский комбинат.

Но Л.Миттал не так глуп, как может показаться. В отношении импорта металлопродукции из Сербии Еврокомиссия уже пригрозила начать антидемпинговое расследование. Другими словами, возможности китайцев продавать на европейском рынке свой металлопрокат, изготовленный в Смедерево,  остаются очень ограниченными. А именно это и было, безусловно, их главной целью. Ради этого они согласились на инвестиции, социальные обязательства и т.д. по Zelezara Smederevo.

Что же касается комбината в Таранто, здесь ситуация иная. Вероятность антидемпингового расследования против итальянских металлургов не выше, чем против немецких. Поскольку итальянская экономика  третья по величине в ЕС. Это, с одной стороны, гарантирует приличные объемы сбыта металлопродукции на местном рынке, а во-вторых, обеспечивает политическую значимость Италии в Евросоюзе. А значит, и защиту ее экономических интересов.

Тогда как с Сербией, конечно же, никто считаться не будет. Хотя ее премьер Александр Вукич и выразил возмущение действиями Еврокомиссии в отношении Zelezara Smederevo. Итак, насколько Италия экономически мощнее и политически влиятельнее Сербии, настолько и металлургический завод в этих странах стоит дороже либо дешевле. В этом контексте разница в 8 раз в пересчете на тонну производимой стали выглядит вполне корректно.

Но, несмотря на рекордную сумму сделки по Ilva, также можно сказать, что нынешняя ситуация в европейском ГИК все равно далеко не такая радужная, как до кризиса  исходя из удельного соотношения стоимости одной тонны сталеплавильных мощностей для Л.Миттала в Кривом Роге и в Тарранто.

Тем не менее, если сейчас владелец крупнейшего в мире горно-металлургического концерна вкладывает такие деньги в приобретение знакового актива, вокруг да около которого он ходил почти 4 года  это о многом говорит. В первую очередь о том, что худшие времена для европейской металлургии остались в прошлом. Чего, к сожалению, пока никак нельзя сказать об украинский металлургии.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢